«КТО НА НОВЕНЬКОГО?!»
Чиновников от кино бросило в пот, когда они узнали, что ответственную роль «красного» Робин Гуда собираются отдать Андрею МИРОНОВУ – вчерашнему мошеннику Козодоеву из «Бриллиантовой руки».
Титры: «ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ» «Киностудии им. Горького», 1971 год. Режиссер: Владимир Бычков. В ролях: Виктор Галкин, Андрей Миронов, Олег Табаков, Спартак Мишулин, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Аркадий Трусов, Георгий Штиль, Данута Столярская, |
|
Людмила Крылова, Михаил Екатерининский, Николай Сергеев и другие. |
НАШ ЖЕРАР ФИЛИП
В апреле 1970 года Владимир БЫЧКОВ готовился к съемкам фильма «Достояние республики» и в роли благородного авантюриста Маркиза видел только Андрея Миронова. Но сможет и он исполнять трюки? Посмотреть пробы Миронова пригласили знаменитого каскадера Фирса Земцева.
Андрей сделал несколько па со шпагой перед набитым соломой манекеном, после чего старый трюкач молча встал и направился к выходу. Режиссер окликнул его: «Ну что скажешь, Фирс Петрович?» - «А что говорить, - буркнул Земцев, - сам видишь – годится! Одно слово Жерар Филип».
Возможно, это совпадение, но все остальные роли сыграли друзья и коллеги Миронова. Роль чекиста Макара Овчинникова исполни сосед Олег ТАБАКОВ, злодея Тараканова – коллега по театру Спартак МИШУЛИН, атамана Лагутина – близкий друг Игорь КВАША.
Впоследствии Кваша рассказывал: «Андрей уговаривал меня сняться в «Достоянии республики», чтобы хоть немного побыть вместе». Беспризорника Булочку сыграл сын режиссера Вася Бычков. Свою последнюю роль – вдову князя Тихвинского – исполнила в фильме знаменитая актриса Ольга ЖИЗНЕВА.
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!
Начались съемочные будни. Шереметьевский дворец в подмосковном Кускове на время превратился в особняк князя Тихвинского, затем группа перебралась в город Кириллов Вологодской области, где на территории двух монастырей (Кирилло-Белозерского и Ферапонтова) собирались отснять эпизоды о банде Лагутина.
По свидетельству очевидцев, создатели картины часто шли на неоправданный риск – и несчастный случай не заставил себя ждать. 10 августа во время полета на тросе над монастырем Фирс Земцев сломал обе ноги.
Ровно через месяц, уже в Вологде, во время съемок сцены выезда цирковых фургонов через ворота монастыря, где обитали «лагутинцы», лошади, испугавшись циркового верблюда, резко рванули в сторону и фургон, завалившись, буквально впечатал 23-летнего каскадера Валентина Мыльникова в землю. Юноша был доставлен в больницу с переломом позвоночника. Второе ЧП за месяц встревожило руководство Киностудии имени М. Горького, которое поспешило уволить директора фильма, а режиссеру Бычкову вынесли строгий выговор.
Деньги актерам в экспедиции выплачивали не регулярно. От голода спасал легендарный походный кулеш Спартака Мишулина, процесс приготовления которого сам «шеф-повар» описывал так: «В кастрюльку я складывал все, что было: консервы, супы из пакетиков. И то ли действительно вкусно получалось, то ли все были очень голодные, но варево нахваливали. Когда в гостинице отключали электричество, я готовил на маленькой, с портсигар, охотничьей керосиночке, которую всегда вои с собой».
ЮНЫЙ КОВБОЙ
Виновник инцидента с фургоном – верблюд по кличке Китайский Провокатор – славился дурным нравом. Однажды он лег поперек улицы и ни за что не хотел вставать. Уговоры и угрозы не помогали. Пришлось вызвать машину и погрузить на нее Провокатора. А еще верблюд сильно невзлюбил Андрея Миронова: так и норовил его укусить. Причину неприязни подсказали циркачи. Когда актер отказался от любимого одеколона, верблюд сменил гнев на милость.
Кстати, с лошадьми у Миронова тоже не сразу сложились отношения. «Андрею предстояло много ездить верхом, - вспоминала ассистент режиссера Вера Линд, - поэтому должен был заниматься с группой каждый день. Но он отнекивался: «Вер, я с трех лет на лошади!» А на съемках сел на коня, ткнул его в бока. И тот понес в другую сторону. Миронов кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!»
Возмущенная, я сказала Андрею, что его юмор зашел слишком далеко. В тот день он уехал на спектакль, а через три дня, вернувшись из Москвы, громогласно объявил: «Я привез документы, подтверждающие, что я действительно с трех лет на лошади!» И бросил передо мной на стол какой-то пакет. Развернув его, мы увидели фотографии маленького Андрюши верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотографий было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов».
ПЕСНЯ О ШПАГЕ
Кроме «Песни о городе» на стихи Беллы Ахмадулиной, Миронов пожелал исполнить еще один, противоположный по настроению, музыкальный номер. Режиссер призвал на помощь композитора Евгения Крылатова и поэта Юрия Энтина, причем дал им на работу последние три дня уходящего, 1970 года. До Нового года Энтин успел сочинить стихи, через которые проходил известный рефрен: «Вжик-вжик-вжик-оп – уноси готовенького, вжик-вжик-вжик-оп – кто на новенького?»
Однако Миронов остался недоволен. Юрий Энтин вспоминал: «Андрей строго спросил: «Вы внимательно прочли концовку сценария? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? Вам меня не жалко? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!» И я тут же дописал последний куплет: «На опасных поворотах грустно нам, как на войне…» «Вот теперь то, что надо, - сказал Миронов, - Поучилось полифоничное произведение!»
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!