1

«Приключения Буратино» (1975)

«СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ?»

Буратино, счастливый обладатель золотого ключика, на знал, что истинным владельцем сокровища является режиссер, который в сувенирном магазине заплатил за этот реквизит тридцать рублей из своего кармана.

 Титры:

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

«Беларусьфильм»,

ТО «Телефильм», 1975 год.

Режиссер:

Леонид Нечаев.

Сценарий:

Инна Веткина.

Композитор:

Алексей Рыбников.

Стихи:

Булат Окуджава,

Юрий Энтин.

В ролях:

Дима Иосифов (Буратино),

Таня Проценко (Мальвина),

Рома Столкарц (Пьеро),

Томас Аугустинас (Артемон),

Гриша Светлорусов (Арлекин),

Николай Гринько (папа Карло),

Юрий Катин-Ярцев (Джузеппе),

Рина Зеленая (черепаха Тортилла),

Владимир Этуш (Карабас-Барабас),

Ролан Быков (кот Базилио),

Елена Санаева (лиса Алиса,

Владимир Басов (Дуремар),

Баадур Цуладзе (хозяин харчевни «Трех пескарей»).

 

СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Когда начинающему режиссеру Леони­ду НЕЧАЕВУ предложили снять мульт­фильм про деревянного человечка и его друзей, тот удивился: к анимации он не имел ни малейшего отношения.

 

 

 

Но сце­нарий Инны Веткиной ему понравился, и он согласился. «На основе этой исто­рии, - вспоминает Леонид, - я написал сценарий двухсерийного музыкального фильма, и, представьте, мою авантюру утвердили».

 

 

 

КТО-ТО ТЕРЯЕТ, А КТО-ТО НАХОДИТ

Изначально на роль кота Базилио пробовались Виктор ПАВЛОВ и Бронислав БРОНДУКОВ, причем в образе лисы Алисы каждый видел свою жену.

Но эту парочку мошенников доверили сыграть совсем друтой супружеской чете - Ролану БЫКО­ВУ и Елене САНАЕВОЙ. При этом Быкова мучили сомнения: «Да ну, какой там Нечаев! Мы его не знаем, давай откажемся!» - уговаривал он жену. Но Санаевой очень хо­телось воплотить на экране яркий образ. В случае «забастовки» она пригрозила мужу поехать а Минск одна...

 

 

 

На роль Дуремара режиссер прочил киевского актера Леонида ПЕРФИЛОВА. но руководство студии отвергло его кандидатуру. Тогда Пригласили Валентина ГАФ­ТА. Артист был всем хорош, однако подве­ло его атлетическое сложение. Как только на пробах он разделся, сразу стало ясно - это не Дуремар. А вот субтильный Влади­мир БАСОВ подошел идеально.

Сыгравший хозяина харчевни «Три пескаря» Баадур ЦУЛАДЗЕ с удоволь­ствием вспоминает эту роль. «После «Буратино» я сыграл множество серьезных и комедийных персонажей, - признавал­ся впоследствии актер, — но до сих пор меня узнают на улице как корчмаря из этого детского фильма».

 

 

 

КАРАБАС И ЕГО КОМАНДА

Из участвующих в картине детей лишь исполнитель главной роли Дима ИОСИФОВ связал свою судьбу с кинематографом.

Окончил актерский факультет ВГИКа и режиссерское отделение Бело­русской академии искусств, снялся в двенадцати картинах, работал над проектом «Последний герой», стал режиссером двух серий «Убойной силы».

Гриша Светлорусов (Арлекин) окончил Высшую школу КГБ.

Томас Аугустинас (Артемон) уехал в Канаду, где стал успешным бизнесменом.

 

 

 

 

Рома Столкарц (Пьеро) работает педиатром в Израиле.

Вместе с мамой Таня Проценко ехала в поезде Москва — Минск, и их соседкой по купе оказалась ассистент режиссера, которая давно и безрезуль­татно искала подходящую кандидатуру на роль Мальвины Маленькая попутчица настолько ей понравилась, что она уговорила родителей отпустить девочку на съемки…

Сегодня Татьяна занимается компьютерной графикой и продолжает отказываться от назойливых предложе­ний поработать в кино и на телевидении. Диму Иосифова режиссер Нечаев увидел в Минске, в подземном переходе, и сразу пригласил на роль... Арлекина.

Дмитрий признается что не испыты­вал особого желания изображать Буратино. Ходить три месяца в парике и с при­клеенным носом для девятилетнего парнишки с живым характером испытание не из легких, а тут еще потребовалось сбрить брови и наклеить вместо них фетровые полоски. Зато какой получился образ!

 

Даже свои отношения с товарищами по киногруппе Дима невольно строил в соответствии со сценарием: Ни­колая ГРИНЬКО (папу Карло) и Юрия КА­ТИНА-ЯРЦЕВА (Джузеппе) любил, как родных, а Владимира ЭТУША (Карабаса) немного побаивался. «Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки». - признавался актер в одном интервью.

После этого Этуш жаловался режиссеру - «Какой злой мальчишка этот Димка! Он ведь шишку бро­сает, а метит мне в голову. И обязатель­но попадает, безобразник!»

Дублеров у юных актеров не было. Все трюки они выполняли сами. «Помните сце­ну в харчевне с кувшином, в котором пря­чется Буратино? - рассказывал, улыба­ясь, Дмитрий. - Сосуд был огромный и тяжелый, и все боялись разбить eго, попав в него пивной кружкой: ребенок же внут­ри! А снять надо было с первого дубля: кувшин был единственным».

 

Режиссер для верности утяжелил кружку булыжником и, подбадриваемый бесстрашным Димой («Кидайте, чтоб наверняка»). швырнул прямо в цель: кувшин раскололся, его горловина оказалась на плечах мальчика, как и было задумано. По площадке пронесся вздох облегчения.

 

 

 

 

ЧЕРЕПАХА-ПЕВИЦА

В роли «старого плавучего чемодана» Topтиллы, Нечаев желал видеть только Фа­ину РАНЕВСКУЮ, но актриса плохо себя чувствовала. «Интересное предложение, - заявила сна. - Мне только черепаху и играть! Я согласна в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде».

Эту роль исполни­ла Рина ЗЕЛЕНАЯ. Позже актриса призна­валась, что даже не подо­зревала, насколько популярным у зрителей окажется ее персонаж.

Для почтенной дамы съемки на забо­лоченном водоеме едва не закончились трагедией. Встречу Буратино с черепахой снимали под Минском на специально выкопанном пруду. Дело было в ноябре: тем­пературе воздуха — плюс восемь, воды — плюс четыре.

Артисты замерзали. Хуже всего приходилось снимавшимся в роли лягушек маленьким спортсменкам. «Они плавали вокруг, - вспоминала Рина Зеленая, - катали меня по всему пруду, а я сидела в золотом кресле, ко­торое стояло ни маленьком плоту, по­крытом огромным листом кувшинки. Когда по окончании съемки я вышла на сушу, то обнаружила, что ножка кресла подломилась и держится на одном гвоз­дике. Хорошо, что она не сломалась во время съемки, а то купалась бы я в пру­ду вместе с лягушатами, и были бы испорчены кадр и моя шляпа - и съемочная группа потеряла бы целый день».

 

 

 

По свидетельству же Дмитрия Иосифова, актриса в тот день не выдержала и заявила режиссеру: «Если еще раз заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!»

В другой раз Рина Васильевна показала характер, когда наотрез отказалась петь один из трех куплетов написанного Юрием Энтиным романса Тортиллы. Как ни уговаривали актрису, она твердо сто­яла на своем: «Я уже пожилая, и слова будут ассоциироваться со мной. Все будут надо мной смеяться».

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz