1

«Вечный зов» (1973-1983)

«СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ»

Эта киноэпопея была популярна и в прошлом веке, с удовольствием смотрят ее и теперь. Не зря же фильм назвали «Вечный зов».

  Титры:

«ВЕЧНЫЙ ЗОВ»

«Мосфильм», 1976 год.

Режиссеры:

Владимир Краснопольский,

Валерий Усков.

Сценаристы:

Анатолий Иванов,

Константин Исаев.

Композитор:

Леонид Афанасьев.

Автор текстов песен:

Игорь Шаферан.

В ролях:

Вадим Спиридонов,

Николай Иванов,

Валерий Хлевинский,

Петр Вельяминов,

Иван Лапиков,

Владлен Бирюков,

Ефим Копелян,

Михаил Кокшенов,

Ада Роговцева,

Тамара Семина,

Олег Басилашвили и другие.

 

УСПЕШНЫЙ ТАНДЕМ

Успех экранизации романа Анато­лия ИВАНОВА «Тени исчезают в полдень» вдохновил Владимира КРАСНОПОЛЬСКОГО и Валерия УСКОВА на создание телефильма по другой книге этого автора - «Вечный зов». Евгений МАТВЕЕВ, желавший реализовать этот проект, пытался пере­тянуть писателя на свою сторону. Одна­ко Анатолий Степанович был непрекло­нен: «Нет, Евгений Семенович, я своих друзей не бросаю». И друзья его не под­вели! Актеров выбирали режиссеры, но последнее слово оставалось за писате­лем: Иванов лично утвердил всех ис­полнителей. Главным критерием было «не примелькавшееся лицо». После вы­хода фильма на телеэкраны все они стали звездами!

ДВОРЯНИН ВО КРЕСТЬЯНСТВЕ

Создатели сериала искали не популяр­ных артистов, а тех, чьи лица не успели примелькаться. Впервые появился на телеэкране в картине «Тени исчезают в полдень» Петр ВЕЛЬЯМИНОВ. Потомок древнего бояр­ского рода, в прошлом политзаключен­ный, актер настолько органично сыграл председателя колхоза Захара Большако­ва, что в «Вечном зове» ему доверили такую же роль. Впоследствии генсек ЦК партии Константин Черненко призывал всех коммунистов равняться на Велья­минова.

«В то время, - рассказывал артист о своем кинодебюте, — я работал в Сверд­ловске, играл передовика производства в спектакле «Кандидат партии». Красно­польский и Усков увидели меня на сцене, в антракте пришли в гримерку и предло­жили главную роль в картине «Тени ис­чезают в полдень». Я был ошеломлен... Прошло полгода, прежде чем меня вы­звали на пробы, которых в общем-то и не было: сняли один крупный план, и мои «крестные отцы» сразу утвердили меня на роль».

В свою очередь Усков не переставал восхищаться актером: «Петр, несмотря на нелегкую судьбу, остался дворянином. Но, одетый в телогрейку и ушанку, вос­принимался всеми как простой русский мужик, начальник из народа. Люди все­рьез спрашивали его, как сеять!»

Но не одного Вельяминова отождест­вляли с его героем. Так, Иван ЛАПИКОВ воспринимался как опытный председа­тель колхоза, а Ефим КОПЕЛЯН как жестокий помещик.

На актера Вадима Спиридонова выливалась откровенная зрительская неприязнь, адресованная Федору Савельеву (среднему брату), а Аду РОГОВЦЕВУ искренне упрекали в неразборчивости за то, что ее героиня Анна предпочла Ивану Федора.

Самым же любимым для всех без исключения стал младший Савельев - Иван, его жа­лели, радовались его счастью.

МЫ И СЕЕМ, И КОСИМ, И ПАШЕМ...

Председатель кол­хоза Назаров стал са­мой известной ролью Ивана ЛАПИКОВА. Образ получился та­ким органичным, что зрители отождествляли актера с его ге­роем. Крестьяне обращались к нему за советом, как сеять!

Сам Иван Гераси­мович очень дорожил этой работой: «Я не играл судьбу отдельно взятого чело­века, Панкрата Назарова, судьба была во мне самом. Трагическая, битая и врагом, и родной страной судьба про­стого русского мужика...» А Николай ИВАНОВ, сыгравший младшего из братьев, Ивана Савельева, вспомина­ет: «Иван Лапиков не играл, а жил в ка­дре. Актер был наделен таким чутким слухом и острым зрением, что от него ничего нельзя было скрыть - он как рентгеном тебя просвечивал. Без него я никогда не смог бы создать своего Са­вельева».

Ада РОГОВЦЕВА от роли Анны по­началу отказывалась - ее дочь Катя была совсем малень­кой. Актрису уговорили, пообещав предоста­вить няню, но в итоге присматривать за де­вочкой оказалось неко­му. Роговцева разры­валась между дочкой и съемками, и некоторые члены съемочной груп­пы даже заключили пари: молодая мама или сама сорвется, или ее ре­жиссеры выгонят. Но выру­чили коллеги - Вадим СПИРИДОНОВ и Нико­лай Иванов, соперничав­шие на экране, в жизни горой стояли за «Анну» и нянчились с ее доч­кой. «Несмотря на все сложности, я бес­конечно благодарна этой картине, - вспо­минает Роговцева. - Играя Анну, я как бы пересказывала судьбы своих мамы, бабушки, всех женщин того времени. Помню, в Норвегии сни­мали эпизоды, где моей героине было уже 60 лет. Каждый день я выходила из гостиницы в старушечьем гриме. А од­нажды в выходной вышла без грима. Отдаю ключи, портье что-то мне гово­рит. Потом переводчик объяснил: «Он спрашивал, где ваша мама...»

«ВЕЧНЫЙ ВОЗ»

На «Мосфильме» картину называли «Вечный воз» - работа над ней растяну­лась на десять (!) лет. Каждая из 19 се­рий как отдельный художественный фильм, поэтому за год успе­вали снять всего три серии. Съемки проходили на Юж­ном Урале и в Башкирии. Актеры жили бок о бок с местными жителями, про­никаясь крестьянским бытом, а те с удоволь­ствием снимались в массовке. Рассказы­вают, что в эпизоде казни Силантия объ­явился мужчина, кото­рый уверял, что может целых три минуты про­висеть на веревке. Умолял «повесить» именно его!

Два самых неоднозначных героя - Федор Савельев и Яков Алейников - неожиданно полюбились женской аудитории. Вадима Спиридонова и Владлена БИРЮКОВА даже называ­ли советскими мачо. А Анатолий Ива­нов после премьеры сказал Спиридо­нову: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над ролью Федо­ра самым сложным для актера оказа­лись возрастные перевоплощения: сегодня Спиридонов играл 16-летнего паренька, а завтра - 40-летнего муж­чину. Когда нужно было «помолодеть», актеру брили грудь. Потом он шел в баню и буквально «выпаривал» себя, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал кастрю­лями борщ.

В пробах на роль Алейникова актер Новосибирского театра Бирюков обо­шел таких мэтров, как Олег СТРИЖЕ­НОВ и Станислав ЛЮБШИН. На съем­ках Владлен все делал сам: скакал на лошади, спускался по отвесной скале, стрелял. «В романе моего героя распи­ливают живьем, а в фильме сжигают... Мы много спорили по этому поводу. Зрители наверняка заметили в кадре козлы и пилу. Но, как говорится, ружье не выстрелило...

Это сейчас на экране кровь льется рекой. А в то время мы не могли показать такой ужас», - вспоми­нал Бирюков. Образ влюбленного со­трудника НКВД отметили и в органах - актер стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Но поначалу именно из-за этого персонажа киноэпопею не пускали на экран. Тогда Анатолий Ива­нов обратился в Политбюро. Председа­тель Совета Министров СССР Косыгин посмотрел фильм и дал добро.

МУЖСКОЙ ЮМОР

На съемочной площадке «Вечного зова» сложилась особая атмосфера. Утомленные многочасовыми перелета­ми, забывшие о комфорте, артисты от­носились друг к другу трепетно. Однако не обходилось и без розыгрышей. Влад­лен Бирюков вспоминал, как во время съемок эпизода проводов на фронт над ним подшутил Вельяминов: «Снимается первый дубль. Вельяминов открывает бутылку, наливает по полному стакану. По сценарию он должен закусывать огурцом, а я просто рукав шинели поню­хать. Вдруг чувствую, что это водка, но не прерывать же съемку! Выпиваем. Дубль второй. Снова выпиваем. На третьем ре­жиссер остановил съемку: «Да они же пьяные!» В картину вошел первый, отно­сительно «трезвый» дубль».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz