«Октябрь»
«Историко-революционный фильм, снятый к 10-летию Октябрьской революции. События 1917 года, итогом которых стал залп крейсера «Аврора» и штурм Зимнего дворца, были восстановлены с максимальной точностью».
Титры: «ОКТЯБРЬ» «Совкино», 1927 год. Режиссер-постановщик: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров. Авторы сценария: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Джон Рид. Операторы: Владимир Нильсен, Эдуард Тиссэ, Владимир Попов. Композиторы: Эдмунд Майзель. Возраст 0+ |
|
В ролях: Владимир Попов, Василий Никандров, Борис Ливанов, Н. Подвойский, Эдуард Тиссэ. |
Фильм был поставлен по заданию Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР и посвящался 10-летней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В 1967 году фильм восстановлен и озвучен на «Мосфильме».
В этом фильме Сергей Эйзенштейн впервые воплощает теорию «интеллектуального кино». Суть ее заключалась в том, чтобы посредством монтажных секвенций подвести зрителя к тому или иному теоретическому понятию, обобщенному выводу. В частности, эпизод разрушения памятника Александру III олицетворял крушение самодержавия. Повторение его в обратном порядке (памятник словно складывался из обломков) означало попытку реставрации монархии.
Первоначальные варианты сценария «Октября» включали в себя историческую хронику событий от Февральской революции до окончания гражданской войны. В итоге сценарий пришлось сильно урезать и закончить фильм событиями октября 1917 года.
В распоряжение режиссёра были предоставлены значительные ресурсы: плёнка, исторические костюмы, оружие. В качестве массовки было позволено использовать воинские части. Также Эйзенштейну разрешили снимать фильм на месте событий революции — на подступах к Зимнему и непосредственно в интерьерах дворца. Консультантами фильма выступили участники октябрьских событий: Крупская и Подвойский (он даже сыграл в фильме самого себя).
Планировалось, что фильм будет выпущен на экраны к 10-летию революции в 1927 году, но съёмки затянулись и в прокат картина попала только в начале 1928 года. Из-за перемены политического климата в СССР на последних стадиях редактирования фильма режиссёр Эйзенштейн был вынужден удалить из фильма многих деятелей революции: Л. Троцкого, В. Антонова-Овсеенко, В. Невского.
Восхищённый музыкой Эдмунда Майзеля, написанной для европейского проката фильма «Броненосец «Потёмкин», Эйзенштейн предложил композитору написать музыку и к его «Октябрю». Однако в Москве партитуру Майзеля сочли слишком авангардистской, и в СССР фильм вышел на экраны с другим саундтреком; музыкой немецкого композитора была озвучена укороченная примерно на полчаса версия «Октября», предназначенная для проката за рубежом.
В 2011 году, в результате совместной работы немецких и российских организаций, длившейся 5 лет, удалось восстановить оригинальный саундтрек «Октября», но только партитуру, написанную Эдмундом Майзелем для укороченной версии; для полной версии фильма «недостающую» музыку дописал немецкий композитор Бернд Тевес.
Революционеры в фильме штурмуют Зимний по парадной Иорданской лестнице. На самом деле в октябре 1917 года по ней можно было попасть только в военный госпиталь, занимавший значительную часть дворца. Настоящий штурм шёл по лестнице «ея императорского величества» (ныне Октябрьской), но Эйзенштейну она показалась недостаточно кинематографичной.
После просмотра картины «Октябрь» мгновенно формируется ощущение – смотрел кинохронику! Ан нет. Фильм самый что ни на есть художественный, хотя и стилизован под документальный. Одним из главных достижений Эйзенштейна в этой работе мне видится как раз именно блистательное одокументаливание художественной картины, ведь неспроста многие люди не знакомые с «Октябрём», видя кадры фильма, полагают, что смотрят кинохронику. Это говорит о многом! Масштабность действия, «говорящие» (именно так, хотя фильм и немой) видеоряды, стратегически важные крупные планы, великолепная 12-я симфония Шостаковича (естественно, в позднейшей версии озвучения) – всё это завораживает и в течение всего фильма даёт ощущение личного участия в великом событии. Безусловно, в фильме есть фактические неточности (хотя понятно, что это сознательные неточности), как например, матрос, залезающий на запертые ворота Зимнего и открывающий их для осаждающих (на самом деле они были открыты), неточности, превращающиеся в символы.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!