1

Урок 18. Что такое режиссура

   

«Что такое режиссура»

 

 

Режиссура – это отыскивание нового в привычном.

Любая режиссура начинается в голове с мыслительного процесса. Нужно, как в мульти варку, загрузить в мозг сверхзадачу, идеи, возможности для нового шедевра, включить кнопку «пуск» и подождать, пока будет готов режиссерский сценарий – структура и план действий для созидания задуманного.

Лично я так и поступаю обычно. Причем, помимо прямых задач, мне требуется для творческого процесса и что-то из смежных тем. Например, при продумывании кадров, которые бы не только проиллюстрировали слова героини фильма-портрета, но и создали нужную атмосферу и эмоцию, я пересмотрела много хроники и переслушала песен того времени – речь шла о 60-х годах 20 столетия. Это рождает новые связи, появляются идеи и вдохновение.

Режиссура — это создание определенного образа и реальности.

Донести свои взгляды и мысли до зрителя режиссер может только кадрами и звуком, если речь идет об экранных произведениях. В кадре могут быть люди — герой сюжета или ведущий. В зависимости от придуманного образа, режиссер будет работающие на этот образ черты и детали выделять, усиливать, а ненужные умалчивать, не показывать и так далее. Как скульптор, режиссер отсекает все лишнее, оставляя только нужное, формируя тем самым четкий образ. И чем больше мастерство режиссера, тем четче получившийся образ, потому что в нем отсутствует что-то случайное, неопределенное, невнятное.

Режиссура – это железная логика, коммуникации и воля.

Под железной логикой я имею ввиду драматургию, то есть определенную выстроенность и структуру создаваемого произведения с наличием интриги, развития и акцентов. Если этого нет, то ролику или фильму не на чем держаться, он растечется, как лужа, и исчезнет.

К слову, есть несложный способ проверить, существует драматургия в сюжете или нет. Если вы без смысловых потерь можете поменять местами части или просто выкинуть середину, значит, сюжет разваливается на гла­зах и не может держать внимание зрителя. Нельзя повествовательно, друг за другом выкладывать фак­ты — надо выстроить закономерную цепочку.

Когда режиссер все это продумал и придумал, ему остается реализовать свой замысел. И для воплощения требуется воля довести дело до конца, не смотря на неизбежные препятствия. Еще режиссеру необходимо умение налаживать контакты и ставить четкие задачи всем, с кем сотрудничает. Если люди в команде не поймут режиссера, то вряд ли ему удастся донести до зрителя свои мысли.

Искать, пробовать, выбирать — суть режиссерской работы.

Как в анекдоте про клиента на приеме у психотерапевта:

— Помогите, доктор! Эта кошмарная работа сведет меня с ума! Каждый день я возвращаюсь домой выжатый, как тряпка.

— А чем вы, собственно, занимаетесь?

— Ну, я сижу на складе, передо мной желоб и три ящика. По желобу скатываются апельсины, а я должен раскладывать их в ящики: большие — в первый, средние — во второй, а маленькие — в третий.

— Вроде непыльная у вас работенка…

— Ах, доктор, но эта ужасная проблема постоянного выбора!

Так и режиссеру на каждом этапе создания произведения из огромного множества вариантов нужно отобрать только те, которые наиболее ярко выразят авторскую мысль.

А если вы внимательно оглядитесь вокруг себя, то быстро заметите, что режиссерские приемы можно применить практически ко всему: к любому мероприятию, выступлению, семейному торжеству и даже к совещанию или сайту. Там, где элементы режиссуры присутствовали при создании, результат получился гораздо интереснее.

 

«Что важно в режиссуре»

Умение фантазировать, придумывать, стыковать и выстраивать кадры и есть режиссура. Это есть в каждом из вас, только у кого-то развито больше, у кого-то меньше. И если научиться мыслить картинками, как я это называю, то вам не понадобятся готовые шаблоны, кем-то уже использованные, потому что вы каждый раз сможете генерировать свой уникальный вариант. На этом построена моя методика обучения. Я не сторонница дать уже пойманную кем-то рыбу, возможно несвежую, я сторонница дать удочку и научить ловить любую рыбу самостоятельно.

 

«Режиссура для фотографа и видеографа: с чего начать»

 

Сегодня почти каждый человек имеет какую-нибудь камеру, хотя бы в телефоне, и снимает фото или видео. Но далеко не каждый их них действительно фотограф или видеограф. Почему? В чем разница между просто людьми с зеркалками и фотографами? В мировой художественной культуре принято различать три уровня созидания чего-либо.

Первый уровень – это ремесло, и практически любого человека можно научить что-то делать на приличном уровне, показав ему, на что нажимать, где подкрутить, какие цифры запомнить. И он создаст свое произведение. Но его следующее произведение будет похожим на предыдущее и эта цепочка будет продолжаться, если он не выйдет на следующий уровень созидания.

А следующий уровень – это художественное творчество. Это когда человек, что-то создавая, воплощает уже свое отношение, причем, не только непосредственно к произведению, но и к миру вообще. Как сказал Пикассо: мы рисуем не то, что видим, а то, что чувствуем. И это уже очень интересно смотреть. И работы будут у создателя разные, потому что и отношение, и чувства меняются, в зависимости от фактуры и течения жизни.

Но есть еще один уровень, доступный лишь немногим. И называется он – искусство. Искусство – это не просто свой взгляд на что-то, это взгляд уже через весь опыт человечества. Вот почему во всех творческих вузах обязательно изучают всю мировую художественную культуру, и вот почему так важно много смотреть классиков любого искусства. Должна быть накоплена эта база человеческого опыта. Вообще, много читать для писателей, много смотреть для фотографов, видеографов, режиссеров – это основополагающий шаг в обучении.

Это то, с чего может начать каждый желающий. Причем, не означает, что фотографам нужно смотреть только работы фотографов, смежные виды искусства могут обогатить даже больше, если научиться видеть, подмечать, анализировать и собирать в свою копилочку.

 

 

Чем может быть полезно это маленькое видео? Обратите внимание, к примеру, на позы людей или на цветовую гамму и свет на этих полотнах — и вы сможете использовать эти идеи при съемке фото и видео-сессий или портретов в стиле Ренессанса. А вот совсем другая эпоха и другая философия, краски, линии, сюжеты.

 

 

Умение аккумулировать знания и чувства, превращать их в идеи и воплощать в реальности и есть по сути режиссура. И она присутствует и в хорошем художественном творчестве, и, конечно, на уровне искусства. В любом виде искусства, будь то фотография, кино, видео, театр и так далее. А режиссер – это человек, который берет на себя право принимать решения по отношению к любой мелочи какого-то создаваемого произведения. Говорят же, режиссерское решение, то есть, когда все не просто так, а зачем-то, с определенной целью, продумано и создано.

Удачи Вам!

Ольга Татарникова,

Ваш проводник в волшебный мир видео.

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz