1

«Бег» (1970)

«НЕ БУДЕМ ПРОКЛИНАТЬ ИЗГНАНЬЕ…»

«Бег», пожалуй, единственный в советском кинематографе фильм, где белогвардейцы и эмигранты показаны не как опереточные злодеи, а как люди, пережив­шие страшную трагедию - утрату Родины.

  Титры:

«БЕГ»

«Мосфильм», 1970 год.

Режиссеры:

Александр Алов,

Владимир Наумов.

Сценаристы:

Александр Алов,

Владимир Наумов.

(по мотивам произве­дений Булгакова).

Оператор:

Леван Пааташвили.

Композитор:

Николай Каретников.

В ролях:

Людмила Савельева,

Алексей Баталов,

Михаил Ульянов,

Татьяна Ткач,

 

Владислав Дворжецкий,

Евгений Евстигнеев,

Олег Ефремов,

Владимир Заманский,

Владимир Басов и другие.

 

ДВОЕ НА ОДНОМ БЕРЕГУ

В конце 60-х закончилась так много обещавшая хрущевская «оттепель», и интеллигенция почувствовала себя обманутой. Именно в это время Алек­сандру АЛОВУ и Владимиру НАУМО­ВУ попала в руки пьеса Михаила Булга­кова «Бег». Тема краха идеалов оказалась актуальной, и они решили ее экранизиро­вать. Была лишь одна непреодолимая проблема: после резкой критики Сталина пьесу назвали антисоветской. Режиссе­ры включили в сценарий героев из «Бе­лой гвардии» и «Черного моря». Кроме того, ввели реальные исторические лица, рассчитывая на то, что в глазах чиновни­ков фильм о Гражданской войне от этого только выиграет.

Фильм долгое время не мог пробиться на экраны. От забвения «Бег» спасло чудо… Владимир Наумов вспоминает «Мы с Михаилом Ульяновым летели из Чехословакии в Москву. И вдруг нас позвали в салон для важных персон. Входим и видим два живых «портрета» - членов Политбюро, которые играют в домино. Им не хватало еще двух партнеров. А мы-то играть толком не умели, но согласились - на интерес. Если выиграем, попросим что хотим. И представьте, выиграли, и наш «Бег» разрешили!» Творческий союз Александра Алова и Владимира Наумова продолжался 30 лет. Они сняли 10 фильмов, среди которых «Павел Корчагин», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43». Александр Алов умер 13 декабря 1983 года на съемках фильма «Берег».

 

МИСТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА

Консультантом фильма была Елена Сергеевна Булгакова, третья жена и муза пи­сателя. Режиссер признавался, что благодаря ей на площадке ощущалось присут­ствие самого Булгакова: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..» Ссылаясь на незримую связь с усопшим мужем, Елена Сергеевна предлагала новые сцены. Например, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мертвого будет несподручно брить!»

В 1969 году соавторы приступили к работе. Актерский ансамбль собрали блестящий: Алексей БАТАЛОВ, Михаил УЛЬЯНОВ, Евгений ЕВСТИГНЕЕВ, Олег ЕФРЕМОВ, Михаил ГЛУЗСКИЙ, Люд­мила САВЕЛЬЕВА, Владимир БАСОВ. Пригласили из Омска никому не извест­ного тогда Владислава ДВОРЖЕЦКО­ГО. Режиссеров так поразили «инопла­нетные» глаза актера: только он сможет сыграть генерала Хлудова, «человека с выжженным взглядом». «Съемки нача­лись с невероятно сложной сцены, где к моему герою в поезде является призрак солдата Крапивина, - вспоминал актер. - Мне было ужасно страшно!»

На «Мосфильме» были построены грандиозные декорации - дворцовые ан­самбли, квартиры, железнодорожные коммуникации. Константинополь тоже был декорацией! Помните кадры, где ге­нерал Чарнота, стоя на балконе дома, произносит монолог? Были и съемки на натуре, правда, подпольные. Получить разрешение на работу в Стамбуле не уда­лось, поэтому оператору Левану ПАА­ТАШВИЛИ пришлось целый день бро­дить по турецкой столице и снимать общие планы скрытой камерой. Он был безмерно счастлив, что его не поймали. «Турецкие» улочки уже легально снимали в болгарском Пловдиве, форсирование Сиваша под Севастополем и в Закарпа­тье, зимние сцены - в Саввино-Сторожевском монастыре под Москвой, а визит Чарноты и Голубкова к Корзухину - в Па­риже.

Дольше всего искали натуру для снов Хлудова. Оператору приглянулось соленое озеро Баскунчак под Волгогра­дом, но рядом не было воинских частей, откуда режиссеры «рекрутировали» мас­совку: фильм снимали с эпическим раз­махом, в отдельных сценах было занято более пяти тысяч человек. В итоге эти фантасмагорические кадры были сдела­ны в карьерах под Люберцами. Там же сняли основные батальные сцены... Все работали четко и слаженно. Эпизод, в ко­тором красноармеец на полном скаку подхватывает с земли упавшее знамя, был снят с одного дубля! К слову, каскаде­ры и сами не получили ни единой травмы, не повредили ни одной лошади.

 

УСАТЫЕ АРТИСТЫ

Одной из самых сложных стала сцена тараканьих бе­гов: «усачи» оказались очень капризными! Пришлось вызывать дрессировщиков. Они отобрали лучших осо­бей, придумали им имена и кормили деликатесами и витаминами. Но как только включали софиты, усатые артисты в панике разбегались! Киношники хотели за­казать на заводе тараканов-роботов, но «продукция» оказалась им не по карману. Наконец нашли выход: в конце беговых дорожек установили ящички, оклеен­ные черным бархатом. Когда зажигался свет, тарака­ны устремлялись туда, в темноту.

 

ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА 

Группа остановилась в гостинице «Бонапарт», непо­далеку от церкви Сан-Сюльпис. «Когда нам разреши­ли подняться на самый верх, взору предстали кучи хлама. Стало понятно: кроме нас, сюда за последние сто лет никто не поднимался. Зато открылась заме­чательная панорама Парижа, - вспоминал Паата­швили. После съемок нужно было подписать акт о расходах у французского юриста. Но вместо штампа он написал: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». А когда киношники сказали, что это для советской бухгалтерии не годит­ся, француз жутко оскорбился.

 

ПО ПАРИЖУ – БЕЗ ШТАНОВ!

Михаил Ульянов долго не мог решиться на съемки сцены, в которой генерал Чарнота разгуливает по Парижу в исподнем. Но, как оказалось, Париж ви­дел и не такое - прохожие даже не обратили вни­мания на странно одетого гражданина. «А ты боял­ся, - успокаивали Ульянова коллеги. - Да парижане вообще забыли, что такое кальсоны!»

Последняя встреча Наумова и Булгаковой состоялась накануне премьеры. Они до­говорились, что утром он позвонит и пришлет за ней машину. Прощаясь, Елена Сер­геевна спросила: «Скажите, Володя, почему вы в трауре?» Он ответил: «Это не траур, просто Женя ЕВТУШЕНКО привез мне из Америки модную рубашку в подарок» (на Наумове была черная рубашка с белым воротником). Когда на следующий день Нау­мов позвонил Елене Сергеевне, трубку снял ее сын и сказал: «Мама умерла...»

 

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Фильм «Бег» - первая отечественная экранизация по произведениям Михаила Булгакова.

2. Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность, чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz