«ПРИКОСНУТЬСЯ К ТАЙНЕ ВЕКА»
Однажды Александр АЛОВ и Владимир НАУМОВ в сюжете новостей увидели лицо умирающего человека. Эффект сиюминутности так их поразил, что они решили снять политический детектив «Тегеран-43».
Титры: «ТЕГЕРАН – 43» «Мосфильм», при участии «Mediterranee Cinema» (Франция) и «Pro Dis Film» (Швейцария) 1980 год. Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов. Сценаристы: Александр Алов, Владимир Наумов, Михаил Шатров. Оператор: Валентин Железняков. В ролях: Игорь Костолевский, Наталия Белохвостикова, Ален Делон, |
|
Армен Джигарханян, Альберт Филозов, Глеб Стриженов, Всеволод Санаев, Николай Гринько и другие. |
«СЛУШАЮСЬ, ТОВАРИЩ СТАЛИН!»
К работе над сценарием об одной из самых загадочных историй прошлого века — как советской контрразведке удалось предотвратить покушение на Рузвельта, Черчилля и Сталина - Алов и Наумов привлекли драматурга Михаила ШАТРОВА.
Для достоверности решили смонтировать кинохронику, запечатлевшую тегеранскую встречу в верхах, с кадрами, где глав трех союзных держав играют уже актеры. Забавная история произошла с Георгием СААКЯНОМ, исполнявшим роль Сталина. Кабинет вождя был создан на «Мосфильме».
Места для кинокамер не хватало, и Наумов разрешил оператору, не обращать внимание на линию, за пределы которой по правилам пожарной безопасности было запрещено ставить технику. На площадке тут же появился пожарный. Из-за декораций вышел загримированный актер и голосом отца народов сказал: «Товарищ пожарник! Что вы раскричались? Убирайтесь!» Побелев от страха, пожарный произнес: «Слушаюсь, товарищ Сталин!» И строевым шагом вышел из павильона. Больше киношники его не видели!
«ЖЕЛЕЗНАЯ МАСКА»
Наталии БЕЛОХВОСТИКОВОЙ впервые довелось играть возрастную роль: ее героиня Мари Луни должна была состариться к концу фильма на 35 лет. После съемок Белохвостикова зареклась: «Больше никогда!!!» И ее можно понять.
С актрисы сняли маску, чтобы изготовить слепок, на основе которого создавали грим. Наталии туго затянули волосы, намазали вазелином ресницы и брови, в нос воткнули две трубочки, после чего на лицо наложили гипс. На этом мучения не закончились - каждый раз требовалось пять часов, чтобы наложить грим, в котором нельзя было ни есть, ни пить, ни смеяться.
ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ
«Несмотря на войну, на шпионские игры, мы сняли кино, прежде всего про любовь. Ту настоящую, трагичную и несбыточную, ради которой стоит жить и не страшно умирать», — вспоминает Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ. Не случайно главной музыкальной темой фильма стала «Вечная любовь» в исполнении Шарля АЗНАВУРА.
Благодаря «Тегерану-43» Костолевский впервые оказался за границей и влюбился в Париж: «Наверное, эта роль - судьба. Кто бы мог подумать, что через много лет моей женой станет француженка, и я буду жить на две страны!»
Правда, в фильме история любви закончилась трагически. Самая страшная сцена - гибель Мари. По сценарию телефонная будка, в которой она находилась, должна была сложиться при наезде машины. Но стандартная будка разваливалась, а стальная отлетала. Пришлось изготовить специальную конструкцию: углы сделали из мягкого металла, а стоики — из жесткого. Эпизод снимали в двух городах: Мари и Бородин пьют кофе в парижском кафе, убийца садится в грузовик в Париже, а наезд на будку происходит в Москве.
ФРАНЦУЗСКАЯ ГАЛАНТНОСТЬ
Когда Алов и Наумов предложили продюсеру Жоржу ШЕЙКО пригласить на роль инспектора Фоша Алена ДЕЛОНА, он посмотрел на них как на сумасшедших: «Разговаривайте с ним сами!» Владимир Наумович вспоминает: «Я дал актеру два листка с текстом роли. Делон предложил: «Завтра в восемь утра вы принесете мне не менее пятнадцати страниц. Если текст будет хорош, поговорим!» Мы всю ночь писали и переводили. Он прочитал и согласился».
Сцены с Делоном снимали во Франции. На площадку он являлся в сопровождении гримера, костюмера, дублера и двух охранников! Во время съемок француз показал себя настоящим профессионалом. «Наумов обратился к оператору: «Как сказать Делону, чтобы он подвинулся вправо?» — рассказывает Костолевский. - И тут Ален сам «дал» вправо. Удивленные, мы поинтересовались через переводчика: «Вы что, знаете русский?» Делон ответил: «Я хорошо знаю кино».
Сцену, в которой его герой погибает, снимали на набережной Сены. Актеру привезли защитный жилет, наколенники, налокотники. А бедной Белохвостиковой, в пальтишке и на высоченных каблуках, пришлось бежать по скользкой мостовой, падать и поднимать Делона... Во время бесконечных дублей француз пытался сделать так, чтобы Наталья падала на него. Он был возмущен, что русская актриса ничем не защищена. Когда Наумов объяснил, что это необходимо для достоверности, Делон не разговаривал с ним полдня! А Белохво- стикова три недели не могла лежать на спине — она была вся в синяках.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Съемки проходили в Баку, Москве, Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Берлине. Тегеран построили в одном из павильонов «Мосфильма», для достоверности площадку посыпали пылью, которую привозили на студию машинами. Иранцы, посмотревшие фильм, «подлога» не заметили. 2. Однажды съемку назначили на Елисейских Полях. Делон посоветовал перенести ее в более тихое место, однако режиссеры настояли на своем. И напрасно! Вокруг кумира собралась такая толпа, что пришлось остановить транспорт, он рассмеялся: «Я же предупреждал! Вам придется заменить Елисейские Поля или... актера». |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!