1

«Собака на сене» (1977)

«ПОЩЕЧИНЫ МУШКЕТЕРУ»

Что испанцу хорошо, то для русского - повод достать валидол. Взявшись за экранизацию пьесы Лопе де Вега «Собака на сене», режиссер Ян ФРИД даже не подозревал, в какой кошмар для него превратится работа над веселой и незатейливой комедией.

  Титры:

«СОБАКА НА СЕНЕ»

«Ленфильм», 1977 год.

Режиссер-постановщик:

Ян Фрид.

Автор сценария:

Ян Фрид.

Оператор-постановщик:

Евгений Шапиро.

Художник-постановщик:

Семен Малкин.

Композитор:

Геннадий Гладков.

В ролях:

Маргарита Терехова

(Диана),

Михаил Боярский

(Теодоро),

Ар­мен Джигарханян

(Тристан),

Елена Проклова

(Марсела),

Зи­наида Шарко

(Анарда),

Игорь Дмитриев

(граф Федерико),

Ни­колай Караченцов

(маркиз Ри­кардо),

Эрнст Романов

(старый граф)

и другие.

 

ЯЙЦА КУРИЦУ НЕ УЧАТ?

В киногруппе Яна Фрида («Летучая мышь», «Сильва», «Двенадцатая ночь») собрались корифеи: оператор Евге­ний ШАПИРО, снимавший знамени­тую «Золушку», композитор Геннадий ГЛАДКОВ - автор песен к «Бременским музыкантам» и «Обыкновенному чуду», художник по костюмам Татьяна ОСТРО­ГОРСКАЯ, славившаяся умением со­здавать туалеты XVII века из подручных материалов. А какие актеры: Маргарита ТЕРЕХОВА, Михаил БОЯРСКИЙ, Армен ДЖИГАРХАНЯН, Николай КАРАЧЕН­ЦОВ!

Место как нельзя лучше подходило для съемок бурной истории любви - Ливадийский дворец на берегу Черного моря, где, кстати, в 1945-м состоялась Ялтин­ская конференция глав правительств, трех союзных держав.

 

 

Однако Яну Борисовичу не удава­лось выстроить мизансцены, задать необходимый тон эпизодам. Мастер ки­нооперетты привык к коротким му­зыкальным партиям, а у героев были длинные монологи.

 

 

 

«Когда мы через не­сколько дней посмотрели отснятый ма­териал, то лишились дара речи, - расска­зывала Маргарита Терехова. - Все было настолько плохо, что каждому из нас потребовался валидол». Решив, что настала пора спасать общее дело, ис­полнители главных ролей вооружились томиками Лопе де Веги и стали самосто­ятельно работать над ролями, активно вмешиваясь в режиссуру, отчего Ян Фрид впал в депрессию.

Терехова обратилась за помощью к старшим коллегам. Фаина РАНЕВСКАЯ посоветовала ей: «Делайте все из первых уст». Клара ЛУЧКО, имевшая опыт рабо­ты с Фридом, тоже подпила масла в огонь: «Ой, да что вы, Маргарита! Снимая «Две­надцатую ночь», мы всегда говорили: «Янек, ты посиди, мы все сами сделаем!».

 

 

Затем артисты отправились к матери режиссера Ильи АВЕРБАХА - потом­ственной княгине - обучаться велико­светским манерам, искусству двигаться и говорить...

 

 

Удивительно, но Ян Борисович про­явил редкое смирение, наблюдая за «двоевластием» на съемочной площад­ке. «Наши предложения уже стали принимать, - признавалась Маргарита Терехова, - и мы даже самостоятельно выстроили мизансцену решающего эпи­зода, когда между влюбленными происходит объяснение в любви.

 

 

И все же было тяжело. От этой постоянной борьбы я даже заболела - пришлось полежать в клинике. А Фрид ждал, так как основной материал уже отсняли, и нельзя было, на мое счастье, заменить актрису. Но по­смотрите на результат: этот фильм лю­бят, в нем ничего не коробит».

 

 

С ЛЁГКОЙ РУКИ!

Яну Борисовичу, всегда изысканному, элегантному и вежливому, сложно было убеждать своих пылких актеров. Но и им порой приходилось прибегать к хитрос­ти, чтобы добиться своего. Например, во время съемок памятной сцены с поще­чиной Терехова обратилась за поддерж­кой... к народу.

 

 

«Режиссер приказал не бить Теодоро по лицу по-настоящему, - вспоминала актриса. - Сначала я даже опешила: «А как же тогда надо его бить?» И Фрид объяснил: «Ну, так, знаете, легко, почти не касаясь». Да еще Мишу попросил отсту­пать, прикрываясь плащом. Что-то неве­роятное!

 

 

На мое великое счастье, в этом флорентийском дворике, где мы снима­ли, всегда было полно зрите­лей - туристов, иностранцев, босоногих курортников. Вот я к ним и обратилась: «Товарищи! Если мы играем любовь, должна ли я бить его по-настоящему?» - «Должна-а-а!»

 

 

И бывшая спортсменка Маргарита Терехова (в свое время она возглавляла юношескую сборную Узбекистана по баскетболу), не пожалев своих нежных ручек, от души отхлестала парт­нера по щекам, как того требовал момент.

«Миша едва сдержался, чтобы не дать сдачи. Это очень хорошо было видно по нему. Но... искусство требует жертв. Пос­ле он со слезами на глазах признался мне, что получил пощечины впервые в жизни…».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz