«УДАР ИЗ-ЗА УГЛА»
В середине 80-х сатирическая комедия «Блондинка за углом» чуть было не поставила крест на карьере молодого режиссера Владимира БОРТКО: ее назвали пасквилем на советскую действительность.
Титры: «БЛОНДИНКА ЗА УГЛОМ» «Ленфильм», 1983 год. Режиссер: Владимир Бортко. Сценарист: Александр Червинский. Композитор Исаак Шварц. В ролях: Татьяна Догилева, Андрей Миронов, Елена Соловей, Анатолий Сливников, Анатолий Равикович, |
|
Павел Кадочников, Сергей Бехтерев. |
ЦЕНА КОМПРОМИССА
А как хорошо все начиналось... На утверждении сценария Александра Червинского идея будущего фильма у руководства «Ленфильма» возражений не вызвала. Сняли картину на удивление быстро - за год. Но потом комедия превратилась в драму: два года «Блондинку» не выпускали на экран, Бортко пришлось резать и перемонтировать многие сцены. Это сегодня он известен своей бескомпромиссностью, а двадцать пять лет назад вынужден был наступить на горло собственной песне. О чем жалеет до сих пор...
Кто сидит на дефиците, тот владеет миром. Чиновники усмотрели в этом выводе главную крамолу. Дефицитные продукты, появившиеся в доме скромного Николеньки в изобилии, выглядели столь шокирующе, что сцену решено было сократить до нескольких секунд, после чего Андрей МИРОНОВ исполнил незатейливую песенку. В противном случае зритель рисковал потерять душевное равновесие от лицезрения недоступных ему продуктов. Место для натурных съемок – универсам «Южный» в Купчино — авторы фильма выбрали не без умысла: режиссер жил неподалеку от него.
ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД КОРОЛЯ
В главных ролях Бортко хотел видеть актеров только первой величины, и прежде всего Андрея Миронова. Сцену объяснения героев в любви снимали в тихом безлюдном дворике, но уже через десять минут киношников обступила толпа поклонников актера, которую с трудом сдерживал наряд конной милиции.
А вот с выбором актрисы на роль главной героини помог тяжелобольной отец Бортко, театральный режиссер. «Есть такая актриса — Дюгилева, снимай ее», - сказал он по телефону сыну. Ослушаться отца тот не мог. Долго разыскивал эту «Дюгилеву», но, когда нашел, не пожалел. Самоотверженность Татьяны ДОГИЛЕВОЙ на съемочной площадке не раз выручала киногруппу, как, например, во время работы над финальной сценой.
Съемки свадьбы были закончены в двенадцать часов ночи, а в пять утра собирались снимать погоню, когда героиня бросается за убежавшим с банкета Мироновым на такси. Киношники коротали время в кафе, причем Догилевой не разрешили снять свадебное платье, чтобы не вышла из образа. Усталость дала о себе знать: люди, работавшие с утра до ночи, расслабились и утратили бдительность.
«В результате, - рассказывает Татьяна, - к началу съемок трезвыми были только я, второй оператор и таксист. Я еду и кричу Андрею: «Николенька, не убегай от меня только, не убегай!» А он отвечает: «Сейчас умру». От всего этого у меня истерика началась: мне надо плакать, а я не могу. Умираю от смеха из-за всей этой фантасмагории.
Я находилась в полной уверенности, что мы обязательно переснимем сцену, и была потрясена, когда все склеилось, сложилось, и получился хороший финал. Никто не думал тогда, что Бортко станет классиком... Теперь фильмы этого режиссера в золотом фонде. Я люблю его и горжусь, что работала с ним на лучшей киностудии — «Ленфильм».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!