1

Дворжецкий Владислав

(ТРИ СУДЬБЫ)

Владислав ДВОРЖЕЦКИЙ

 Досье:

Владислав Вацлавич Дворжецкий

26.04.1939 - 28.05.1978.

Роди­тели - Вацлав Дворжецкий

и Таисия Рэй.

Окончил медучилище в Омске,

театраль­ную студию при

Омском ТЮЗе (1968).

Лауреат

Государственной премии

Укра­инской ССР (1975).

Служил в Театре- студии

киноактера (1976-1978).

Снимался в фильмах:

«Бег» (1970),

«Возвращение «Святого Луки» (1970),

«Солярис» (1972),

«Воз­врата нет» (1973),

«Зарубки на память» (1973),

 

«Нам некогда ждать» (1973),

«До последней минуты» (1973),

«За обла­ками небо» (1973),

«Земля Санникова» (1973),

«Открытая книга» (1973),

«Един­ственная дорога» (1974),

«Капитан Немо» (1975),

«За горизонтом» (1975),

«Леген­да о Тиле» (1976),

«Юлия Вревская» (1977),

«Емельян Пугачев» (1978).

 

Его миром был театр. Владислав рос в театральном общежитии и постоянно слы­шал разговоры о новых постановках, жар­кие споры, голоса соседей, разучивающих роли, звуки музыки... Ничего не измени­лось и после переезда. В 1955 году его отец Вацлав ДВОРЖЕЦКИЙ со второй женой Ривой ЛЕВИТЕ перебрались в Са­ратов. Они взяли мальчика с собой - все решили, что в городе на Волге ему будет лучше, чем в холодном Омске. Театраль­ная атмосфера царила и здесь. И сара­товские артисты, и москвичи, приезжав­шие на гастроли, любили собираться у гостеприимных Дворжецких. Но Владислав, хотя и был типичным ребенком кулис, о карьере актера серь­езно не думал. Ему нравилась одно­классница, которая мечтала стать врачом. Она и Владислава убедила в том, что эта профессия - самая лучшая. Он твердо ре­шил поступать после школы в меди­цинский.

Владислав Дворжецкий

Выпускные экзамены остались позади, И вдруг Владик исчез! Вскоре выяснилось, что он уехал в Омск. И столь поспешно, что даже свою «родную мачеху», как он назы­вал Риву Яковлевну, предупредить не ус­пел. Чуть позже он объяснил ей причину поступка. Отец его любимой преподавал в этом институте. «Ты представляешь, если бы я на экзаменах провалился?! Как мне было бы стыдно!» - так рассуждал моло­дой человек. Окончив медучилище в Омске, он уехал на Сахалин. Четыре года (с 1960 по 1964 год.) фельдшер Дворжецкий был и аптекарем, и терапевтом, и хирургом, и даже акушером - принял более восьми­десяти младенцев.

Медицинское прошлое

Владислав вернулся в Омск, чтобы все таки поступить в медицинский институт, но к началу экзаменов опоздал. Его мама, преподававшая танец в студии при ТЮЗе, посоветовала идти туда, чтобы не терять год. И он увлекся театром. Увлекся на­столько, что о карьере врача уже и не по­мышлял. Хотя, надо признать, его сцени­ческие успехи были невелики - в Омском драматическом театре, куда актер пришел после окончания студии, он играл в основ­ном в эпизодах.

Поворотным стал 1968 год. В Омск приехала ассистент режиссера Наталья Коренева. «Киномама», как позднее называл ее Дворжецкий, привезла в Москву несколько его фотографий. Они-то и попались на глаза режиссе­рам Алову и Наумову, которые готови­лись снимать «Бег» по Булгакову. Снача­ла ему собирались дать роль начальника контрразведки Тихого, потом - солда­та Крапилина, а в итоге утвердили на роль Голубкова и вызвали телеграммой в Москву.

В фильме «Бег» (1970)

Но чем больше присматривались ре­жиссеры к молодому человеку, тем яснее понимали, что никто лучше его не сыграет роль Хлудова. «Во Владике абсолютно все было для Хлудова - рост, прямая спина, разворот плеч... Но главное - глаза: икон­ные, страдающие и вместе с тем страш­ные...» - вспоминал Владимир НАУМОВ. Конечно, утверждая Дворжецкого на главную роль, режиссеры рисковали, ведь они не видели не только его кинора­бот - их просто не существовало, - но и того, каков он на сцене, не знали, как ак­тер будет держаться перед камерой... И все-таки пошли на риск! Сегодня, пе­ресматривая фильм, Наумов утверждает, что другого Хлудова он себе не представ­ляет. Да и работать с Дворжецким было одно удовольствие. По словам того же Наумова, он был очень внимателен, готов был все время учиться, слушать, исправ­лять. Он был как губка, готовая все впи­тывать в себя, все время искал контакта с режиссерами и актерами.

Кстати, в том же году дебютировал и отец Владислава - Вацлав Дворжецкий. Актерами они были, конечно, разными. Прежде всего, по темпераменту. В отличие от взрывного, увлекающегося Вацлава Яновича сын был очень спокойным чело­веком. Во всяком случае, умел себя сдер­живать. Возможно, помогало не совсем обычное для мужчины хобби: когда на площадке возникали неизбежные паузы, он садился в сторонке и начинал... вязать на спицах. А вот в том, что касалось отно­шения к съемкам, отец и сын оказались похожи: оба очень серьезно относились к делу, умели слушать и уважали мнение других.

В фильме «Земля Санникова» (1973)

Едва завершив работу в «Беге», Вла­дислав получил новое предложение - сыг­рать вора по кличке Граф в детективе «Возвращение «Святого Луки». Казалось бы, вот он триумф - две большие роли подряд! Но все шло не так гладко, как хотелось бы. Своего жилья в Москве у актера не было, он скитался по квартирам и дачам приятелей, а порой, чтобы не стеснять друзей, отправлялся ночевать на вокзал. Денег не хватало постоянно - он помогал маме, платил алименты (от двух браков у актера было двое детей - дочь Лида и сын Александр). А известность пришла лишь в 1971 го­ду, когда обе картины с его участием, по­сле долгих мытарств, вышли на экраны страны.

В фильме «Капитан Немо» (1975)

Интересного актера с необычными внешними данными заметили режиссеры, о нем заговорили зрители. Предложений сниматься становилось все больше. Но сказать, что актер полностью реализовал себя, нельзя. Он сыграл пилота Бертона в «Солярисе» и летчика-испытателя в фильме «За облаками небо», русского пу­тешественника в «Земле Санникова» и таинственного капитана в «Капитане Немо», комбрига Никитина в картине «Возврата нет» и немецкого офицера в «Последней дороге». Да, снимался он очень много, старался выбирать раз­ноплановые роли, но не всегда они были достойны его таланта. А от многих инте­ресных фильмов актер вынужден был отказываться - все чаще давали о себе знать боли в сердце. Играть в полную силу он не мог, а халтурить не хотел.

Первый инфаркт

В 1976 году Вацлаву и Владиславу Дворжецким впервые довелось встре­титься на съемочной площадке. Когда ра­бота над «Встречей на далеком мери­диане» была завершена, Владислав почувствовал себя совсем плохо. Пока шли съемки, он держался. Держался из последних сил. А потом будто сломалась какая-то пружина... Новый, 1977 год актер встречал в больнице - инфаркт. Болезнь долго не от­пускала, он заново учился сидеть, ходить. Владислав выкарабкался.

Владислав Дворжецкий с матерью

Несмотря на не слишком счастливое начало, год 1977-й складывался удачно. Дворжецкий наконец-то обрел собствен­ное пристанище в Москве, забрал из Ом­ска маму, возобновил работу в Театре - студии киноактера. В мае 1978-го он приехал на гастроли в Гомель. Остановил­ся в гостинице. Невзирая на плохое само­чувствие, отменять концерты не стал. Ночь на 28 мая была очень душной. Потом на­чалась страшная гроза. Её Владислав Дворжецкий не пережил.

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz