«Бумбараш» (1971)

«НАДОЕЛО ВОЕВАТЬ»

Ох как надоела Бумбарашу окопная жизнь! Но что злодейке-войне мирные мечты балагура-весельчака, она продолжала испытывать его на прочность.

  Титры:

«БУМБАРАШ»

Киностудия имени А. Довженко,

1971 год.

Режиссеры:

Николай Рашеев,

Абрам Народицкий.

Сценарист:

Евгений Митько,

по мотивам произведений

Аркадия Гайдара.

Композитор:

Владимир Дашкевич.

Автор текстов песен:

Юлий Ким.

В ролях:

Валерий Золотухин,

Екатерина Васильева,

Юрий Смирнов,

Александр Хочинский,

Лев Дуров,

 

Наталья Дмитриева,

Роман Ткачук,

Александр Филиппенко и другие.

Из фильма песню не выкинешь...

Незавершенную повесть Аркадия Гайдара о Бумбараше под названием «Талисман» режиссер Абрам НАРОДИЦКИЙ и сценарист Евгений МИТЬКО перерабо­тали для экранизации. В ре­зультате, в ней появились эпизоды из первой повес­ти Гайдара «В дни поражений и побед» и приятель Бумбара­ша Левка Демченко, персо­наж из ранних рассказов.

 

Сценарий был почти готов, когда Народицкому порекомендовали подключить к работе режиссера-дебютанта Николая РАШЕЕВА. Во­преки опасениям масти­того кинодеятеля, у них сложился прекрасный тандем - опытный про­фессионал и азартный, полный творческих идей новичок. «Поначалу пред­полагалось снять серьезный фильм о революции, — вспо­минал Рашеев. - Но, прочитав сценарий, понял, что можно сделать яркую картину. Мой друг, автор и композитор Юлий КИМ, написал несколь­ко песен, например «Марш четвертой роты»: «Дрожи, бур­жуй, настал последний бой, против тибе весь бедный класс поднялси...» Эти компо­зиции и задали иронический тон всему повествованию».

 

Планировалось, что в фильме будут четыре песни. Но едва ли не каждый актер хотел петь. Так что Юлию Киму пришлось сочинить це­лых девять! «Ходят кони над рекою...» была написана по просьбе Юрия СМИРНОВА для его героя Гаврилы, - вспо­минает известный бард. — Но ее услышал Валера ЗОЛОТУ­ХИН и заявил: «Эта песня моя!» Так она и осталась у него...»

 

«И за победу бьется, как герой»

Главную роль в фильме Золотухин буквально вытре­бовал у режиссера. «Я до сих пор испытываю чувство ви­ны перед Михаилом КОНО­НОВЫМ, - признается Раше­ев. - Ведь именно его видел в роли Бумбараша. И пробы прошли удачно, но я чувство­вал: чего-то не хватает». В Те­атр на Таганке, куда Николай Георгиевич приехал посмот­реть актеров для фильма, к нему подошел Золо­тухин: «Возьми меня на главную роль!» Тогда ре­жиссер положительного ответа не дал.

 

Спустя какое-то время актер предъявил Рашееву более «весомый» аргу­мент: «Если стремишься сделать хороший фильм, бери Кононова, если хо­чешь заглянуть в веч­ность - возьми меня!» Ре­жиссер попросил Валерия что-нибудь спеть. Тот взял гар­мошку, и Рашеев понял: «Вот он, Бумбараш». В Золотухине было то самое «отклонение», которого не хватало Кононову.

 

Зато Николай Георгиевич с самого начала точно знал, что атаманшу Софью Нико­лаевну Тульчинскую будет играть Екатерина ВАСИЛЬ­ЕВА. «Приходилось пробовать и других актрис, тем более что чиновники предлагали мне снять в «Бумбараше» своих жен. Но делал я это лишь для вида: Катя была единствен­ной претенденткой!» В пове­сти о Софье Тульчинской всего несколько фраз, но Ека­терине Васильевой удалось создать запоминающийся об­раз взбалмошной, жестокой, истеричной женщины, став­шей во главе банды разбой­ников.

Лед и пламя

В эпизоде полета Бумбараша на воздушном шаре были использованы и комбиниро­ванные и «живые» съемки. На подъемный кран подвесили корзину с Валерием Золотухи­ным и подняли в воздух. «Стояла поздняя осень, начались первые заморозки, - вспомина­ет актер. — Я, босый, ви­сел на большой высоте, где температура ниже, чем на земле. Чтобы не простыть, приходилось под галифе поддевать женские колготки с обрезан­ными носками».

А вот Екатерина Василь­ева, наоборот, чуть не «сгоре­ла» на работе. «В фильме был один эпизод, когда я купаюсьв ванне, а под ней горит костер, — расска­зывала Екатерина Серге­евна. - Так вот, пока делали несколько дублей, вода вски­пела! Не выдержав, я выпрыг­нула из ванны».

 

«А кто меня куда влекет по белу свету...»

В повести Гайдара дей­ствие происходит в Воронеж­ской или Курской губернии России. Но фильм снимали на Украине, недале­ко от города Канева. Место выбрали не случайно: оно в точ­ности воспроизво­дило картину вре­мен революции и Гражданской вой­ны - полуразру­шенные дома, за­брошенные поля, простирающиеся на много верст... Дело в том, что этот район был обречен на затопление: сразу после съемок он ушел под воды Каневского водо­хранилища.

Только потом члены съе­мочной группы узнали, что в том месте, где по заброшен­ной железнодорожной ветке мчался паровозик и Бумбараш пел свою песню «Наплявать, наплявать, надоело вое­вать...», осенью 41-го был убит Аркадий Гайдар. И моги­ла писателя находится там же, в Каневе...

 

  Интересные факты:

1. Лошадей для съемок выпрашивали в ближайшем колхозе. «Надело» отправ­лялись Роман ТКАЧУК (в нем с радо­стью узнавали пана Владека из «Кабач­ка «13 стульев») и Валерий Золотухин, который для пущей важности облачался в милицейскую форму и представлялся оперуполномоченным из Киева.

2. Юлий Ким под писал ряд крамольных по тем временам писем протеста поводу ввода советских войск в Чехословакию и нарушения прав крымских татар. Его лишили работы в школе, но позволили писать для кино и театра. Пришлось, правда, взять псевдоним Ю. Михайлов, под которым Ким и значится в титрах фильма.

3. «В сценах, когда в сел меняется власть, тридцати человек массовки и десяти лошадей явно не хватало, - рассказывал Николай Рашеев - Поэтому мы снимали эпизод с красными, затем, не меняя расположения камеры, переодевали людей и снимали их уже в роли белых, а после этого наряжали в бандитов».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

 

kinofan.ucoz.club © 2018