«Грамматика съемки»
Уверена, что Вы неоднократно видели в сериалах планы, которые Вам подсказывали, где будет происходить следующая сцена. Например, дальний план замка, особняка или окна небоскреба. Такие планы называются адресными, то есть они сообщают зрителю, где разворачиваются события.
Причем, это совершенно не обязательно, что так и есть в действительности, в игровых фильмах точно. Отдельно снимается, к примеру, Уолл Стрит, а дальше монтируется диалог двух героев, который снимается далеко от этой улицы в студии. В документальном видео, как правило, адресные планы действительно соответствуют месту действия того, что мы видим на экране.
Чем Вам могут быть полезны адресные планы? Нет ничего хуже, чем смотреть на чьи-то малосвязанные обрывки впечатлений. Особенно для зрителя, который не был в местах съемки. Поэтому чтобы ему было интересно, нужно обеспечить непрерывность повествования и логику происходящего. Адресные планы собственно для этого и предназначены – они покажут, что откуда. Как у меня в иллюстрирующем этот пост видео понятно, где плавают эти рыбки в Барселоне.
Так что всегда и везде, снимая в помещении, не поленитесь снять с улицы план здания, в котором это происходит. Это можно сделать в самом начале съемок, перед тем, как войти внутрь. Или в конце, выйдя оттуда, когда все съемки уже произведены. Главное, не забыть это сделать. И вовремя подумать, заходя в помещение, а не стемнеет ли на улице, когда Вы выйдите оттуда. В этом случае все же лучше снять адресный план до начала съемок в помещении.
«Про перебивки»
Если Вы снимаете какое-то событие с важным звуковым фоном (песней или речью), которые нужно иметь целиком, а не кусками, тогда снимайте, не останавливая камеру, и перестраивайте планы на ходу. Эту грязь Вы потом перекроете на монтаже перебивками.
Кстати, и о них. Всегда снимайте перебивки, то есть планы помимо главного объекта, но из той же среды – руки говорящего человека, предметы у него на столе или за спиной. Такие кадры не только облегчают монтаж и улучшают качество в целом, но и способны привнести атмосферу, раскрыть содержание во всей полноте. К примеру, шкварчащее мясо на шампуре, дым костра или тлеющие угли намного обогатят рассказ человека, ведущего этот рассказ на фоне мангала.
«Как правильно снимать человека в кадре»
Снимая человека в кадре (или себя) для стендапа или интервью, нужно оставлять воздух над его головой в правильном количестве – и не много, и не мало. Определяется это визуально, но приблизительные стандарты выглядят так:
Крупный план – «воздух» равен высоте от бровей до верхней границы головы.
Средний план – «воздух» равен высоте от бровей до подбородка.
Общий план – «воздух» равен высоте головы с шеей, на дальнем плане больше.
А в очень крупном плане – детали – «воздуха», разумеется, нет совсем.
С пожеланием творческих успехов!
Ольга Татарникова,
Ваш проводник в волшебный мир видео.