1

«Цыган» (1979)

«ДОЛГАЯ ДОРОГА»

Когда по телевизору показывали историю любви казачки Клавдии и цыгана Будулая, улицы пустели. Равнодушных к «Цыгану» не было.

  Титры:

«ЦЫГАН», 1979 год.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ БУДУЛАЯ»,

1986 год.

Одесская киностудия.

Режиссер:

Александр Бланк.

Авторы сценария:

Наталья Калинина,

Александр Бланк,

Радий Кушнерович.

Композитор:

Валерий Зубков.

В ролях:

Михай Волонтир,

Клара Лучко,

Алексей Никульников,

Нина Русланова,

Майя Булгакова,

Леонид Неведомский,

Матлюба Алимова,

Василий Руснак,

Иван Рыжов,

Ольга Жулина,

Владимир Заманский,

Мария Капнист

и другие.

 

ЗА ЦЫГАНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ КОЧЕВОЙ...

Экранизировать роман Анатолия КА­ЛИНИНА «Цыган» взялся режиссер Александр БЛАНК. Писатель сразу сказал, что в образе казачки Клавдии он видит только одну актрису - Клару ЛУЧ­КО. Но затруднился назвать имя канди­дата на роль Будулая. Бланку, которому высокое начальство рекомендовало цы­ган не приглашать, осталось уповать на кинопробы. Остановились было на кан­дидатуре Армена ДЖИГАРХАНЯНА, однако дело не пошло. Отправились в те­атр «Роман» к Николаю СЛИЧЕНКО - и снова неудача. Поиски зашли в тупик.

 

 

И тогда Клара Степановна вспомнила, что в 1977 году снималась в фильме «Корень жизни» с молдавским актером Михаем ВОЛОНТИРОМ. Когда на пло­щадке появился коренастый, кудрявый мужчина с роскошной бородой, ни у кого не осталось сомнений - Будулай нашелся. На пробах Волонтир говорил по-молдавски, так как стеснялся своего акцента.

Соседок Клавдии, ис­крометно сыграли Нина РУСЛАНОВА (Катька- Аэропорт) и Майя БУЛ­ГАКОВА (Лущилиха). Кстати, последняя, рас­считывала на главную роль. «Я знаю, как играть такую любовь!» - заявила актриса и так вырази­тельно прочла один из монологов Клав­дии, что Бланк даже растерялся. Но ниче­го изменить режиссер уже не мог - он дал слово Лучко.

«Моя Клавдия была бы другой - более страстной, темперамент­ной, сильной, - говорила Булгакова. - Но мне пришлось играть противную бабку, сплетницу и скандалистку. Самое обид­ное, что я была моложе Клары на не­сколько лет!» Однако ее Лущилиха за­помнилась зрителям, да и с Лучко установились добрые отношения.

ПОДКОВА НА СЧАСТЬЕ

Фильм снимали в донских степях, в станице Пухляковской. Столичные акте­ры учились доить коров, купать коней... Станичники ревниво следили за мо­сквичами, едко комментировали, как те играют «настоящую» жизнь, и не скупи­лись на советы.

Лучко и Волонтир очень подружились на съемках: вместе хо­дили на речку, загора­ли, гуляли. Михай по­дучил русский язык, чтобы его никто не дуб­лировал. Грим актера занимал каждый день по полтора часа, так как параллельно он играл десантника в другом фильме.

При­ходилось наращивать волосы, завивать ло­коны, наклеивать бо­роду - только усы были его собственными. По сюжету Будулай старел, и седину ему наносили «краской» из тонального крема и бензина. Когда бензин испарялся, на волосах оставался белый налет. Для «молодых» кадров этот налет закрашивали сажей. Кстати, что­бы достоверно сыграть кузнеца, актер научился ковать железо. И даже сам смастерил подкову - на счастье!

ГУЛЯТЬ ТАК, ГУЛЯТЬ!

Порой эмоции на площадке зашкали­вали - так актеры вживались в роли. В сцене драки Катьки и Клавдии актрисы чуть не покалечили друг друга. Сначала попытались отхлестать друг друга поло­тенцами - получилось неубедительно. Тогда в ход пошли мокрые простыни и... «Дрались молча, потому что в азарте за­были все слова, - вспо­минала Русланова. - А потом зарыдали в один голос». Заплакали и на­блюдавшие за съемками местные жительницы. «А вы-то чего ревете?» - спросили их киношники. «Так ведь это про одино­кую нашу бабью долю», - ответили женщины...

Свадьбу цыганки Насти и русского шофера снимали в городе Усть-Донецке. В этой сцене без настоящих цыган было уже никак не обойтись, и второй режиссер по­ехала на базар, где вы­брала двадцать самых колоритных персонажей. Однако на следующий день «артисты» приехали вместе со своими женами, детьми, братьями и сестрами - больше ста человек! Цыганам объяснили, что им заказали несколько номеров в гостини­це, так как не ожидали такой толпы. «Ни­чего, - ответили они, - как-нибудь поме­стимся».

 

 

Свадьба была благополучно снята, и цыгане закатили в ресторане шикарный банкет. Пригласили не только съемочную группу, но и городское руководство. А утром, после их отъ­езда, выяснилось, что из номеров пропали стаканы, простыни, по­лотенца, не досчита­лись своих вещей и обитатели гостиницы... Получив от админи­стратора отеля солид­ный счет, директор фильма схватился за голову: «Ведь предупреждал режиссер - цыган не приглашать!..».

 

БУДУЛАЙ ЖИВ!

Какой ошеломля­ющий успех ждет фильм, никто из съе­мочной группы не мог даже предположить. Только Волонтир своим «цыганским» чутьем это предви­дел, потому и попросил режиссера изме­нить сценарий и не убивать его героя в конце первой серии. Неожиданно с акте­ром согласился и автор романа. И в 1986 году на экраны вышло триумфальное «Возвращение Будулая».

Волонтир стал национальным героем, «главным цыга­ном Советского Союза». Письма, адресо­ванные актеру, были помечены одной фразой: «Кино. Будулаю». После выхода фильма народная молва поженила Клару Лучко и Михая Волонтира. Доходило до того, что актрису останавливали на улице цыгане и спрашивали: «А Будулай где?» Она, устав что-либо объяснять, отшучи­валась: «Да дома оставила».

 

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. У Волонтира была самая ма­ленькая ставка: Клара Лучко получала 40 рублей за съе­мочный день, а Волонтир 5-7 рублей. «Подачка мне не нужна. Роль нравится, и я снимусь бесплатно», - за­явил он и за съемки не взял ни копейки. Но спустя год по­сле премьеры Волонтиру все же выплатили достой­ный гонорар.

2. Алексей НИКУЛЬНИКОВ, сыгравший сына Будулая, Ваню, стал бардом, изредка снимается в кино. Исполни­тельница роли Нюры - Оль­га ЖУЛИНА - стала кино­режиссером.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz