1

«Обыкновенное чудо» (1978)

«УБИТЬ МЕДВЕДЯ»

Любовь сродни волшебству, но, чтобы это понять, один, как показал Марк ЗАХАРОВ в своих фильмах, должен убить в себе дракона, а другой - медведя...

  Титры:

«Обыкновенное чудо»

«Мосфильм», 1978 год.

Режиссер:

Марк Захаров.

В ролях:

Олег Янковский,

Ирина Купчен­ко,

Александр Абдулов,

Евгения Симонова,

Евгений Леонов,

Екатерина Васильева,

Андрей Миронов,

Юрий Соломин,

Все­волод Ларионов.

 

 

КИНЕМАТОГРАФ ВОЛШЕБНИКА

Критики часто упрекали Марка Заха­рова в издевательстве над классикой. А зрители любили его за отсутствие при­вычных клише, свежий взгляд, смелость...

 

 

Его фильм «Обыкновенное чудо» по­лон намеков и иносказаний. Советский зритель, привыкший к эзопову языку, благодарно внимал авторам картины. И этот разговор сопровождался велико­лепной игрой актеров и выразительной музыкой Геннадия ГЛАДКОВА. Кстати, основную музыкальную тему композитор написал с подачи режиссера, попросив­шего придумать что-то наподобие саунд­трека к «Джеймсу Бонду». И Гладков бли­стательно справился с задачей. Весь съемочный период в павильоне не умол­кала его завораживающая «Приходит миг, приходит срок...». Многие артисты сегодня вспоминают о тех днях с особой теплотой.

На роль Принцессы пробовались Ла­риса УДОВИЧЕНКО и Евгения ГЛУШЕН­КО, однако выбор режиссера пал на тро­гательно-нежную Евгению СИМОНОВУ.

«Это был один из самых светлых перио­дов моей жизни, - рассказывала она впоследствии. - Я играла совершенно прелестную роль в одной из самых чуд­ных пьес... С Александром АБДУЛОВЫМ сложились редкие отношения. В них пол­ностью отсутствовало увлечение друг другом, но при этом они были замешены на какой-то очень душевной основе.

А Марком Анатольевичем я просто вос­хищалась. С какой моцартовской легко­стью и с моцартовской же глубиной он творил на съемочной площадке! В ре­зультате вышла картина, которая выдер­живает безбожную эксплуатацию теле­видением».

Абдулову, буквально грезившему ро­лью Медведя, пришлось понервничать: одновременно Захаров рассматривал кандидатуры Валерия ШАЛЬНЫХ и еще нескольких актеров. Но Александр с та­ким воодушевлением играл на кинопро­бах, так часто повторял, что «на хорошие роли пробуют всегда его, а утверждают Костолевского», что режиссерское серд­це дрогнуло, и будущий секс-символ рос­сийского кинематографа получил-таки первую звездную роль.

«Обыкновенное чудо» стало началом моей жизни в кине­матографе, - говорил Абдулов. - Попасть мне, мальчишке, в одну компанию с ЛЕ­ОНОВЫМ, ЯНКОВСКИМ, СОЛОМИНЫМ, КУПЧЕНКО, МИРОНОВЫМ, СИМОНО­ВОЙ - дорогого стоило! И то, что я не уто­нул в этом потоке, в этом омуте, - их за­слуга. Они меня, скорее всего, просто пожалели. Благодаря режиссеру и всей актерской команде, наверное, что-то у меня получилось...»

 

 

ЛЕГЕНДЫ В ЛЕГЕНДЕ

Не только молодые актеры связывали «Обыкновенное чудо» с переломным мо­ментом своей биографии. Этапным фильм оказался и для маститых Юрия Соломина и Олега Янковского.

После грандиозного успеха «Адъю­танта его превосходительства», после Телегина из «Хождения по мукам» Соло­мину в кино не предлагали ничего ново­го. Увидеть лирического комика в испол­нителе идеальных героев сумел лишь Захаров. Затем Соломину поступило приглашение на главную роль в фильм-оперетту «Летучая мышь» - и начался новый взлет в творческой судьбе боль­шого артиста. К слову, когда Юрия Мефодьевича назначили министром культуры, его дуэт с Екатериной ВАСИ­ЛЬЕВОЙ «Ах, сударыня, когда мы с вами вместе...» стал хитом телесезона.

 

 

Олег Янковский в самом начале рабо­ты над картиной попал в реанимацию, и Волшебника вполне мог бы сыграть кто- то другой, но режиссер не сдался. «С вами я не расстанусь, - заявил он Янковскому с порога больничной палаты. - Будем ждать». Позже актер вспоминал: «На той съемочной площадке мы с Захаровым от­крыли друг друга. Если бы не «Обыкновен­ное чудо», то наверное, не было бы потом «Мюнхгаузена», не было бы «Свифта» и «Дракона». А не будь «Убить Дракона» - не появились бы, наверное, такие неожи­данные театральные работы».

 

 

КАК СПАСАЛИ ПРИНЦЕССУ

Во время съемок фильма «Обыкно­венное чудо» Евгения Симонова едва не погибла. Натурные съемки проходили в песчаном карьере неподалеку от под­московных Люберец. На дне его была ог­ромная лужа. Шла работа над финальной сценой, с одной стороны этой самой лужи стояли герои - Симонова и Абдулов, с другой - режиссер и съемочная группа. Марк Захаров попросил артистов подой­ти ближе к краю. Симонова встала на мокрый песок и вдруг начала кричать. Все засмеялись, подумав, что Абдулов щекочет ее, а потом в ужасе замерли: на глазах Женя стала проваливаться в зы­бучий песок - по пояс, по грудь... Абдулов схватил ее за руки, стал тянуть, но песок не отпускал! К счастью, на съемках де­журили пожарные. Мужественные ребя­та пришли на помощь оцепеневшей от страха Евгении.

 

ЦЕНЗУРЕ НЕ ПОДВЛАСТНО

Удивительно, но столь насмешливый для своего времени фильм подвергся минимальной правке. Марка Анатоль­евича попросили изменить лишь не­сколько фраз. К примеру, были выреза­ны слова Министра-администратора: «Стареет наш королек». Уж слишком яв­ный выпад в адрес дряхлеющего Бреж­нева, о немощи которого и без того в стране ходили анекдоты. На самом же деле гениальный образ, созданный Евге­нием Леоновым, оказался смелым шар­жем не столько на Леонида Ильича, сколько вообще на всех престарелых правителей.

И к тому факту, что Охотник пи­шет книги. Слишком уж прозрачными были ас­социации с Брежне­вым: генсек стреми­тельно старел, а в свет регулярно выходили его мемуары. Усмотрели са­тиру на руководителя страны и в образе Короля. В сцене, где он выходит сочетать законным браком свою дочь с Министром-администратором, Евгений Леонов делал в окошке жест, характерный для советских вождей, стоявших на трибу­не Мавзолея. На всякий случай сняли два варианта - с рукой и без. В филь­ме остался первый, и на премьере в Доме кино он вызвал бурные аплодис­менты.

Песенка про бабочку, которую спел Андрей Миронов, стала хитом. А ведь ее хотели вырезать - цензоры усмо­трели в ней сексуальный подтекст. Но Захаров убедил редакторов, что речь идет лишь о гастрономических пристрастиях. И еще одна «шалость» режиссера осталась в фильме.

 

«КРОШКА»-СЫН

Сын Евгения Леонова, Андрей, сыграл помощника охотника. На съемочной площадке ему пришлось не­легко: работая вместе с отцом, он был так зажат, что даже не мог сидеть прямо! «Андрей Миронов меня учил: «Ты ноги-то согни», - вспоминает актер.

 

НЕ НА ТОГО НАПАЛИ!

Захаров сразу предупредил Абдулова: «Придется выполнять много трюков». «Эка невидаль, - отве­тил тот. - Мужчина должен уметь все!» И от дубле­ра отказался. Но о своем решении не пожалел, даже после конфуза на съемках сцены, где нужно было верхом на лошади на полном скаку влететь под каменную арку, зацепиться за нее руками и подтянуться. «Я пустил лошадь во весь опор, схва­тился за выступ и не подумал о том, что ноги из стремян надо вытащить, - вспоминал Абдулов. - Лошадь протащила меня, застрявшего в стреме­нах, волоком несколько десятков метров. После этого все были уверены, что теперь я точно попро­шу дублера. Но не на того напали!»

 

БАЦ-БАЦ, И МИМО!

Ha съемках сцены, где Принцесса палит в потолок, неожиданно выяснилось, что Евгения Симонова боится огнестрельного оружия. «Вскидываю писто­лет и... не могу нажать на курок! - вспоминает актриса. - Чуть не плача объясняю: это не каприз, такая у меня особенность. Что тут началось! Все убеждали: «Патрон-то холостой! Ничего страшно­го!» С трудом взяла пистолет: «Давайте попробу­ем!» По команде «Мотор!» нажала на курок и толь­ко чудом не выронила оружие. Правда, зажмурилась. В кадре это видно...»

 

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Премьера фильма состоялась 1 ян­варя 1978 года, и с тех пор за ним закрепилась слава «новогоднего.

2. Марк Захаров хотел, чтобы Хо­зяина трактира сыграл Алек­сандр ЗБРУЕВ, но тот отказался, о чем сожалеет до сих пор. В этой роли снялся Юрий Соло­мин. Когда его назначили мини­стром культуры, фильм стали чаще показывать на ТВ.

3. Первую экранизацию сказки Швар­ца, снял в 1964 году Эраст ГАРИН (он же сыграл Короля). Медведя сыграл Олег ВИДОВ, Принцессу - Нелли МАКСИМОВА. Медведя мог сыграть Вячеслав ТИХОНОВ (именно он исполнял эту роль в постановке Гарина), но не сло­жилось. Официальная версия - Ти­хонов не подходил по возрасту. На самом же деле актер предпочел роль Андрея Болконского в киноэпо­пее «Война и мир».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

Это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz