1

«Три тополя на Плющихе» (1968)

«НЕСБЫВШЕЕСЯ» НАС МАНИТ»

В фильме «Три тополя» на Плющихе» нет ни хитро закрученного сюжета, ни актерской игры «на разрыв», ни демонических персонажей. Однако история знакомства таксиста и крестьянки уже не одно десятилетие волнует и сентиментальных женщин, и суровых мужчин.

 Титры:

«ТРИ ТОПОЛЯ» НА ПЛЮЩИХЕ»

Киностудия им. Горького,

1968 год.

Режиссер:

Татьяна Лиознова.

Сценарий:

Александр Борщаговский.

Оператор:

Петр Катаев.

Композитор:

Александра Пахмутова.

В ролях:

Татьяна Доронина,

Олег Ефремов,

Вячеслав Шалевич,

Алевтина Румянцева,

Николай Смирнов,

Валентина Телегина,

Виктор Сергачев,

Хикмат Латыпов,

Валентин Печников,

Анна Волгина.

 

РОМАНТИЧЕСКИЕ БРЕДНИ

В основу фильма легла новелла Александра Борщаговского «Три тополя» на Шаболовке». Да-да, в 60-х годах именно на этой улице под тремя старыми тополями стояло кафе - стекляшка с таким на­званием, в котором варили самый вкусный в Москве кофе. Идея экранизировать рас­сказ родилась у Татья­ны ЛИО3НОВОЙ, как только она услышала песню «Нежность» в исполнении Майи КРИСТАЛИНСКОЙ: режиссеру захотелось «наложить» понравив­шуюся мелодию на историю знакомства двух простых людей.

Кстати, первона­чально фильм должен был называться так же, как и произведение Борщаговского. Но в то время Шабо­ловка уже прочно ассоциировалась у советских граждан с телевидением, что, по мнению Лиозновой, могло помешать восприятию истории. Поэтому она за­явила писателю: «Плющиха звучит ро­мантичнее». Борщаговский отнесся к «правке» спокойно, но от работы над сценарием отказался. «Борщаговский заявил, что ему больше нечего добавить о своих героях», - вспоминала Лиознова. - Пришлось самой браться за рабо­ту. И когда я села за письменный стол, то вдруг поняла, как на са­мом деле должны раз­виваться события».

 

ОХИ ДА АХИ

Интеллигентного, обаятельного таксиста Сашу хотел сыграть Вя­чеслав ШАЛЕВИЧ. Но режиссер волевым ре­шением назначила его на иную «должность» - мужа главной героини. А на освободившуюся «вакансию» пригласила своего любимца Олега ЕФРЕМОВА. На роль Нюры пробы были долгими: каждую ак­трису Лиознова просила исполнить пес­ню «Нежность» так, как спела бы ее про­стая крестьянка, и ни одна не смогла справиться с этой задачей. Устав от проб, Лиознова сказала очередной пре­тендентке Татьяне ДОРОНИНОЙ: «На подготовку даю два дня». На что Татьяна Васильевна ответила: «Зачем? Я сразу спою». Все члены съемочной группы слу­шали ее, затаив дыхание. «Одного я так и не смогла добиться от Дорониной, - вспоминала Лиознова. - Чтобы во время исполнения она иногда со вздохом про­износила горестное «ой». Поэтому на записи ойкать пришлось мне».

 

 

«...И КУДА -ТО ВСЕ СПЕШАТ ТАКСИ»

Квартиру, в которой остановилась Нюра, нашли в доме, расположенном не­далеко от Плющихи. Хозяева уступили ее съемочной группе, съехав на дачу. Во дворе большого полукруглого дома по­строили стеклянное кафе, к которому и подруливал после смены герой Ефремо­ва. Вот только тополей там не было - их снимали отдельно. Кафе потом разобра­ли, но оставшуюся на его месте заас­фальтированную площадку местные жи­тели до сих пор используют под парковку, поминая киношников добрым словом.

Ефремов играл таксиста, даже не имея водительских прав. Правда, перед съемками в течение месяца с удовольствием брал уро­ки вождения, ведь для него они были бесплат­ными. Так что к концу ра­боты над фильмом за рулем он чувствовал себя вполне уверенно. К слову, его «Волга» ГАЗ-21 снималась в таких кинохитах, как «Бе­регись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Сейчас эту знаменитую машину можно увидеть в Музее «Мосфильма».

 

БЕЗ ГРОМКИХ СЛОВ

Фильм сняли меньше чем за три ме­сяца. На площадке Лиознова сумела создать необыкновенную атмосферу и много импровизировала. Например, придумала эпизод, когда во время до­ждя Саша останавливает машину, а Нюра запевает «Нежность». На улице тогда стоял знойный летний день! И ки­ношникам пришлось изображать ли­вень с помощью поливальной машины, причем диалог находившихся внутри «Волги» актеров, записывали сразу набело. Чтобы шум от «дождя» и работающе­го мотора поливалки не заглушал их голоса, так­си обложили кусками по­ролона.

Эта пронзительная сцена сыграла в даль­нейшей судьбе филь­ма ключевую роль. Лиознова почувство­вала, что мелодия песни становится лейтмотивом всего фильма и обратилась к Александре ПАХМУТОВОЙ с прось­бой написать главную музыкальную тему. Прочитав сценарий, та отказалась: слишком уж несопоставимыми показа­лась ей песня, посвященная летчикам, и история про деревенскую женщину, при­ехавшую торговать на базаре мясом. Тогда Лиознова пригласила композито­ра посмотреть отснятый материал. Пах­мутовой понравилась работа актеров, особенно ее поразили полные душевно­го страдания глаза Олега Николаевича: «Я напишу музыку только из-за крупного плана Ефремова».

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz