«ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ…»
«Счастье - это когда тебя понимают...» - лаконично написал в своем сочинении, девятиклассник в фильме Станислава РОСТОЦКОГО «Доживем до понедельника». И уже четвертое десятилетие эти слова находят отклик в сердцах подростков.
Титры: «ДОЖИВЁМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА» Киностудия им. Горького, 1968 год. Режиссер: Станислав Ростоцкий. Сценарий: Георгий Полонский. Оператор: Вячеслав Шумский. Композитор: Кирилл Молчанов. В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Надир Малишевский, Дальвин Щербаков, Ольга Жизнева, Людмила Архарова, Валерий Зубарев, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Юрий Чернов. |
|
Главный приз VI Международного кинофестиваля в Москве (1969), а в 1970-м – Государственная премия СССР. |
НА ОДНОМ ДЫХАНИИ
Преподаватель литературы Георгий ПОЛОНСКИЙ явно не вписывался в стандарты советской школы: слишком много внимания уделял на своих уроках Заболоцкому, Пастернаку и прочим «не классикам». В конце концов, устав от принципиальных правильных коллег, он решил сменить профессию и поступил на Высшие сценарные курсы. Его дипломная работа – киноповесть «Доживем до понедельника» - попала в руки режиссера Станислава Ростоцкого, который взялся ее экранизировать.
Время для появления подобной ленты оказалось не самым подходящим. После непродолжительной «оттепели» наступил период «закручивания идеологических гаек», любые разговоры о нравственных проблемах в обществе не приветствовались. Ростоцкий, понимая, что съемки могут запретить в любой момент, работал очень быстро и даже актеров подбирал на роли практически без проб…
БОЛЬШИЕ ДЕТКИ
Почти все «школьники», за исключением Валерия ЗУБАРЕВА, сыгравшего романтика-интеллектуала Генку Шестопала, были студентами творческих ВУЗов. Так, Игорь Старыгин учился на четвертом курсе ГИТИСа. Он взял сценарий домой, однако читать толстенную папку не стал: был уверен, что роль ему не дадут. И уехал на все лето из Москвы. «Домой вернулся в середине сентября, - вспоминал актер. – И тут мне звонят с киностудии: приходи сниматься. За ночь одолел киноповесть Гоши Полонского и понял: это – класс! Фильм начали снимать с эпизода на лестнице, когда Рита залепила Косте, то есть мне, пощечину».
Ольга ОСТРОУМОВА, исполнившая роль Риты, также училась в ГИТИСе. Ей тогда было двадцать. Свой первый день на студии актриса запомнила на всю жизнь: «Я заявилась к Ростоцкому в школьном платье и фартуке. И все. Никаких проб». «Оля была уже сложившейся актрисой, играла с глубочайшим проникновением в роль, - рассказывал впоследствии Ростоцкий. – Одну из моих любимых сцен я сделал только благодаря ей. Вернее, ее родинке на шее. Помните эпизод, когда Генка пишет сочинение и наблюдает за своей возлюбленной? В Америке после демонстрации фильма режиссер Рубен МЯМУЛЯН даже спросил меня, как это я придумал наклеить родинку. Не верил, что она настоящая».
Разгильдяя Сыромятникова сыграл студент эстрадно-циркового училища Юрий ЧЕРНОВ. Он тогда снимался в крошечном эпизоде фильма «Пароль не нужен» в роли балагура-бойца, и ассистентка Ростоцкого, столкнувшись с ним в студийном коридоре, пригласила смешного паренька в кабинет, где как раз собралась вся съемочная группа «Доживем до понедельника». «Не успел я войти, - рассказывал Чернов, - как со всех сторон зазвучало: «Ой, Сыромятников!» Все происходило как в жизни. Подобно нашим персонажам, мы все были влюблены Ирину ПЕЧЕРНИКОВУ. И с невероятным уважением относились к Вячеславу ТИХОНОВУ. Я звонил маме и кричал в трубку: «Мама, я снимаюсь с Тихоновым!» А она в ответ: «Сыночек, какой ты счастливый! Возьми у него автограф».
УЧИТЕЛЬ ПОНЕВОЛЕ
Сценарист хотел, чтобы учителя истории сыграл Зиновий ГЕРДТ, ну в крайнем случае Борис БАБОЧКИН. Однако режиссер отстаивал кандидатуру Вячеслава Тихонова, хотя тот категорически отказывался сниматься. Да и по типажу не очень подходил. Но Ростоцкий был непреклонен. Дело в том, что Тихонов как раз закончил сниматься в «Войне и мире». Ростоцкий видел, как измучен его друг, и хотел ему помочь. «Я пытался освободить Славу от груза ролей офицеров, - объяснял свою настойчивость режиссер. – Он их достаточно переиграл. Да и от князя Болконского тоже». Актер дал согласие, только когда режиссер сказал жестко: «Если ты мне друг – будешь играть!»
ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ
Сняв картину за три с половиной месяца, Ростоцкий перехитрил чиновников, которые собирались запретить ее прокат. Но они все же нашли способ попортить кровь режиссеру, потребовав внести более тридцати поправок в уже готовый материал. Ростоцкий согласился лишь на три, а это означало, что картину положат на полку…
Спасло фильм только то, что его показали делегатам Всесоюзного съезда учителей. По окончании просмотра зал скандировал: «Молодцы!» Вскоре картина «Доживем до понедельника» вышла на экраны. По опросу журнала «Советский экран», она была названа лучшим фильмом 1968 года, в 1969-м получила главный приз VI Международного кинофестиваля в Москве, а в 1970-м – Государственную премию СССР.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!