«ЛЮБОВЬ СО ВТОРОГО ВЗГЛЯДА»
Блестящий дуэт ДАЛЬ - НЕЕЛОВА в фильме Надежды КОШЕВЕРОВОЙ «Старая, старая сказка» мог и не состояться: такая Принцесса его Солдату решительно не нравилась. В роли опытной «свахи» выступила сама режиссер.
Титры: «СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА» «Ленфильм», 1968 год. Режиссер: Надежда Кошеверова. Сценарий: Юлий Дунский, Валерий Фрид. Оператор: Константин Рыжов. Композитор: Андрей Петров. В ролях: Олег Даль, Марина Неёлова, Георгий Вицин, Владимир Этуш, Игорь Дмитриев, Вера Титова, |
|
Анатолий Абрамов, А. Аввакумов, Н. Белчивичин, М. Дмитриевский.
Диплом на МКФ в Венеции, Италия (1968). |
ЕДИНСТВЕННАЯ
В советском кино женщин-режиссеров- можно было по пальцам пересчитать, а уж кино сказочник Надежда Кошеверова и вовсе одна-единственная. Зато какая! Уже в своем дебютном фильме «Золушка» Надежда Николаевна взяла такую высокую планку, снижать которую уже не хотела.
Однако после выхода картины «Каин XVIII» попала в опалу - по личному указанно Хрущева она вместе со своей киногруппой была уволена с «Ленфильма» за... «пропаганду сексуальных меньшинств»: Никите Сергеевичу не понравились герои сказки молодые ткачи, которые, чтобы пробраться в покои принцессы, переодевались в женские платья. Но Кошеверова не сдалась и подарила зрителям «Тень», «Царевича Прошу», «Ослиную шкуру». И конечно, «Старую, старую сказку».
СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ
Солдат и Принцесса из сказки Ганса Христиана Андерсена «Огниво» должны были стать «людьми новой эпохи» - внутренне раскрепощенными. Сыграть таких героев могли только актеры с тонкой душевной организацией.
«Моя первая встреча с Олегом Далем, - вспоминала Надежда Николаевна, - произошла в 1962 году, когда я снимала «Каина XVIII». Второй режиссер Анна ТУБЕНШЛЯК как-то сказала: «Есть удивительный молодой человек, студент». И действительно, я увидела очень смешного юношу. Но тогда его не отпустили из института. А когда я начала работать над фильмом «Старая, старая сказке», то вновь пригласила Олега - и была поражена его яркой индивидуальностью. Oн интересно мыслил и смело фантазировал, порой раскрывая обрез с совершенно неожиданной стороны...».
Роль Принцессы Кошеверова предложила студентке Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Марине Нееловой. Узнав, что ей предстоят пробы с самим Олегом Далем, девушка больше всего боялась влюбиться, поэтому на первой репетиции чувствовала себя скованной. Режиссер тогда заметила: «Девочка хорошая, но еще очень и очень зеленая».
«На эту роль, — вспоминала Неелова, - вместе со мной пробовались опытные актрисы, а я впервые пришла на съемочную площадку и усердно демонстрировала все, на что способна». В конце концов Кошеверова предложила Далю самому выбрать Принцессу. Он внимательно посмотрел все пробы и указал на Марину: «Кто угодно, только не эта» Однако режиссер его не послушалась.
Неелова все-таки полюбила Даля, но лишь как партнера по фильму и большого артиста. Вера ТИТОВА, сыгравшая е «Старой, старей сказке» Ведьму, рассказывала: «Олег был тогда безумно нервным - как пружина: к тому времени он уже созрел для самостоятельной режиссерской работы. Мог прикрикнуть даже на Кошеверову, хотя относился к ней с большим почтением и ласково называл Куросавочкой».
Кстати, сама Вера Алексеевна стала Ведьмой случайно. Эту роль режиссер хотела предложить Татьяне ПЕЛЬТЦЕР или Марии МИРОНОВОЙ. Ее попросили подыграть Александру ЗБРУЕВУ - простая любезность, о которой актриса быстро забыла. Она оправилась на съемки другого фильма в Ригу. «И вот входит ко мне перепутанная горничная, – рассказывала актриса. - «Что случилось?» - интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: «Поздравляю, ты - Ведьма. Кошеверова». Больше та горничная ко мне не приходила».
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ...
Режиссер Кошеверова и кинодраматурги Юлий ДУНСКИЙ и Валерий ФРИД решили использовать театральный антураж и современные диалоги, что, конечно, только осложняло работу над картиной. Особенно много времени и сил отняли поиски «партнера» для Игоря ДМИТРИЕВА – верблюда, на котором его герой приехал свататься к Принцессе.
«Артиста» удалось найти только в зоопарке. «Пришлось мне завоевывать его расположение, - смеялся впоследствии Игорь Борисович. - Узнав, что любимое лакомство животного капуста, я каждое утро с кочаном под мышкой появлялся у вольера. На решетке висела табличка с ежедневным рационом верблюда: «Морковь - 10 килограммов, картофель – 6, яблоки – 5, зерно – 8, арбузы – 6, капуста - 3». Спросил у служителя: «Неужели он все это съест?» - «Съест-то он съест, - отвечал тот, надкусывая яблоко, - да кто ж ему даст!».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!