«НАДОЕЛО ВОЕВАТЬ»
Ох как надоела Бумбарашу окопная жизнь! Но что злодейке-войне мирные мечты балагура-весельчака, она продолжала испытывать его на прочность.
Титры: «БУМБАРАШ» Киностудия имени А. Довженко, 1971 год. Режиссеры: Николай Рашеев, Абрам Народицкий. Сценарист: Евгений Митько, по мотивам произведений Аркадия Гайдара. Композитор: Владимир Дашкевич. Автор текстов песен: Юлий Ким. В ролях: Валерий Золотухин, Екатерина Васильева, Юрий Смирнов, Александр Хочинский, |
|
Лев Дуров, Наталья Дмитриева, Роман Ткачук, Александр Филиппенко и другие. |
ИЗ ФИЛЬМА ПЕСНЮ НЕ ВЫКИНЕШЬ..
Незавершенную повесть Аркадия Гайдара о Бумбараше под названием «Талисман» режиссер Абрам НАРОДИЦКИЙ и сценарист Евгений МИТЬКО переработали для экранизации. В результате, в ней появились эпизоды из первой повести Гайдара «В дни поражений и побед» и приятель Бумбараша Левка Демченко, персонаж из ранних рассказов.
Сценарий был почти готов, когда Народицкому порекомендовали подключить к работе режиссера-дебютанта Николая РАШЕЕВА. Вопреки опасениям маститого кинодеятеля, у них сложился прекрасный тандем - опытный профессионал и азартный, полный творческих идей новичок. «Поначалу предполагалось снять серьезный фильм о революции, — вспоминал Рашеев. - Но, прочитав сценарий, понял, что можно сделать яркую картину. Мой друг, автор и композитор Юлий КИМ, написал несколько песен, например «Марш четвертой роты»: «Дрожи, буржуй, настал последний бой, против тибе весь бедный класс поднялси...» Эти композиции и задали иронический тон всему повествованию».
Планировалось, что в фильме будут четыре песни. Но едва ли не каждый актер хотел петь. Так что Юлию Киму пришлось сочинить целых девять! «Ходят кони над рекою...» была написана по просьбе Юрия СМИРНОВА для его героя Гаврилы, - вспоминает известный бард. — Но ее услышал Валера ЗОЛОТУХИН и заявил: «Эта песня моя!» Так она и осталась у него...»
«И ЗА ПОБЕДУ БЬЕТСЯ, КАК ГЕРОЙ»
Главную роль в фильме Золотухин буквально вытребовал у режиссера. «Я до сих пор испытываю чувство вины перед Михаилом КОНОНОВЫМ, - признается Рашеев. - Ведь именно его видел в роли Бумбараша. И пробы прошли удачно, но я чувствовал: чего-то не хватает». В Театр на Таганке, куда Николай Георгиевич приехал посмотреть актеров для фильма, к нему подошел Золотухин: «Возьми меня на главную роль!» Тогда режиссер положительного ответа не дал.
Спустя какое-то время актер предъявил Рашееву более «весомый» аргумент: «Если стремишься сделать хороший фильм, бери Кононова, если хочешь заглянуть в вечность - возьми меня!» Режиссер попросил Валерия что-нибудь спеть. Тот взял гармошку, и Рашеев понял: «Вот он, Бумбараш». В Золотухине было то самое «отклонение», которого не хватало Кононову.
Зато Николай Георгиевич с самого начала точно знал, что атаманшу Софью Николаевну Тульчинскую будет играть Екатерина ВАСИЛЬЕВА. «Приходилось пробовать и других актрис, тем более что чиновники предлагали мне снять в «Бумбараше» своих жен. Но делал я это лишь для вида: Катя была единственной претенденткой!» В повести о Софье Тульчинской всего несколько фраз, но Екатерине Васильевой удалось создать запоминающийся образ взбалмошной, жестокой, истеричной женщины, ставшей во главе банды разбойников.
ЛЕД И ПЛАМЯ
В эпизоде полета Бумбараша на воздушном шаре были использованы и комбинированные и «живые» съемки. На подъемный кран подвесили корзину с Валерием Золотухиным и подняли в воздух. «Стояла поздняя осень, начались первые заморозки, - вспоминает актер. — Я, босый, висел на большой высоте, где температура ниже, чем на земле. Чтобы не простыть, приходилось под галифе поддевать женские колготки с обрезанными носками».
А вот Екатерина Васильева, наоборот, чуть не «сгорела» на работе. «В фильме был один эпизод, когда я купаюсьв ванне, а под ней горит костер, — рассказывала Екатерина Сергеевна. - Так вот, пока делали несколько дублей, вода вскипела! Не выдержав, я выпрыгнула из ванны».
«А КТО МЕНЯ КУДА ВЛЕКЕТ ПО БЕЛУ СВЕТУ...»
В повести Гайдара действие происходит в Воронежской или Курской губернии России. Но фильм снимали на Украине, недалеко от города Канева. Место выбрали не случайно: оно в точности воспроизводило картину времен революции и Гражданской войны - полуразрушенные дома, заброшенные поля, простирающиеся на много верст... Дело в том, что этот район был обречен на затопление: сразу после съемок он ушел под воды Каневского водохранилища.
Только потом члены съемочной группы узнали, что в том месте, где по заброшенной железнодорожной ветке мчался паровозик и Бумбараш пел свою песню «Наплявать, наплявать, надоело воевать...», осенью 41-го был убит Аркадий Гайдар. И могила писателя находится там же, в Каневе...
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Лошадей для съемок выпрашивали в ближайшем колхозе. «Надело» отправлялись Роман ТКАЧУК (в нем с радостью узнавали пана Владека из «Кабачка «13 стульев») и Валерий Золотухин, который для пущей важности облачался в милицейскую форму и представлялся оперуполномоченным из Киева.2. Юлий Ким под писал ряд крамольных по тем временам писем протеста поводу ввода советских войск в Чехословакию и нарушения прав крымских татар. Его лишили работы в школе, но позволили писать для кино и театра. Пришлось, правда, взять псевдоним Ю. Михайлов, под которым Ким и значится в титрах фильма. 3. «В сценах, когда в сел меняется власть, тридцати человек массовки и десяти лошадей явно не хватало, - рассказывал Николай Рашеев - Поэтому мы снимали эпизод с красными, затем, не меняя расположения камеры, переодевали людей и снимали их уже в роли белых, а после этого наряжали в бандитов». |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!