Бернес Марк Наумович

Бернес Марк Наумович

Не было у этого человека ни эффектной внешности, ни потрясающих вокальных данных, он даже нот не знал... Но спроси любого: «Кто такой Марк БЕРНЕС?» - и услышишь в ответ: «Прекрасный актер и певец!»

  Досье:

Марк Наумович БЕРНЕС

(настоящее имя Марк НЕЙМАН)

21.09.1911. - 17.08.1969.

Советский актёр и исполнитель песен.

Заслуженный артист РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1965).

Избранная фильмография:

«Человек с ружьем» (1938)

«Большая жизнь» (1939)

«Истребители» (1939)

«Два бойца» (1943)

«Далеко от Москвы» (1950)

«Тарас Шевченко» (1951)

«Ночной патруль» (1957)

«Это случилась в милиции» (1963)

«Женя, Женечка и «катюша» (1967)

 

Родился 8 октября (25 сентября) 1911 года в Нежине, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Черниговская область, Украина) в семье служащего артели по сбору утильсырья. Старьевщик Наум Нейман из украин­ского городка с трогательным названием Нежин мечтал, чтобы все его дети стали большими людьми. А потому решил пере­браться с семьей в Харьков, где возмож­ностей дать им приличное образование было побольше. Старшего сына, Марка, он хотел видеть бухгалтером и отдал его в торгово-промышленное училище. Но кому же в пятнадцать лет интересно щелкать костяшками счетов да записывать скуч­ные цифры? Марк бредил театром! Он устроился в знаменитую на всю Украину труппу Синельникова. Юноша был готов выполнять любую работу - продавать би­леты, расклеивать афиши, таскать деко­рации, лишь бы выходить иногда на сце­ну. Тогда же он взял себе псевдоним. В те годы очень популярной была методика обучения игры на фортепиано Германа Юхана Беренса. Марк тоже пробовал за­ниматься по этой системе, но вскоре за­бросил уроки, а вот фамилия основателя ему понравилась, и он, слегка ее пере­иначив, стал Бернесом.

В семнадцать лет, после окончания ак­терских курсов, Марк уехал в Москву. Юный провинциал знал всего два столич­ных театра - Большой и Малый, показал­ся в обоих - и в обоих был принят! Так он и работал в двух местах, благо находились театры неподалеку. Позднее он стал вы­ступать и на других московских сценах, а в 1934-м даже премию получил «за луч­шие качественные показатели», однако через год театр навсегда ушел из жизни артиста, уступив место кино.

Кинодебют Бернеса состоялся в 1935 году. В фильме «Заключенные» он сыграл небольшой эпизод, но благодаря этой ра­боте подружился со сценаристом Никола­ем Погодиным. Узнав, что Погодин завер­шает работу над «Человеком с ружьем», Марк попросил роль для себя. Но подхо­дящего персонажа не оказалось. Тогда актер сам его придумал. Он сочинил реп­лики, нашел эпизод, где мог бы участво­вать его герой, и дал ему имя - Костя Жигулев. В этом фильме Марк Бернес впервые запел, и очень скоро песня «Тучи над городом встали» приобрела едва ли не большую популярность, чем сам фильм.

 

В фильме «Два бойца» (1943)

Через год, в 1939-м, на экраны вышел следующий фильм с его участием - «Истребители», и вновь вся страна под­хватила вслед за его героем Сергеем Кожухаровым: «В далекий край товарищ улетает...» Кстати никто сегодня уже не помнит фильм «Дорога к звездам», сня­тый в 1942 году. А ведь это продолжение «Истребителей», в котором Кожухаров стал генералом авиации, Героем Совет­ского Союза. Картина не имела успеха, возможно, потому, что Бернес оказался, скорее, «свадебным генералом»: его именем хотели привлечь внимание публи­ки. А может, ему вообще не стоило играть военачальников, ведь роли простых сол­дат давались актеру куда лучше, что он и доказал в фильме «Два бойца». Подбирая исполнителя на роль Аркадия Дзюбина, режиссер Леонид Луков отсмотрел более двадцати актеров. Никто его не устраивал! Кандидатуру Бернеса он поначалу даже не хотел рассматривать: в 1939-м тот сыг­рал у него в «Большой жизни» инженера Петухова, интеллигентного, скромного че­ловека, а на сей раз требовался бесша­башный одесский парень. И все же Бер­неса утвердили, и он сумел найти яркие штрихи, рисующие портрет этого героя, а завершить образ помогли песни «Темная ночь» и «Шаланды».

В фильме «Тарас Шевченко» (1951)

Даже когда роль не слишком удава­лась, как это случилось во второй части «Большой жизни», или была незначитель­ной, как в «Мелодиях Дунаевского», бла­годаря песням («Три года ты мне снилась» и «Я по свету немало хаживал», Бернес все равно запоминался. Даже ког­да актер оставался за кадром, зрители прекрасно узнавали его голос. Разве спу­таешь «С чего начинается Родина?» (фильм «Щит и меч») в его исполнении с чьим-то другим? Песни же помогли акте­ру, когда из-за конфликта с властями его перестали снимать в кино.

В фильме «Максимка» (1952)

В немилость актер попал в конце пяти­десятых. Ему не давали ролей, лишь «ми­лостиво» разрешали озвучивать ино­странных артистов. Это был очень трудный период в его жизни: умерла жена, на ру­ках осталась маленькая дочка, средств не хватало... Так продолжалось несколько лет. Чиновники словно забыли о его суще­ствовании, но простым людям так хоте­лось вновь услышать родной, теплый го­лос Бернеса. И он вышел на эстраду с теми же песнями, что звучали в кино. Успех был ошеломляющим!

В фильме «Запасной игрок» (1954)

Личная жизнь: Первый брак. Когда Марк объявил своим друзьям, что он женится на самой красивой актрисе театра, девятнадцатилетней Паоле (Полине) Линецкой, все восприняли это лишь как шутку. Но его недооценили: через два года Паола, прима частного Театра Корша, куда приняли и Бернеса, ушла от своего мужа, состоятельного инженера к Марку. Про их брак ходило много слухов, злые языки утверждали, что Марк изменяет жене направо и налево. Тем не менее, брак их длился четверть века, они даже успели сыграть серебряную свадьбу.

Марк Бернес и Паола Линецкая

А потом Паола заболела. Врачи диагностировали у неё рак. Их дочке Наташе было всего четыре года, она была поздним, по-настоящему долгожданным ребенком для супругов. Он, как это ни странно звучит, боялся заразиться смертельной болезнью. Она умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.

Марк Бернес с дочкой Наташей

 

Его многочисленные романы, видимо, были долгим поиском той женщины, которая была ему необходима. И ведь он нашел свой идеал! Последняя любовь. В 1961-м он женился на Лилии Бод­ровой. Познакомились они в... школе. Его дочь и ее сын сидели за одной партой, за эту же парту посадили и родителей на со­брании. У Бернеса и Лилии была большая разница в возрасте - 18 лет. Она не была счастлива в своем первом браке. В Бернесе она искала для себя защиты и любви - и нашла это! Вместе они прожили девять лет. Бернес обещал для своей любимой жизнь-сказку, он это и исполнил.

Марк Бернес и Лилия Бодрова

Постепенно жизнь вошла в нор­мальную колею, Марк Наумович ездил с гастролями, записывал новые песни, пуб­лика прекрасно его принимала. Он давно уже стал по-настоящему народным ар­тистом, вот только официально это зва­ние ему никто давать, похоже, не собирал­ся. В 1969-м он заболел. Врачи долго не могли поставить диагноз, а когда опреде­лили рак, было уже слишком поздно. Но и тяжелобольной, Бернес нашел в себе силы подняться и записать еще одну песню. «Журавли» стали реквиемом не только всем погибшим солдатам, но и самому артисту. Через несколько дней после записи эта песня прозвучала на его похо­ронах. А еще три дня спустя его вдове со­общили о присвоении Марку Бернесу зва­ния народного артиста.

Могила Марка Бернеса

Лилия осталась одна. Растила двоих детей и через много лет отвечая на вопрос журналистов, почему она не вышла ещё раз замуж, Лилия ответила, что после Марка найти мужа было просто невозможно, его ей никто заменить не мог.

Памятник Марку Бернесу в образе киногероя из фильма «Два бойца».

kinofan.ucoz.club © 2018