1

«Большая перемена» (1973)

«УРОКИ ВО СНЕ И НАЯВУ»

Учиться в «Школе», которую показывает нам Первый канал, никто не хочет. Ведь в ней нет таких учителей, как Нестор Петрович.

  Титры:

«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»

«Мосфильм», ТО «Экран»,

1973 год.

Режиссер:

Алексей Коренев.

Сценаристы:

Алексей Коренев,

Георгий Садовников.

Оператор:

Анатолий Мукасей.

Композитор:

Эдуард Колмановский.

В ролях:

Михаил Кононов

Александр Збруев,

Евгений Леонов,

Ирина Азер,

Наталия Богунова,

Ролан Быков,

Наталья Гвоздикова,

Людмила Касаткина,

Светлана Крючкова.

 

НЕ В ДРУЖБУ, А В СЛУЖБУе в дружбу, а в службу

Трудно поверить, что веселую исто­рию о великовозрастных учениках и их молодом учителе снимали по за­данию партии. В 70-е годы в стране на­чалась очередная кампания за повыше­ние уровня образования рабочих и во всех городах, где были крупные заводы, стали открываться вечерние школы. В основе сценария — повесть Георгия САДОВНИКОВА «Иду к людям», препо­дававшего в школе рабочей молодежи.

Экранизировать «педагогическую сагу» чиновники поручили Алексею КОРЕНЕ­ВУ, снявшему такие замечательные ко­медии, как «Адам и Хева» и «Вас вызы­вает Таймыр». Благодаря режиссеру в сценарии появились новые герои, а не­которые персонажи (в том числе обая­тельный хулиган Ганжа) из проходных превратились в главные.

 

Да и название новой ленты говорило само за себя - «Приключения школьного учителя». Од­нако после выхода заметки в газете «Вечерняя Москва» о начале съемок в Министерство образования хлынул по­ток писем от возмущенных учителей. Ко­ренева вызвали «на ковер», но, прочитав сценарий, замминистра ничего крамоль­ного не нашел и только попросил изме­нить название фильма. Режиссер бросил клич киногруппе: «Тому, кто придумает лучшее, поставлю бутылку коньяка». Вы­играл оператор Анатолий МУКАСЕЙ.

УЧИТЬ БЫ РАД...

На роль учителя Нестора Петровича претендовали Андрей МЯГКОВ и Миха­ил КОНОНОВ. Худсовет предложил утвердить Мягкова, но он поставил усло­вие: предоставить роль и его жене, ак­трисе Анастасии ВОЗНЕСЕНСКОЙ. Услышав в ответ твердое «нет», актер отказался от съемок. А Кононов, к тому времени уже сняв­шийся в «Андрее Руб­леве» и «В огне брода нет», соглашаться не спешил. Пробы про­должили, пригласив Константина РАЙКИ­НА и Евгения КАРЕЛЬСКИХ... И тут Кононов созрел! Нестор Петрович стал самой известной ролью актера, хотя сам он отзывался о ней пренебрежительно.

«Он вел себя как актер, который не до­веряет режиссеру, - вспоминает Елена КОРЕНЕВА. - Сидел в сторонке, демон­стративно читал журнал. А однажды на­отрез отказался выполнять требования отца и сорвал съемку. Чтобы настроить­ся на работу, ему необходимо было с кем - нибудь поссориться. К примеру, он довел до слез Наталию БОГУНОВУ (учительни­ца Светлана Афанасьевна), а че­рез минуту блестяще сыграл комедийную сцену». Самому актеру съемки едва не стоили жизни: он согласился изобразить в кадре тонущего, не умея плавать!

«МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ...»

На роль сентиментальной Ледневой, влюбившейся в учителя Нестора Петро­вича, пробовались Ольга НАУМЕНКО, Наталья ГВОЗДИКОВА и Елена ПРУД­НИКОВА. Но вмешался случай: оператор Юрий ВЕКСЛЕР попросил свою жену Светлану КРЮЧКОВУ завезти на «Мос­фильм» какие-то документы. На студии она столкнулась с незнакомым челове­ком, который неожиданно спросил ее: «Что вы делаете вечером?» - «А в чем дело?» — «Приходите репетировать». Коренев (а это был он) предложил Светлане сыграть Светлану Афанасьевну, жену хулигана Ганжи (Александр ЗБРУЕВ).

 

На пробах Крючкова долж­на была поссориться со своим экранным супругом и так вошла в раж, что уку­сила партнера за палец! Эту роль она потеряла, зато режиссер увидел в ней ярую защитницу Не­стора Петровича. Мужьями Светланы Афанасьевны могли стать Станислав САДАЛЬСКИЙ и Алек­сандр ФИЛИППЕНКО. Дуэт Наталии Богуновой и Александра Збруева оказался настолько ярким, что зрители пребывали в полной уверенности, что и в реальной жизни они муж и жена.

На роль аспирантки Полины пробова­лась Наталья ГУНДАРЕВА, но режиссе­ра смутили ее пышные формы. Девушку Нестора Петровича сыграла Наталья Гвоздикова. Правда, ей пришлось пре­вратиться из натуральной блондинки в жгучую брюнетку.

«Для меня достали ро­скошный японский парик, - вспоминает актриса. — Но надевала я его в самый по­следний момент перед съемкой: под лу­чами софитов в нем было невыносимо жарко». Не все зрители узнали в аспи­рантке Наталью Гвоздикову. Один по­клонник приехал свататься к Полине аж из Сибири и страшно расстроился, когда узнал, что актриса на самом деле блон­динка.

ПРИРОЖДЕННЫЙ СТИЛЯГА

В производственных сценах на всех героев должны были надеть робы. И лишь Збруев категорически отказался: «Не хочу я это на себя напяливать!» Ху­дожник подумала и нашла выход: так по­явилась знаменитая замшевая курточка Ганжи. Режиссер негодовал: «Человек, работающий на заводе, не может иметь такой пижонский вид!» Но потом согласился.

 

Герой Збруева получился настоль­ко харизматичным, что зрители не заме­тили явных киноляпов. Получив на работе травму, Ганжа появляется в кадре с за­бинтованной то левой, то правой рукой. На этот прокол авторы фильма обратили внимание при монтаже. Но чтобы пере­снять сцены, пришлось бы снова ехать в Ярославль, на шинный завод, а на это не было ни времени, ни средств.

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Премьера «Большой перемены» состоялась в конце апреля - начале мая 1973 года. Успех был потряса­ющий! Малоизвестные актеры момен­тально стали звездами, а в вечерние школы пошла молодежь.

2. «Весь 9 «А», за исключением глав­ных героев, состоял из друзей и род­ственников режиссера. Девушку с ре­бенком сыграла его старшая дочь Маша.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz