«НЕ БУДЕМ ПРОКЛИНАТЬ ИЗГНАНЬЕ…»
«Бег», пожалуй, единственный в советском кинематографе фильм, где белогвардейцы и эмигранты показаны не как опереточные злодеи, а как люди, пережившие страшную трагедию - утрату Родины.
Титры: «БЕГ» «Мосфильм», 1970 год. Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов. Сценаристы: Александр Алов, Владимир Наумов. (по мотивам произведений Булгакова). Оператор: Леван Пааташвили. Композитор: Николай Каретников. В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Татьяна Ткач, |
|
Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Владимир Заманский, Владимир Басов и другие. |
ДВОЕ НА ОДНОМ БЕРЕГУ
В конце 60-х закончилась так много обещавшая хрущевская «оттепель», и интеллигенция почувствовала себя обманутой. Именно в это время Александру АЛОВУ и Владимиру НАУМОВУ попала в руки пьеса Михаила Булгакова «Бег». Тема краха идеалов оказалась актуальной, и они решили ее экранизировать. Была лишь одна непреодолимая проблема: после резкой критики Сталина пьесу назвали антисоветской. Режиссеры включили в сценарий героев из «Белой гвардии» и «Черного моря». Кроме того, ввели реальные исторические лица, рассчитывая на то, что в глазах чиновников фильм о Гражданской войне от этого только выиграет.
Фильм долгое время не мог пробиться на экраны. От забвения «Бег» спасло чудо… Владимир Наумов вспоминает «Мы с Михаилом Ульяновым летели из Чехословакии в Москву. И вдруг нас позвали в салон для важных персон. Входим и видим два живых «портрета» - членов Политбюро, которые играют в домино. Им не хватало еще двух партнеров. А мы-то играть толком не умели, но согласились - на интерес. Если выиграем, попросим что хотим. И представьте, выиграли, и наш «Бег» разрешили!» Творческий союз Александра Алова и Владимира Наумова продолжался 30 лет. Они сняли 10 фильмов, среди которых «Павел Корчагин», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43». Александр Алов умер 13 декабря 1983 года на съемках фильма «Берег».
МИСТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
Консультантом фильма была Елена Сергеевна Булгакова, третья жена и муза писателя. Режиссер признавался, что благодаря ей на площадке ощущалось присутствие самого Булгакова: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..» Ссылаясь на незримую связь с усопшим мужем, Елена Сергеевна предлагала новые сцены. Например, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мертвого будет несподручно брить!»
В 1969 году соавторы приступили к работе. Актерский ансамбль собрали блестящий: Алексей БАТАЛОВ, Михаил УЛЬЯНОВ, Евгений ЕВСТИГНЕЕВ, Олег ЕФРЕМОВ, Михаил ГЛУЗСКИЙ, Людмила САВЕЛЬЕВА, Владимир БАСОВ. Пригласили из Омска никому не известного тогда Владислава ДВОРЖЕЦКОГО. Режиссеров так поразили «инопланетные» глаза актера: только он сможет сыграть генерала Хлудова, «человека с выжженным взглядом». «Съемки начались с невероятно сложной сцены, где к моему герою в поезде является призрак солдата Крапивина, - вспоминал актер. - Мне было ужасно страшно!»
На «Мосфильме» были построены грандиозные декорации - дворцовые ансамбли, квартиры, железнодорожные коммуникации. Константинополь тоже был декорацией! Помните кадры, где генерал Чарнота, стоя на балконе дома, произносит монолог? Были и съемки на натуре, правда, подпольные. Получить разрешение на работу в Стамбуле не удалось, поэтому оператору Левану ПААТАШВИЛИ пришлось целый день бродить по турецкой столице и снимать общие планы скрытой камерой. Он был безмерно счастлив, что его не поймали. «Турецкие» улочки уже легально снимали в болгарском Пловдиве, форсирование Сиваша под Севастополем и в Закарпатье, зимние сцены - в Саввино-Сторожевском монастыре под Москвой, а визит Чарноты и Голубкова к Корзухину - в Париже.
Дольше всего искали натуру для снов Хлудова. Оператору приглянулось соленое озеро Баскунчак под Волгоградом, но рядом не было воинских частей, откуда режиссеры «рекрутировали» массовку: фильм снимали с эпическим размахом, в отдельных сценах было занято более пяти тысяч человек. В итоге эти фантасмагорические кадры были сделаны в карьерах под Люберцами. Там же сняли основные батальные сцены... Все работали четко и слаженно. Эпизод, в котором красноармеец на полном скаку подхватывает с земли упавшее знамя, был снят с одного дубля! К слову, каскадеры и сами не получили ни единой травмы, не повредили ни одной лошади.
УСАТЫЕ АРТИСТЫ
Одной из самых сложных стала сцена тараканьих бегов: «усачи» оказались очень капризными! Пришлось вызывать дрессировщиков. Они отобрали лучших особей, придумали им имена и кормили деликатесами и витаминами. Но как только включали софиты, усатые артисты в панике разбегались! Киношники хотели заказать на заводе тараканов-роботов, но «продукция» оказалась им не по карману. Наконец нашли выход: в конце беговых дорожек установили ящички, оклеенные черным бархатом. Когда зажигался свет, тараканы устремлялись туда, в темноту.
ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА
Группа остановилась в гостинице «Бонапарт», неподалеку от церкви Сан-Сюльпис. «Когда нам разрешили подняться на самый верх, взору предстали кучи хлама. Стало понятно: кроме нас, сюда за последние сто лет никто не поднимался. Зато открылась замечательная панорама Парижа, - вспоминал Пааташвили. После съемок нужно было подписать акт о расходах у французского юриста. Но вместо штампа он написал: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». А когда киношники сказали, что это для советской бухгалтерии не годится, француз жутко оскорбился.
ПО ПАРИЖУ – БЕЗ ШТАНОВ!
Михаил Ульянов долго не мог решиться на съемки сцены, в которой генерал Чарнота разгуливает по Парижу в исподнем. Но, как оказалось, Париж видел и не такое - прохожие даже не обратили внимания на странно одетого гражданина. «А ты боялся, - успокаивали Ульянова коллеги. - Да парижане вообще забыли, что такое кальсоны!»
Последняя встреча Наумова и Булгаковой состоялась накануне премьеры. Они договорились, что утром он позвонит и пришлет за ней машину. Прощаясь, Елена Сергеевна спросила: «Скажите, Володя, почему вы в трауре?» Он ответил: «Это не траур, просто Женя ЕВТУШЕНКО привез мне из Америки модную рубашку в подарок» (на Наумове была черная рубашка с белым воротником). Когда на следующий день Наумов позвонил Елене Сергеевне, трубку снял ее сын и сказал: «Мама умерла...»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Фильм «Бег» - первая отечественная экранизация по произведениям Михаила Булгакова. 2. Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность, чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!