«НЕБО. САМОЛЕТ. ЭКИПАЖ.»
Почти сорок лет назад создателям первого отечественного фильма- катастрофы были недоступны голливудские технологии, но «Экипаж» по зрелищности не уступал зарубежным аналогам.
Титры: «ЭКИПАЖ» «Мосфильм», 1980 год. Режиссер: Александр Митта. Композитор: Альфред Шнитке. В ролях: Георгий Жженов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев, Александра Яковлева, Александр Потапов, Ирина Акулова, Екатерина Васильева, Юрий Горобец, Мария Скворцова, Антон Табаков, Елена Коренева, Александр Павлов. |
|
Лидер проката - только за этот год его посмотрели более 70 миллионов человек. |
НА ВЗЛЕТ
Идея этой картины родилась у режиссера Александра МИТТЫ под впечатлением от американских фильмов-катастроф. И в 1975 году он попросил сценаристов Валерия Фрида и Юлия Дунского, с которым ему доводилось работать над картинами «Гори, гори моя звезда» и «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», написать драматическую историю о непростых взаимоотношениях героев в экстремальных обстоятельствах. Драматурги работали больше года, пока сценарий не понравился режиссеру.
Изначально фильм назывался «Запас прочности». Высокопоставленные чиновники Министерства авиации предложили режиссеру переименовать картину в «Экипаж». Александр Митта согласился, и это было не единственным компромиссом, на который ему пришлось пойти во время съемок. Больше всего руководителей отрасли беспокоил тот факт, что по сценарию советский лайнер терпит аварию, да еще в нашем небе! Разве можно было в то время показать зрителям, как взрывается отечественный нефтезавод?!
Накануне московской Олимпиады такая дискредитация «Аэрофлота» была совсем некстати. Тогда создатели фильма перенесли место катастрофы в некую латиноамериканскую страну, название которой даже не упоминается о «Экипаже».
Успех фильма во многом зависит от актерского ансамбля. Редко кому из режиссеров удается сразу сформировать нужный состав. Георгий ЖЖЕНОВ в роли командира экипажа Тимченко единственный, кого Митта хотел снимать с самого начала. Так, в роли стюардессы Тамары он видел только Елену Проклову. Актриса наверняка с ней замечательно справилась бы, но в последний момент из-за большой загруженности в театре была вынуждена отказаться.
Тогда ей нашли замену, пригласив студентку театрального училища Александру ЯКОВЛЕВУ. Преподаватели не приветствовали съемки своих студентов в кино, и директору фильма пришлось лично договариваться с ректором учебного заведения о разрешении для Александры.
Роль бортинженера Скворцова, этакого современного донжуана должен был исполнить Oлer Даль. Он даже начал сниматься, но вскоре понял, что это не его герой. И как роль Тамары стала звездным стартом для Александры Яковлевой, так роль Скворцова в одночасье сделала неизвестного актера Леонида ФИЛАТОВА знаменитостью.
Читателям, наверное, интересно будет узнать, что на этом фильме режиссером-постановщиком трюков работал известный сегодня писатель, режиссер и сценарист - Виктор Доценко («По прозвищу Зверь...». «Бешеный»).
ТРЮКИ
Как правило, при создании подобных фильмов не обходится без комбинированных съемок (сейчас, конечно, используются компьютерные технологии). Тогда же Митте хотелось, чтобы все выглядело как можно правдоподобнее. Например, он собирался взорвать настоящий самолет, а не муляж. Но этой идее помешала воплотиться в жизнь российская безалаберность... В поисках самолета Митта отправился на кладбища отлетавших свое самолетов, где их потихоньку разбирали на запчасти. Режиссер даже договорился с руководством аэропорта Домодедово, чтобы одну из взлетных полос, на которых велись ремонтные работы, выделили под съемки фильма.
Оставалось только построить декорации. Однако работяги, их собиравшие, явно не были ударниками производства и к полудню так набирались, что уже не держались на ногах. К назначенному сроку декорации установлены на были. От киношников потребовали освободить взлетную полосу в течение недели. Группа успевала только снять взрыв самолета. Но утром у лайнера собрались любопытные сотрудники аэропорта, которых очень интересовало, чем нашпиговали салон. В результате взрыва только чудом никто не пострадал. Пришлось режиссеру снимать муляж в Ялте. Хотя у такого профессионала, каким является Митта, даже игрушка выглядит очень реалистично.
Создатели фильма творили настоящие чудеса, совмещая в одном эпизоде, казалось бы, несовместимое. Яркий пример-сцены катастрофы на нефтеперерабатывающем заводе, куда во время землетрясения прилетает самолет. Сам завод и его разрушение снимали в Омске, горы - в Крыму и уже при монтаже сводили воедино.
ХЕППИ-ЭНД ПО-ГОЛЛИВУДСКИ
Стараясь следовать лучшим традициям Голливуда, Александр Митта решил включить в фильм любовную сцену с намеком на эротику. Правда, она далась режиссеру не легче эпизода с взрывом самолета. Леонид Филатов согласился снять в кадре только рубашку. Как ни уговаривали актера снять джинсы, он оставался непреклонен. Поговаривают, что Филатов даже обращался с просьбой сыграть за него в любовном эпизоде к каскадеру, который дублировал его в трюковых сценах, но получил отказ.
Невероятно: Александр Митта все-таки снял эту сложную сцену. А уже на следующий день его вызвали на ковер к высокому начальству. Оказывается какой-то «доброжелатель» сообщил, что в павильоне студии режиссер устроил «настоящую оргию».
Не все знают, что у фильма предполагался по сценарию и другой финал - герой Георгия Жженова умирал от инфаркта. Но Тимченко настолько понравился чиновникам из госкомиссии, что они возмутились: как можно «убивать» такого положительного человека? Эпизоды с выздоравливающим командиром экипажа досняли вконце1979 года. А в июле 1980-го состоялась премьера фильма, ставшего лидером проката - только за этот год его посмотрели более 70 миллионов человек.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!