«Достояние республики» (1971)

«КТО НА НОВЕНЬКОГО?!»

Чиновников от кино бросило в пот, когда они узнали, что ответственную роль «красного» Робин Гуда собираются отдать Андрею МИРОНОВУ – вчерашнему мошеннику Козодоеву из «Бриллиантовой руки».

  Титры:

«ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ»

«Киностудии им. М. Горького»,

1971 год.

Режиссер:

Владимир Бычков.

В ролях:

Виктор Галкин,

Андрей Миронов,

Олег Табаков,

Спартак Мишулин,

Игорь Кваша,

Евгений Евстигнеев,

Аркадий Трусов,

Георгий Штиль,

Данута Столярская,

Людмила Крылова,

Михаил Екатерининский,

Николай Сергеев и другие.

 

 

Наш Жерар Филип

В апреле 1970 года Владимир БЫЧКОВ готовился к съемкам фильма «Достояние республики» и в роли благородного авантюриста Маркиза видел только Андрея Миронова. Но сможет и он исполнять трюки? Посмотреть пробы Миронова пригласили знаменитого каскадера Фирса Земцева.

Андрей сделал несколько па со шпагой перед набитым соломой манекеном, после чего старый трюкач молча встал и направился к выходу. Режиссер окликнул его: «Ну что скажешь, Фирс Петрович?» - «А что говорить, - буркнул Земцев, - сам видишь – годится! Одно слово Жерар Филип».

Возможно, это совпадение, но все остальные роли сыграли друзья и коллеги Миронова. Роль чекиста Макара Овчинникова исполни сосед Олег ТАБАКОВ, злодея Тараканова – коллега по театру Спартак МИШУЛИН, атамана Лагутина – близкий друг Игорь КВАША.

Впоследствии Кваша рассказывал: «Андрей уговаривал меня сняться в «Достоянии республики», чтобы хоть немного побыть вместе». Беспризорника Булочку сыграл сын режиссера Вася Бычков. Свою последнюю роль – вдову князя Тихвинского – исполнила в фильме знаменитая актриса Ольга ЖИЗНЕВА.

Приказано выжить!

Начались съемочные будни. Шереметьевский дворец в подмосковном Кускове на время превратился в особняк князя Тихвинского, затем группа перебралась в город Кириллов Вологодской области, где на территории двух монастырей (Кирилло-Белозерского и Ферапонтова) собирались отснять эпизоды о банде Лагутина.

По свидетельству очевидцев, создатели картины часто шли на неоправданный риск – и несчастный случай не заставил себя ждать. 10 августа во время полета на тросе над монастырем Фирс Земцев сломал обе ноги.

Ровно через месяц, уже в Вологде, во время съемок сцены выезда цирковых фургонов через ворота монастыря, где обитали «лагутинцы», лошади, испугавшись циркового верблюда, резко рванули в сторону и фургон, завалившись, буквально впечатал 23-летнего каскадера Валентина Мыльникова в землю. Юноша был доставлен в больницу с переломом позвоночника. Второе ЧП за месяц встревожило руководство Киностудии имени М. Горького, которое поспешило уволить директора фильма, а режиссеру Бычкову вынесли строгий выговор.

Деньги актерам в экспедиции выплачивали не регулярно. От голода спасал легендарный походный кулеш Спартака Мишулина, процесс приготовления которого сам «шеф-повар» описывал так: «В кастрюльку я складывал все, что было: консервы, супы из пакетиков. И то ли действительно вкусно получалось, то ли все были очень голодные, но варево нахваливали. Когда в гостинице отключали электричество, я готовил на маленькой, с портсигар, охотничьей керосиночке, которую всегда вои с собой».

Юный ковбой

Виновник инцидента с фургоном – верблюд по кличке Китайский Провокатор – славился дурным нравом. Однажды он лег поперек улицы и ни за что не хотел вставать. Уговоры и угрозы не помогали. Пришлось вызвать машину и погрузить на нее Провокатора. А еще верблюд сильно невзлюбил Андрея Миронова: так и норовил его укусить. Причину неприязни подсказали циркачи. Когда актер отказался от любимого одеколона, верблюд сменил гнев на милость.

Кстати, с лошадьми у Миронова тоже не сразу сложились отношения. «Андрею предстояло много ездить верхом, - вспоминала ассистент режиссера Вера Линд, - поэтому должен был заниматься с группой каждый день. Но он отнекивался: «Вер, я с трех лет на лошади!» А на съемках сел на коня, ткнул его в бока. И тот понес в другую сторону. Миронов кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!»

Возмущенная, я сказала Андрею, что его юмор зашел слишком далеко. В тот день он уехал на спектакль, а через три дня, вернувшись из Москвы, громогласно объявил: «Я привез документы, подтверждающие, что я действительно с трех лет на лошади!» И бросил передо мной на стол какой-то пакет. Развернув его, мы увидели фотографии маленького Андрюши верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотографий было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов».

 

Песня о шпаге

Кроме «Песни о городе» на стихи Беллы Ахмадулиной, Миронов пожелал исполнить еще один, противоположный по настроению, музыкальный номер. Режиссер призвал на помощь композитора Евгения Крылатова и поэта Юрия Энтина, причем дал им на работу последние три дня уходящего, 1970 года. До Нового года Энтин успел сочинить стихи, через которые проходил известный рефрен: «Вжик-вжик-вжик-оп – уноси готовенького, вжик-вжик-вжик-оп – кто на новенького?»

 

Однако Миронов остался недоволен. Юрий Энтин вспоминал: «Андрей строго спросил: «Вы внимательно прочли концовку сценария? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? Вам меня не жалко? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!» И я тут же дописал последний куплет: «На опасных поворотах грустно нам, как на войне…» «Вот теперь то, что надо, - сказал Миронов, - Поучилось полифоничное произведение!»

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2018