1

«Угрюм – река» (1969)

«ЛЮБОВЬ ОКАЯННАЯ»

Газета «Монд» назвала «Угрюм-реку» самым страстным русским фильмом. А уж французы в этом понимают!

  Титры:

«УГРЮМ-РЕКА»

Свердловская киностудия,

Гостелерадио, 1969 год.

Режиссер:

Ярополк Лапшин.

Авторы сценария:

Валентин Селиванов,

Ярополк Лапшин.

Оператор:

Василий Киржибеков.

Композитор:

Юрий Левитин.

В ролях:

Георгий Епифанцев,

Людмила Чурсина,

Виктор Чекмарев,

Валентина Владимирова,

Гиви Тохадзе,

 

Афанасий Кочетков,

Александр Демьяненко,

Валентина Иванова,

Евгений Весник и другие.

 

4:1 В НАШУ ПОЛЬЗУ

В своем романе «Угрюм-река», пове­ствующем о жизни дореволюционной Сибири, Вячеслав ШИШКОВ говорил: «Это та вещь, ради которой я родился». То же мог бы повторить и Ярополк ЛАПШИН, который загорелся идеей экранизировать произведение: «Подобные истории сами просятся, чтобы из них сделали захваты­вающий фильм. Здесь и детективный сю­жет, и столкновение сильных характеров, и любовь, и предательство, и убийство». При первой же возможности режиссер подал заявку в Госкино, однако ее зарубили, за­явив, что картинам про залихватскую жизнь угнетателей народа на советском экране не место. Но Ярополк Леонидо­вич и его супруга Лариса КОЗЛО­ВА, редактор всех фильмов Лапшина, сдаваться не соби­рались. Лариса Ни­колаевна обрати­лась на Центральное телевидение и вско­ре получила положи­тельный ответ. Бо­лее того, Лапшину предложили снять ни больше ни меньше пятисерийный теле­фильм! Однако он решил, что не потянет такой хронометраж, и подписал договор на четыре серии. В соавторы режиссер при­гласил Валентина СЕЛИВАНОВА. «Сцена­рий мы написали довольно быстро — по­могло высокое качество литературного материала, который нас захватил и увлек», — вспоминал Лапшин.

 

 

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

Самым сложным, оказалось найти ис­полнителя на главную роль: слишком уж непростой нрав был у купеческого сынка Прохора Громова. «Такие персонажи в со­ветском кино были редкостью, - говорил Лапшин. — И у артистов просто не хватало опыта, чтобы сыг­рать их правдиво».

После долгих поисков утвердили Вла­димира ГУСЕВА. Отсняли несколько сцен, и тут во время очередного дубля Гусев упал и сломал ногу. Расставаться с талантливым акте­ром режиссер не хотел и решил приостановить съемки. Но заказчик, Централь­ное ТВ, торопил. Пришлось в экстренном порядке вводить Георгия ЕПИФАНЦЕВА, ко­торый пробовался на эту роль. «Громов очень труд­ная, но самая любимая и близкая роль. Мой герой - забубенная головушка, человек страстей, - рас­сказывал Епифанцев. — Я, может быть, един­ственный раз смог развернуться во всю ширь своей души. Играл по принципу «Эх, размахнись, рука, раззу­дись, плечо!». И Лапшин меня ни разу не одернул!»

 

 

КРАСИВЫЙ ФЕНОМЕН

Людмила ЧУРСИНА, сыгравшая тра­гическую роль Анфисы, стала украшени­ем фильма. А ведь поначалу коллеги не одобряли выбор режиссера. Да что там коллеги! «Как-то ко мне подошел глав­ный бухгалтер студии и говорит: «Ну как вы, Ярополк Леонидович, могли пригла­сить Чурсину?! - смеялся Лапшин. - Она же высокая, худая... Разве мало красивых артисток?» Но режиссер оказался прав на все сто процентов - «высокая, худая» Чурсина вызыва­ла сочувствие у всех женщин!

 

 

На съемках Лапшин опекал будущую звезду и даже хлопотал о повышении ей гонорара. Позднее режиссер признавал­ся, что комфортнее всего ему работалось именно с ней. Людмила Алексеевна на­зывает Лапшина своим крестным отцом, ведь он подарил ей роль, о которой меч­тает каждая актриса: «В Анфисе много истинно русской красоты, но она дана ей на погибель». Параллельно Чурсина сни­малась еще в «Виринее» и «Журавушке». В 1970 году за эти три картины она по­лучила Государственную премию и зва­ние народной артистки РСФСР, минуя титул заслуженной. Исключительный случай в истории советского кино!

 

 

СКОЛЬКО СТОИТ НАРОДНОЕ ДОБРО?

Картину снимали на Свердловской кино­студии. Из-за скромного бюджета экспеди­цию в тайгу пришлось отменить, натуру нашли на Урале: «В роли Угрюм-реки высту­пила Чусовая, снимали в деревне Слободе, в Нижнем Тагиле». Богатые интерьеры дома Громова выстроили в павильоне. Ре­жиссер старался экономить каждую копей­ку, но его все равно упрекали в расточитель­ности. «Въедливый директор студии, увидев отснятый материал, возмущенно восклик­нул: «Этот Лапшин — настоящий транжира! Ради дешевого эффекта он на площадке даже мост построил!» — вспоминал режис­сер. На самом деле монтажеры соединили кадры, снятые в двух разных местах.

 

 

После премьеры фильма на студию пришли тысячи восторженных писем, в том числе и такого содержания: «Наша бригада из первой смены перешла во вторую. Поме­няйте, пожалуйста, время эфира!» А еще зрители требовали показать ленту на боль­шом экране. Сократить фильм до двух серий Лапшин отказался, и в кинотеатрах фильм шел без купюр. На его производство было затрачено всего 240 тысяч рублей, а прибы­ли он принес почти полтора миллиона!

 

 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. В «Угрюм-реке» Прошке предрекали: «Начало у тебя будет хорошее, середка бурная, конец страшный!» Судьба Геор­гия Епифанцева тоже сложилась траги­чески. В начале 90-х ему, чтобы прокор­мить семью, пришлось даже торговать на Киевском рынке. Душевный разлад он «лечил» алкоголем. В1992 году актер погиб под колесами товарного поезда.

2. Ярополк Лапшин снял еще две исторические ленты о становлении капитализма на Урале - «Приваловские миллионы» и «Демидовы».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz