1

«Тегеран 43» (1980)

«ПРИКОСНУТЬСЯ К ТАЙНЕ ВЕКА»

Однажды Александр АЛОВ и Владимир НАУМОВ в сюжете новостей увидели лицо умирающего человека. Эффект сиюминутности так их поразил, что они решили снять политический детектив «Тегеран-43».

  Титры:

«ТЕГЕРАН – 43»

«Мосфильм», при участии

«Mediterranee Cinema»

(Франция) и

«Pro Dis Film»

(Швейцария)

1980 год.

Режиссеры:

Александр Алов,

Владимир Наумов.

Сценаристы:

Александр Алов,

Владимир Наумов,

Михаил Шатров.

Оператор:

Валентин Железняков.

В ролях:

Игорь Костолевский,

Наталия Белохвостикова,

Ален Делон,

Армен Джигарханян,

Альберт Филозов,

Глеб Стриженов,

Всеволод Санаев,

Николай Гринько

и другие.

 

«СЛУШАЮСЬ, ТОВАРИЩ СТАЛИН!»

К работе над сценарием об одной из самых загадочных историй прошло­го века — как советской контрраз­ведке удалось предотвратить покушение на Рузвельта, Черчилля и Сталина - Алов и Наумов привлекли драматурга Михаи­ла ШАТРОВА.

Для достоверности решили смонтиро­вать кинохронику, запечатлевшую теге­ранскую встречу в верхах, с кадрами, где глав трех союзных держав играют уже ак­теры. Забавная история произошла с Геор­гием СААКЯНОМ, исполнявшим роль Ста­лина. Кабинет вождя был создан на «Мосфиль­ме».

Места для кинока­мер не хватало, и Наумов разрешил оператору, не обращать внимание на линию, за пределы кото­рой по правилам пожар­ной безопасности было запрещено ставить тех­нику. На площадке тут же появился пожарный. Из-за декораций вышел за­гримированный актер и голосом отца народов сказал: «Товарищ пожарник! Что вы раскричались? Убирай­тесь!» Побелев от страха, пожарный про­изнес: «Слушаюсь, товарищ Сталин!» И строевым шагом вышел из павильона. Больше киношники его не видели!

 

 

«ЖЕЛЕЗНАЯ МАСКА»

Наталии БЕЛОХВОСТИКОВОЙ впер­вые довелось играть возрастную роль: ее героиня Мари Луни должна была соста­риться к концу фильма на 35 лет. После съемок Белохвостикова зареклась: «Больше никогда!!!» И ее можно понять.

С актрисы сняли маску, чтобы изготовить слепок, на основе которо­го создавали грим. Ната­лии туго затянули волосы, намазали вазелином рес­ницы и брови, в нос вот­кнули две трубочки, после чего на лицо наложили гипс. На этом мучения не закончились - каждый раз требовалось пять ча­сов, чтобы наложить грим, в котором нельзя было ни есть, ни пить, ни смеяться.

ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ

«Несмотря на войну, на шпионские игры, мы сняли кино, прежде всего про любовь. Ту настоящую, трагичную и несбы­точную, ради которой стоит жить и не страшно уми­рать», — вспоминает Игорь КОСТОЛЕВ­СКИЙ. Не случайно главной музыкаль­ной темой фильма стала «Вечная лю­бовь» в исполне­нии Шарля АЗ­НАВУРА.

Благодаря «Тегерану-43» Ко­столевский впер­вые оказался за гра­ницей и влюбился в Париж: «Наверное, эта роль - судьба. Кто бы мог подумать, что через много лет моей женой станет француженка, и я буду жить на две страны!»

Правда, в фильме история любви за­кончилась трагически. Самая страшная сцена - гибель Мари. По сценарию теле­фонная будка, в которой она находилась, должна была сложиться при наезде маши­ны. Но стандартная будка разваливалась, а стальная отлетала. Пришлось изгото­вить специальную конструкцию: углы сделали из мягкого металла, а стои­ки — из жесткого. Эпизод снимали в двух городах: Мари и Бородин пьют кофе в париж­ском кафе, убийца садится в грузовик в Париже, а наезд на будку происходит в Москве.

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ГАЛАНТНОСТЬ

Когда Алов и Наумов предложили про­дюсеру Жоржу ШЕЙКО пригласить на роль инспектора Фоша Алена ДЕЛОНА, он посмотрел на них как на сумасшедших: «Разговаривайте с ним сами!» Владимир Наумович вспоминает: «Я дал актеру два листка с текстом роли. Делон предложил: «Завтра в восемь утра вы принесете мне не менее пятнадцати страниц. Если текст будет хорош, поговорим!» Мы всю ночь писали и переводили. Он прочитал и согласился».

Сцены с Делоном снимали во Франции. На площадку он являлся в сопровождении гримера, костюмера, дублера и двух охранников! Во время съемок француз показал себя настоящим профессионалом. «Наумов обратился к оператору: «Как сказать Делону, чтобы он подвинулся вправо?» — рассказывает Костолевский. - И тут Ален сам «дал» вправо. Удивленные, мы поинте­ресовались через переводчика: «Вы что, знаете русский?» Делон ответил: «Я хоро­шо знаю кино».

Сцену, в которой его герой погибает, снимали на набережной Сены. Актеру при­везли защитный жилет, наколенники, на­локотники. А бедной Белохвостиковой, в пальтишке и на высоченных каблуках, при­шлось бежать по скользкой мостовой, па­дать и поднимать Делона... Во время бес­конечных дублей француз пытался сделать так, чтобы Наталья падала на него. Он был возмущен, что русская актриса ничем не защищена. Когда Наумов объяснил, что это необходимо для достоверности, Делон не разговаривал с ним полдня! А Белохво- стикова три недели не могла лежать на спине — она была вся в синяках.

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Съемки проходили в Баку, Москве, Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Берлине. Тегеран построили в одном из павильо­нов «Мосфильма», для досто­верности площадку посыпали пылью, которую привозили на студию машинами. Иранцы, посмотревшие фильм, «подло­га» не заметили.

2. Однажды съемку назначили на Ели­сейских Полях. Делон посоветовал пере­нести ее в более тихое место, однако ре­жиссеры настояли на своем. И напрасно! Вокруг кумира собралась такая толпа, что пришлось остановить транспорт, он рассмеялся: «Я же предупре­ждал! Вам придется заменить Ели­сейские Поля или... актера».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz