«ПРОЩАЙТЕ, ДЕВОЧКИ!..»
Успех картины «А зори здесь тихие» был предсказуем. Сочетание, казалось бы, несочетаемого - искренность, простота интонаций и ярко выраженная патриотичность, эротизм и проникновенная душевность, великолепие природы и ужасы войны - все это было в первоисточнике, повести Бориса Васильева.
Титры: «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ», Киностудия имени Горького, 1972 год. Режиссер: Станислав Ростоцкий. Сценаристы: Борис Васильев, Станислав Ростоцкий. Оператор: Вячеслав Шумский. В ролях: Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Ольга Остроумова, Людмила Зайцева, |
|
Екатерина Маркова, Владимир Ивашов, Игорь Костолевский, Алла Мещерякова и другие. |
ТОВАРИЩ СТАРШИНА
Станиславу РОСТОЦКОМУ, пользовавшемуся в кинематографической среде огромным уважением, удалось всего за четыре месяца утвердить сценарий и запустить фильм в производство. Все шло как по маслу. Оставалось лишь выбрать актеров.
Приступая к кинопробам, режиссер для себя решил, что старшину Васкова сыграет Георгий ЮМАТОВ - он как раз заканчивал сниматься в «Офицерах». Но надо было соблюсти формальности.
В самый разгар «смотра» в студию случайно заглянул молодой актер московского ТЮЗа Андрей МАРТЫНОВ. Режиссер был поражен: стопроцентное попадание в типаж! Юматов же на экране выглядел типичным горожанином. Но тут выяснилось, что Мартынов панически боялся камеры: услышав команду «Мотор!», он терялся и начинал пугать слова. Конечно, худсовет отклонил его кандидатуру. Однако Ростоцкий не собирался отступать. В течение двух недель он натаскивал новичка перед включеной кинокамерой. Пленки в ней не было, но Андрей этого не знал и постепенно привыкал к ее немигающему глазку.
Результат превзошел все ожидания: с экрана на членов худсовета глядел крепкий русский мужик с неподдельным вологодским выговором — именно тот оказавшийся на войне крестьянин, образ которого, любовно выписал Борис Васильев.
Не роли девушек-зенитчиц режиссер хотел подыскать не примелькавшихся еще зрителям актрис. Он отсмотрел несколько сотен студенток и выпускниц театральных вузов, прежде чем нашел своих героинь. Среди юных дебютанток оказалась только одна известней актриса - Ольга ОСТРОУМОВА, которая успела сняться в картине Ростоцкого «Доживем до понедельника».
ГАРЕМ НА БОЛОТЕ
На съемки группа выехала в Карелию, в деревню Сяргилахту. Киношников встретили тучи комаров. Вся, кто мог, немедленно облачились в самодельные противомоскитные костюмы. А бедным «зенитчицам», практически не выходившим из кадра (снимали очень плотно, почти без репетиций), ничего не оставалось, как мужественно сражаться с полчищами кровососов.
«Мы ощущали громадную нагрузку - и психологическую. и физическую, - вспоминает Андрей Мартынов. - А ведь я до этого отслужил три года в армии, и какой-то навык у меня был.. У нас работал майор Зайцев, который занимался с нами строевой подготовкой. По болоту мы ходили я гидрокостюмах. Делали много дублей... Просто валились с ног от усталости. И лежал я между девушками, как в гареме. - только усы торчали».
Для съемок сцены, где героиня Елены ДРАПЕКО тонет в болоте, были приглашены еще шестнадцать «артистов» - ужей, которых привезли из Москвы. По задумке режиссера девушка должна была оступиться, испугавшись змей. Но во-первых, Елена совершенно на боялась этих пресмыкающихся и это было видно по её реакции, а во-вторых, когда ужиков уже выпустили в бурлящую жижу, у всех возникла ассоциация с вьетнамским болотом. От змеиных «услуг» решили отказаться.
С ЛЕГКИМ ПАРОМ!
В конце 80-х на экраны страны вышел фильм «Маленькая Вера» и наши сограждане ринулись и кинотеатры на волнующую встречу с сексом, которого, как известно, в СССР не было. Однако раньше была сцена в бане в картине «А зори здесь тихие». Худсовет признал её «нескромной», и Главное управление художественной кинематографии настаивало на том, чтобы Ростоцкий ее вырезал. Дошло до того, что режиссер пригрозил убрать свою фамилию из титров. Опасаясь скандала, цензоры сдались. Тем более, что режиссер согласился сократить продолжительность этого эпизода и отказался от сцены, в которой полуобнаженные девушки загорали в минуты отдыха.
Кстати молодые актрисы согласились сниматься о бане с условием, что на съемочной площадке из мужчин останутся лишь режиссер и оператор, причем последний будет сидеть в бочке с отверстиями для объектива, снимая только с одной точки. Впрочем оно не было выполнено! Оператор банной паросиловой установки - третье лицо мужского пола - находился и непосредственной близости от кинокамеры и так засмотрелся, что довел давление пара в котле до критического уровня.
Спохватившись, единственное, что он успел сделать до отнюдь не бутафорского взрыва - это крикнуть: «Караул! Ложись!» Второе нарушение «контракта» допустил оператор, который неожиданно выскочил из бочки и начал снимать моющихся женщин с резных точек. Дисциплинированные актрисы, дождались команды «Стоп!» и с криками набросились на обманщика.
Эпизод в бане режиссер считал очень важным для понимания трагедии войны Ольга Остроумова рассказывала, как Ростоцкий убеждал её подруг, не желавших раздеваться перед камерой: «Мне нужно показать, во что пули попадают. Они убивают не только интеллект и духовность, но и тела. Вы же любуетесь ими в музеях! Эти девчонки должны были рожать, любить, растить детей...»
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!