«В бой идут одни старики» (1973)
«ПОЮЩАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ»
Актёр и режиссёр Леонид Быков с детства мечта об авиации. И стал настоящим асом… в кино.
Титры: «В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ» Киностудия им. А. Довженко, 1973 год. Режиссер: Леонид Быков. Авторы сценария: Леонид Быков, Евгений Оноприенко, Александр Салуцкий. Оператор: Владимир Войтенко. В ролях: Леонид Быков, Сергей Подгорный, Сергей Иванов, Евгения Симонова, |
|
Ольга Матешко, Алексей Смирнов, Рустам Сагдуллаев, Юрий Саранцев и другие. |
«ЕСТЬ ОДНА У ЛЕТЧИКА МЕЧТА...»
В 1943 году пятнадцатилетний Леня подал документы в Барнаульское летное училище, куда из-за возраста и маленького роста его не приняли. Два года спустя юноше удалось поступить в ленинградскую спецшколу для летчиков. Правда, проучился он там только месяц - война закончилась, школу расформировали. И все-таки в небо Быков поднялся. Это произошло на съемках картины «В бой идут одни «старики».
МАЭСТРО КУЗНЕЧИК
За основу сценария Быков взял биографию легендарного командира эскадрильи Виталия Попкова, которого однополчане прозвали Кузнечиком. Судьба столкнула их в 1969-м, когда артисты приехали с концертом к военным. Как оказалось, это была уже не первая их встреча. Попков вспоминал: «В 1944 году под Краматорском Леонид в составе ансамбля выступал перед нашим авиаполком. Он, конечно, слышал и о поющей эскадрилье. А я рассказал ему, как сложилась судьба моих товарищей: к концу войны из четырнадцати летчиков одиннадцать стали Героями Советского Союза».
Сам Попков не только дважды Герой Советского Союза, но и дважды герой картины: он послужил прообразом двух персонажей - Кузнечика и Маэстро. Во время войны 19-летний Виталий, выпускник летного училища, командовал эскадрильей, но порой вел себя как мальчишка: прямо на летном поле ловил кузнечиков и дрессировал пса Пирата. Однако Быков счел, что в картине командиром должен быть опытный летчик. Так появился новый герой - капитан Титаренко, он же Маэстро.
ГЕНИЙ ДОБРА
В феврале 1973 года начались кинопробы. На ведущие роли режиссер не побоялся пригласить студентов Киевского театрального института. Когда в середине съемочного процесса ушел Анатолий МАТЕШКО, игравший Смуглянку, Быков подобрал ему замену из этих «желторотиков».
Построив начинающих актеров в шеренгу, режиссер придирчиво осмотрел каждого и остановился напротив Сергея ПОДГОРНОГО. Помолчал и скомандовал: «Читай сценарий, переодевайся, снимай с погон одну звездочку, заштукатурься и через пятнадцать минут - на площадку. Играешь Смуглянку». И сыграл Подгорный блестяще!
Исполнитель роли Кузнечика Сергей ИВАНОВ вспоминал о работе с Быковым: «Он открыл для меня путь в кино и подарил веру в мечту. Гений добра!»
Быков всегда отстаивал и защищал каждого из своих актеров. Однажды его сильно подвел Дмитрий МИРГОРОДСКИЙ. «Ко мне приезжали гости с Кавказа, - рассказывал исполнитель роли комбата, - гуляли до утра. И на съемках я вдруг заговорил... с грузинским акцентом. Первый дубль. Второй... Сцену сняли только на следующий день. Режиссера за это строго отчитали. Он ответил: «Извините, у меня были технические проблемы с пленкой, но я их уже решил». С Быковым я пошел бы в разведку».
А как он отстаивал кандидатуру Алексея СМИРНОВА! Леонид Федорович хотел, чтобы авиатехника Макарыча играл именно он, даже отчество персонажу дал то же, что было у актера. Однако чиновники от кино воспротивились: «Фронтовик с таким глупым лицом? Не бывать этому!» А ведь Алексей Смирнов прошел всю войну и вернулся домой полным кавалером ордена Славы! И тогда Быков поставил ультиматум: или играет Смирнов, или никто!
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ
Аэродром для «второй поющей» нашли недалеко от Чернигова - огромную поляну на берегу Десны. Бюджет картины был ничтожно мал: удалось приобрести всего один самолет. На правом его борту нарисовали звезды и ноты, на левом - дракона со свастикой.
Помог председатель ДОСААФа трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он распорядился передать на баланс Киностудии им. А. Довженко четыре списанных истребителя Як-18 и чехословацкий Z-326, очень похожий на «Мессер- шмитт-109».
Управляли самолетами профессиональные летчики, но режиссер и оператор также не раз поднимались в воздух. Специально для этих съемок придумали устройство, которое крепилось между двумя кабинами, что позволяло установить камеры для крупных планов: пилот выписывал в небе «мертвые» петли, входил в «штопор» и делал развороты, а Леонид Федорович включал камеру и одновременно давил на гашетку, крича в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолет садился, оператор менял кассету с пленкой, и машина снова поднималась в небо. В концесъемочного дня от усталости Маэстро буквально вываливался из самолета на траву аэродрома.
ТРИУМФ «СМУГЛЯНКИ»
Оказывается, знаменитая песня была написана еще в 1940 году. Ее сочинили композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов по заказу политуправления Киевского военного округа. Предполагалось, что «Смуглянка» войдет в песенно-танцевальную сюиту, посвященную Гражданской войне.
«Поющая эскадрилья» много лет спустя.
Однако первое концертное исполнение состоялось лишь в 1945 году, после того как авторы доработали текст и предложили его Александру Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски. Но широкую известность песня получила только благодаря фильму «В бой идут одни «старики».
«Поющая эскадрилья» много лет спустя.
Памятник Леониду Быкову,
актёру и кинорежиссеру, город Киев.
Памятник механику Макарычу из фильма «В бой идут одни «старики»
установили в Харькове на территории университета
Воздушных сил имени И. Кожедуба.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!