«ФРОНТОВОЕ БРАТСТВО»
События в фильме «Белорусский вокзал» происходят после войны, но уже не одно поколение зрителей называет его военным. Потому что он о фронтовом братстве, скрепленном кровью.
Титры: «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ» «Мосфильм», 1970 год. Режиссер: Андрей Смирнов. Сценарий: Вадим Трунин. Автор песни: Булат Окуджава. В ролях: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин, Нина Ургант, Любовь Соколова, Людмила Аринина, Маргарита Терехова, Николай Граббе, Юрий Визбор. |
|
Фильм рождался в муках: два режиссера - Лариса ШЕПИТЬКО и Марк ОСИПЯН - отказались работать со сценарием. Вадим ТРУНИН несколько раз переписывал текст, прежде чем за него рискнул взяться дебютант Андрей СМИРНОВ. Тема неизвестных героев Великой Отечественной оказалась близка 28-летнему режиссеру, ведь его отец, писатель Сергей СМИРНОВ, был фронтовиком.
Авторы сразу решили снимать известных актеров. Роль Ивана Приходько была написана специально для Евгения ЛЕОНОВА. Алексея ГЛАЗЫРИНА, Анатолия ПАПАНОВА и Всеволода САФОНОВА подбирали «под него». Но актрису на роль медсестры Раи утверждали со скандалом. Худсовет настаивал на Инне МАКАРОВОЙ, а режиссер хотел снимать только Нину УРГАНТ.
«Я честно сделал пробы с обеими и был уверен в своей правоте. Ведь для этой картины очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что утвердили Макарову», - вспоминал Смирнов. От огорчения режиссер заболел и попал в больницу. Зато после выписки получил «добро» на любую кандидатуру - горели сроки съемок.
Что, однако, не помешало чиновникам четыре раза останавливать работу. «На бесконечных обсуждениях мне ставили в вину, что я искажаю жизнь советских людей и показываю неустроенные судьбы, - рассказывает режиссер. - Упрекали даже в том, что в фильме слишком много дождя и пасмурной погоды». А за то, что Смирнов и оператор Павел ЛЕБЕШЕВ потребовали перестроить декорации огромной квартиры медсестры Раи, чтобы сделать ее более достоверной, дирекция «Мосфильма» объявила им выговор и удержала треть оклада...
На премьере в Доме кино фильм произвел фурор: овация не стихала 15 минут. А Нина Ургант после премьеры стала звездой. В числе первых актрису поздравили с успехом легендарная Фаина РАНЕВСКАЯ и министр культуры Екатерина Фурцева. Узнав об этом, Леонов шутливо упрекнул Ургант: «Ну вот, приехала какая-то ленинградка, и все наши звезды померкли».
КОГДА МУЖЧИНЫ ПЛАЧУТ...
Самая пронзительная сцена - бывшие однополчане поют со слезами на глазах песню Булата ОКУДЖАВЫ «Десятый наш десантный батальон». А ведь поначалу Нине Ургант песня не понравилась. «Может, лучше что-то из репертуара Клавдии ШУЛЬЖЕНКО? - предлагала она режиссеру. - У меня«Синий платочек» хорошо получается». Но Смирнов настоял на своем. Записать песню долго не удавалось. На третьем дубле огорченная актриса подняла глаза на партнеров и увидела, что все четверо плачут...
ХОТЬ ТОПОР ВЕШАЙ
Сцену, в которой милиционер разбирается с доставленными в «дежурку» ветеранами, снимали в настоящем отделении. Отрепетировали, и вдруг оператор потребовал сделать более мягкое освещение, чтобы лица актеров не получились слишком контрастными. Пиротехники с помощью дымовой шашки «затуманили» помещение. Актерам пришлось несколько часов мариноваться в этой «душегубке».
ОБНАЖАТЬСЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Если бы не цензура, финальная сцена была бы другой; гости Раи выходят из ванны в одних трусах и в таком виде (чего «родной» медсестры стесняться!) поют на кухне песню. Но зритель увидит голые спины героев только мельком, на кухню они выйдут уже при полном параде. Леонов категорически отказывался обнажаться в кадре - видно, вспомнил скандальную славу «Полосатого рейса». Его долго уговаривали.
БОЖЬЯ ВОЛЯ
Для Нины Ургант роль медсестры Раи стала судьбоносной. «Я помню, как пела песню из «Белорусского вокзала» в концертном зале «Октябрьский». И вдруг увидела, как по проходу идет человек на протезах и все повторяет: «Сестренка моя, сестричка моя!» Поднявшись на сцену, он обнял меня и заплакал... Понимаете, ветераны видят во мне не актрису Ургант, а медсестру, которая выносила их с поля боя. Значит, это действительно Божья воля, что я снялась в этой картине», - говорит Нина Николаевна.
А однажды, когда актриса поздно вечером возвращалась из театра, навстречу ей из темноты шагнули два здоровенных типа с бритыми затылками. Она страшно испугалась и хотела уже звать на помощь, но тут оба упали перед ней на колени со словами: «Вы - Нина Ургант. Спасибо вам за «Белорусский вокзал».
К сожалению, сегодня из ее партнеров в живых никого не осталось. Алексей Гпазырин умер от инфаркта вскоре после премьеры. В 1987 году не стало Анатолия Папанова. Через пять лет ушел Всеволод Сафонов, а потом и Евгений Леонов... На похороны своих «однополчан» Нина Николаевна не ездила - это было выше ее сил. Для актрисы все четверо остаются живыми, веселыми, молодыми. И когда она ставит свечки за упокой их душ в Никольском соборе, рядом с которым живет, плачет и разговаривает с ними...
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!