1

«Афоня» (1975)

«ЖИЛ ТАКОЙ САНТЕХНИК»

Оборотистый балагур сантехник Афоня из одноименной комедии Георгия Данелия казался зрителям старым знакомым – таким психологически точным стало попадание Леонида Куравлева в образ.

  Титры:

«АФОНЯ»

«Мосфильм», 1975 год.

Режиссер:

Гооргий Данелия.

Сценарий:

Александр Бородинский.

В ролях:

Леонид Куравлев,

Евгения Симонова,

Евгений Леонов

Борислав Брондуков,

Михаил Светин,

Александр Потапов,

Валентина Талызина,

Савелий Крамаров

Владимир Басов

Николай Гоинько,

Нина Русланова

Нина Маслова,

Раиса Куркине,

Николай Граббе.

 

Лидер проката 1975 года - 62.2 млн зрителей.

 

«АМБРОЗИЯ» ДЛЯ ДРАМАТУРГА

Имя сценариста Бородянского знакомо многим любителям кино. Он соавтор таких известных фильмов, как «Дамы приглашают кавалеров», «Мы из джаза», «Курьер», «Олигарх», «Дежа-вю», «Ворошиловский стрелок».

Сценарий «Афони» был дипломной работой будущего мэтра кинодраматургии. Впрочем, многие режиссеры не обратили на него внимания, хотя сценарий получил главный приз на конкурсе произведений о рабочем классе. Один из них вообще назвал историю похождений сантехника «бредом младенца».

Только Георгий Данелия захотел снимать по нему фильм. «Добро» вышестоящих инстанций было получено быстро: в те годы картины, где главным героем был представитель трудового народа, приветствовались.

Кстати, в отличие от своего Афони сам драматург пиво терпеть не мог. Данелия же решил, что сценарист разделяет пристрастие сантехника, и, желая показать ему свое расположение, часто угощал этим напитком. При этом он даже не догадывался, что Бородянский каждый раз проявлял настоящее мужество, заставляя себя через силу глотать «отраву» - так он называл тогда пиво. Но готов был на любые муки, чтобы только не обидеть режиссера, к которому относился с большим уважением.

Как – то раз Бородянский получил телеграмму Данелия: «Срочно приезжай!». Сценарист сразу же откликнулся на его призыв. Недоумевая, что могло случиться, Бородянский примчался на съемочную площадку. Оказывается, начали снимать сцену в бане, в которой Афоня знакомится с героем Евгения Леонова – Колей.

Специально закупили пиво и целый мешок воблы – в те годы страшный дефицит. Бородянского же попросили выступить консультантом. Бедному драматургу опять пришлось выкручиваться. Он пытался вспомнить, как пьют пиво с воблой его приятели, и, что удивительно, к концу съемок полюбил таки его.

КАСТИНГ НА САНТЕХНИКА

На главные роли пробовались многие звезды отечественного кино. Так, например, Афоню мог сыграть Владимир Высоцкий. Однако в его исполнении Афоня был человеком с сильным характером.

И как не хотелось Данелия поработать с Высоцким (говорят, Бородянский даже был готов изменить сценарий), как ни пытались добавить его Афоне смешных черт, комика из известного актера и певца не получилось. Знаменитый режиссер нашел в себе силы отказаться от этой идеи: в своей работе на первое место он ставил талант актера, его соответствие образу и работоспособность. Ни звания, ни знакомства, ни известность не принимал во внимание.

Но часто выбор режиссера не устраивал представителей Госкино. Так , худсовет отклонил кандидатуры Георгия Буркова, Виктора Проскурина и Николая Караченцова. А о пробах Владимира Носика какой-то чиновник сказал: «Актер великолепный и сыграть может хорошо. Но в то, что он человек пьющий, поверить просто невозможно. Даже если вы наложи­те на него килограммы грима и специально напоите». В результате Данелия остановил свой выбор на Леони­де Куравлеве.

Актрису на роль Кати тоже нашли не сразу. Первой пре­тенденткой на нее ста­ла Анна Каменкова. Однако в ее исполне­нии образ получался трагическим, чего Да­нелия хотел избежать. На пробы пригласили много неизвестных актрис: мастер кинема­тографе стремился, кроме всего прочего, открыть новое имя. Но ни одна из них не быта столь трогательна, как Евгения СИМОНОВА. Правда, к рождению новой звезды оказался причастен не один Данелия: в это время актриса снималась еще в нескольких картинах.

 

РАБОЧИЕ БУДНИ АФОНИ

Герои этого фильма были, можно сказать, из самой жизни, и из-за этого происходило много забавных случа­ев. Как-то в перерыве Борислав Брондуков вышел на улицу поку­рить - и исчез. Адми­нистратор съемочной группы, отправившая­ся на его поиски, стала свидетельницей того, как упирающегося Брондукова двое дю­жих мужиков-охранников пытаются вы­ставить из ресторана. А гардеробщик при этом, посмеиваясь, от­пускал замечания: «Надо же такое придумать – он, видите ли, артист! Катись отсюда, пьянь! Бельмондо из соседней рюмочной!». Эти слова актер потом часто цитировал, когда говорил о пьяницах.

Забавная история произошла и при съемках смешной сцены на танцах. Предполагалось, что у прекрасной незнакомки, которую встретил Афоня, должен быть пышный бюст. Однако исполнительницу роли Татьяну Распутину секс-бомбой трудно было назвать. Костюмерша посоветовала подложить в ее бюстгальтер мешочки с манной крупой. Однако в день съемок костюмерша заболела и попросила супруга, кото­рый к ее профессии никакого отношения не имел, заменить ее на работе и дала ему четкие инструкции, что на кого надевать.

 

Осо­бенно, его удручал искусственный бюстгаль­тер с манной крупой, который надо было завязать на спине актрисы. Изрядно с ним помучившись, он настолько сильно его затянул, что бедная женщина едва могла дышать. Зато в кадре все выглядело очень есте­ственно, и режиссера после премьеры еще долго хвалили за удач­ный «эротический мо­мент».

Не обошлось в фильме и без наклад­ки. которая бьпа отне­сена к разряду так на­зываемых киноляпов. Разговор Афони и Кати снимали целый день с перерывом на обед. За это время Ле­онид Куравлев успел переодеться в другую рубашку. Это заметили только при монтаже ленты, когда уже не­возможно было что-то исправить.

Памятник Афоне (Л. Куравлёв) и штукатуру Коле (Е. Леонов),

героям фильма «Афоня», город  Ярославль.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz