«ДОЛГАЯ ДОРОГА»
Когда по телевизору показывали историю любви казачки Клавдии и цыгана Будулая, улицы пустели. Равнодушных к «Цыгану» не было.
Титры: «ЦЫГАН», 1979 год. «ВОЗВРАЩЕНИЕ БУДУЛАЯ», 1986 год. Одесская киностудия. Режиссер: Александр Бланк. Авторы сценария: Наталья Калинина, Александр Бланк, Радий Кушнерович. Композитор: Валерий Зубков. В ролях: Михай Волонтир, Клара Лучко, Алексей Никульников, Нина Русланова, Майя Булгакова, Леонид Неведомский, Матлюба Алимова, |
|
Василий Руснак, Иван Рыжов, Ольга Жулина, Владимир Заманский, Мария Капнист и другие. |
ЗА ЦЫГАНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ КОЧЕВОЙ...
Экранизировать роман Анатолия КАЛИНИНА «Цыган» взялся режиссер Александр БЛАНК. Писатель сразу сказал, что в образе казачки Клавдии он видит только одну актрису - Клару ЛУЧКО. Но затруднился назвать имя кандидата на роль Будулая. Бланку, которому высокое начальство рекомендовало цыган не приглашать, осталось уповать на кинопробы. Остановились было на кандидатуре Армена ДЖИГАРХАНЯНА, однако дело не пошло. Отправились в театр «Роман» к Николаю СЛИЧЕНКО - и снова неудача. Поиски зашли в тупик.
И тогда Клара Степановна вспомнила, что в 1977 году снималась в фильме «Корень жизни» с молдавским актером Михаем ВОЛОНТИРОМ. Когда на площадке появился коренастый, кудрявый мужчина с роскошной бородой, ни у кого не осталось сомнений - Будулай нашелся. На пробах Волонтир говорил по-молдавски, так как стеснялся своего акцента.
Соседок Клавдии, искрометно сыграли Нина РУСЛАНОВА (Катька- Аэропорт) и Майя БУЛГАКОВА (Лущилиха). Кстати, последняя, рассчитывала на главную роль. «Я знаю, как играть такую любовь!» - заявила актриса и так выразительно прочла один из монологов Клавдии, что Бланк даже растерялся. Но ничего изменить режиссер уже не мог - он дал слово Лучко.
«Моя Клавдия была бы другой - более страстной, темпераментной, сильной, - говорила Булгакова. - Но мне пришлось играть противную бабку, сплетницу и скандалистку. Самое обидное, что я была моложе Клары на несколько лет!» Однако ее Лущилиха запомнилась зрителям, да и с Лучко установились добрые отношения.
ПОДКОВА НА СЧАСТЬЕ
Фильм снимали в донских степях, в станице Пухляковской. Столичные актеры учились доить коров, купать коней... Станичники ревниво следили за москвичами, едко комментировали, как те играют «настоящую» жизнь, и не скупились на советы.
Лучко и Волонтир очень подружились на съемках: вместе ходили на речку, загорали, гуляли. Михай подучил русский язык, чтобы его никто не дублировал. Грим актера занимал каждый день по полтора часа, так как параллельно он играл десантника в другом фильме.
Приходилось наращивать волосы, завивать локоны, наклеивать бороду - только усы были его собственными. По сюжету Будулай старел, и седину ему наносили «краской» из тонального крема и бензина. Когда бензин испарялся, на волосах оставался белый налет. Для «молодых» кадров этот налет закрашивали сажей. Кстати, чтобы достоверно сыграть кузнеца, актер научился ковать железо. И даже сам смастерил подкову - на счастье!
ГУЛЯТЬ ТАК, ГУЛЯТЬ!
Порой эмоции на площадке зашкаливали - так актеры вживались в роли. В сцене драки Катьки и Клавдии актрисы чуть не покалечили друг друга. Сначала попытались отхлестать друг друга полотенцами - получилось неубедительно. Тогда в ход пошли мокрые простыни и... «Дрались молча, потому что в азарте забыли все слова, - вспоминала Русланова. - А потом зарыдали в один голос». Заплакали и наблюдавшие за съемками местные жительницы. «А вы-то чего ревете?» - спросили их киношники. «Так ведь это про одинокую нашу бабью долю», - ответили женщины...
Свадьбу цыганки Насти и русского шофера снимали в городе Усть-Донецке. В этой сцене без настоящих цыган было уже никак не обойтись, и второй режиссер поехала на базар, где выбрала двадцать самых колоритных персонажей. Однако на следующий день «артисты» приехали вместе со своими женами, детьми, братьями и сестрами - больше ста человек! Цыганам объяснили, что им заказали несколько номеров в гостинице, так как не ожидали такой толпы. «Ничего, - ответили они, - как-нибудь поместимся».
Свадьба была благополучно снята, и цыгане закатили в ресторане шикарный банкет. Пригласили не только съемочную группу, но и городское руководство. А утром, после их отъезда, выяснилось, что из номеров пропали стаканы, простыни, полотенца, не досчитались своих вещей и обитатели гостиницы... Получив от администратора отеля солидный счет, директор фильма схватился за голову: «Ведь предупреждал режиссер - цыган не приглашать!..».
БУДУЛАЙ ЖИВ!
Какой ошеломляющий успех ждет фильм, никто из съемочной группы не мог даже предположить. Только Волонтир своим «цыганским» чутьем это предвидел, потому и попросил режиссера изменить сценарий и не убивать его героя в конце первой серии. Неожиданно с актером согласился и автор романа. И в 1986 году на экраны вышло триумфальное «Возвращение Будулая».
Волонтир стал национальным героем, «главным цыганом Советского Союза». Письма, адресованные актеру, были помечены одной фразой: «Кино. Будулаю». После выхода фильма народная молва поженила Клару Лучко и Михая Волонтира. Доходило до того, что актрису останавливали на улице цыгане и спрашивали: «А Будулай где?» Она, устав что-либо объяснять, отшучивалась: «Да дома оставила».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. У Волонтира была самая маленькая ставка: Клара Лучко получала 40 рублей за съемочный день, а Волонтир 5-7 рублей. «Подачка мне не нужна. Роль нравится, и я снимусь бесплатно», - заявил он и за съемки не взял ни копейки. Но спустя год после премьеры Волонтиру все же выплатили достойный гонорар. 2. Алексей НИКУЛЬНИКОВ, сыгравший сына Будулая, Ваню, стал бардом, изредка снимается в кино. Исполнительница роли Нюры - Ольга ЖУЛИНА - стала кинорежиссером. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!