1

«Броненосец «Потемкин» (1925)

 

  Титры:

«БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН»

«Госкино», «Мосфильм», 1925 год.

Режиссер-постановщик:

Сергей Эйзенштейн.

Авторы сценария:

Нина Агаджанова,

Сергей Третьяков,

Сергей Эйзенштейн.

Петр Ершов.

Операторы:

Эдуард Тиссэ,

Владимир Попов.

Композиторы:

Эрик Элламен,

Владимир Попов.

Возраст 0+

В ролях:

Александр Антонов,

Владимир Барский.

Григорий Александров,

Иван Бобров,

Михаил Гоморов,

Александр Левшин,

Н. Полтавцева,

Константин Фельдман,

А. Глауберман.

Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.

Впервые фильм был озвучен в 1930 году, потом восстановлен и переозвучен в 1950-м.  По словам самого Эйзенштейна, идея снять знаменитую Одесскую лестницу пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам.

Картина получила высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. На встрече с кинематографистами 28 марта 1933 года он сказал: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».

По первоначальному сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съемки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Сергей Михайлович Эйзенштейн был поставлен в жесткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, хотя сценарий был утвержден лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Сергей Эйзенштейн принял решение отказаться от первоначального сценария и ограничиться лишь одним из его эпизодов — восстанием на броненосце «Потёмкин», который в обширном сценарии Агаджановой  занимал всего несколько страниц.

Сергей Эйзенштейн совместно с Григорием Александровым существенно переработал и расширил сценарий. Кроме того, в ходе работы в картину вносились эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм. В результате содержание фильма оказалось очень далеким от первоначального сценария Агаджановой.

Кинолента была снята в Одессе, которая тогда являлась одним из центров кинопроизводства, и где удалось найти подходящий для съемок корабль.

Первый показ фильма произошел 21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 года в Большом театре.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» к моменту съемки фильма был списан, готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращен в склад плавучих мин, что затрудняло съемки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, снимали на крейсере «Коминтерн».

По свидетельству очевидцев, музыка Майзеля настолько поразила Эйзенштейна, что он предложил композитору написать музыку и для его следующего фильма — «Октябрь».

  Интересные факты:

1. Красный революционный флаг раскрашивался на плёнке вручную.

2. На одном из кораблей эскадры Черноморского флота видна трёх орудийная башня главного калибра. В 1905 году русских линкоров с трёх орудийными башнями ещё не было в проекте, а на броненосцах стояли двух орудийные башни главного калибра.

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz