1

«Джентльмены удачи» (1971)

«НАРОДНОЕ КИНО»

«Джентльмены удачи» - кино на все времена: сколько раз смотришь, столько и смеешься до слез. Но, между прочим, в комедии содержится глубокий воспита­тельный смысл — картина сыграла важную роль в судьбе тех, кто жил по принципу «украл, выпил — в тюрьму». Воровская «романтика» отвратила многих от преступ­ной дорожки. Вот вам и юмор...

  Титры:

«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ»

«Мосфильм», 1971 год.

Жанр:

нелирическая комедия.

Авторы сценария:

Виктория Токарева,

Георгий Данелия.

Режиссер:

Александр Серый.

Гпавный оператор:

Георгий Куприянов.

В ролях

Евгений Леонов (Евгений Иванович Трошкин, Доцент),

Георгий Вицин (Гаврила Петрович – Хмырь),

Саве­лий Крамаров (Федя Косой),

Рад­нэр Муратов (Василий Алибабаевич),

Эраст Гарин (профессор Мальцев),

Олег Видов (старший лейтенант Славин).

Анатолий Папанов,

Николай Олялин,

Любовь Соколова,

Наталья Фатеева.

Лидер проката 1972 года —

свыше 65

миллионов зрителей.

 

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Парадокс, но большинство зрителей убеждены, что их лю­бимую картину снял Леонид ГАЙДАЙ! Бла­гоговение перед мас­тером смеха понятно - он подарил нам и «Самогонщиков», и «Операцию «Ы», и «Кавказскую пленни­цу». Но к «Джентль­менам удачи» Гай­дай не имеет никакого отношения!

Режиссер всена­родно любимого хита - Александр СЕРЫЙ, которому к тому же принадлежит и идея картины. Этот талант­ливый, многосторон­ний человек неплохо владел пером и был даже удостоен пре­мии «Литературной газеты». Почему же не сам написал сценарий? Причины нужно искать, в био­графии Александра Ивановича.

Еще в конце 50-х, сразу после оконча­ния Высших режис­серских курсов при ки­ностудии «Мосфильм», он попал в неприятную ситуацию: приревновав де­вушку, подрался с соперником и получил срок - пять лет исправительных работ в ко­лонии. Сами понимаете, такое пятно в био­графии практически закрыло ему путь в ис­кусство.

 

 

И хотя Серому все-таки удалось снять несколько картин совместно с дру­гими режиссерами («Выстрел в тумане», «Иностранка»), о самостоятельной работе он думать, не смел. На помощь пришел одно­кашник Георгий ДАНЕЛИЯ, который добил­ся, чтобы «неблагонадежного» режиссера утвердили постановщиком «Джентльменов удачи». К созданию сцена­рия Данелия привлек известную писатель­ницу Викторию ТО­КАРЕВУ.

Картину сняли в рекордные сроки, и в 1971 году она бы­ла готова к прокату. Впрочем, выйти на экраны она смогла только после «высо чайшего» позволения. Рассказывают, что «Джентльменов уда­чи» сначала показа­ли Брежневу. Генсек смотрел фильм на даче в компании со своим зятем - тог­дашним заместите­лем начальника по пропаганде политуп­равления внутренних войск Чурбановым. Судя по всему, «та­можня» дала добро, и триумфальное ше­ствие народной кар­тины началось...

Говорят, Александр Иванович хотел снять продолжение фильма и, более того, собирал­ся сыграть «пахана» на зоне. Так это или нет, узнать нам не удаст­ся: в 1987 году режис­сера не стало. Александр Серый позже снял фильмы «Ты - мне, я - тебе» и «Берегите мужчин», но превзойти успех «Джентльменов...» не смог. Создавая комедии, сам режиссер жил в «жанре» трагедии. У Александра Ивановича был обнаружен рак крови, он подвергался преследованиям со стороны покалечен­ного им архитектора, бедствовал и покончил с собой осенью 1987 года.

 

СЧАСТЛИВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

Роли были распределены уже на момент написания сценария. ЛЕОНОВ, ВИЦИН, КРАМАРОВ были вне конкурса. На роль Ва­силия Алибабаевича прочили Фрунзика МКРТЧЯНА, но сниматься актер по каким- то причинам не смог. Комичного жулика Василия Алибабаеви­ча, получившего срок за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, сыграл Раднэр МУ­РАТОВ.

По первоначальному замыслу он должен был перевоплотиться в начальника тюрьмы, но этот персонаж у Муратова энтузиазма не вызвал. Когда актера спросили, кто из героев ему нравится, он ответил, что ему очень приглянулся Алибабаевич. Имен­но этой случайной ролью талантливый артист и запомнился зрителям. Многое в его жиз­ни было случайным. Приехал в Москву, попался на глаза ко­му-то из киношников, получил приглашение поступать во ВГИК, по­нравился комиссии. Практически по филь­му: «Ты туда не ходи, ты сюда ходи!»

После «Джентль­менов удачи» Радик (актер не признавал имя Раднэр) снимал­ся лишь в эпизодах. В конце 80-х предло­жений не стало совсем, но народ Радика все равно помнил. Может, поэтому в 1986 году ему присвоили звание заслуженного артиста. Умер Муратов 10 декабря 2004 года.

ЗАКРОЙ ЛИЧИКО!

Олег ВИДОВ давно уже покинул нашу страну, живет другими интересами, но пре­красно помнит, как снимался в одном из са­мых любимых зрителями фильмов.

 

 

Работать над ролью Славина ему было очень интересно, но некоторые моменты да­вались с огромным трудом. Особенно тяже­лой оказалась одна сцена. Изображая шофера такси, он пытается выяснить у не­задачливых жуликов, где находится памят­ник - тот самый, рядом с которым может оказаться золотой шлем.

Дело заключалось в том, что справа от таксиста сидел Савелий Крамаров и про­износил свой текст: «Дерево там такое, а рядом мужик в пид­жаке...» Но смотреть на партнера Видов не мог. Его так ду­шил смех, что на глаза наворачива­лись слезы. А ре­жиссер командо­вал: «Повернись к Савелию и говори с ним». - «Не могу я - Крамаров меня сме­шит, - умолял Видов. - Давайте я лучше буду смотреть вперед и разговаривать!» Ему пошли навстречу.

 

ВЕРБЛЮД БОРЯ

Верблюда для съемок выбрали не простого. Боря - существо тонкое и высокоорганизованное. Но Савелий Крамаров «достал» и его. Помните эпизод, где на Федю плюнул верблюд? Предполагалось, что эта сцена будет смонтирована: в одном кадре мы увидим, как верблюд вытягивает губы, а уже в следующем нам покажут Кра­марова, вымазанного пеной для бритья. Что вы думаете? Артист так гримасничал, что Борис плюнул в него по-настоящему!

Евгения Леонова, которому предстояло проехать энное расстояние на «корабле пу­стыни», тоже подстерегали сложности. Из- за невысокого роста артист никак не мог взгромоздиться на Борю. Пришлось Алек­сандру Серому просить помощи у дресси­ровщика. Тот был вынужден посадить Лео­нова на плечи, спрятаться за верблюдом и идти рядышком синхронно с шагом Бориса. А на экране - полная иллюзия того, что Ле­онов едет на верблюде.

 

 

 

ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЕ КИНОШНИКИ

Многие зрители недоумевают: как могли «коварные» творцы заставить бедных арти­стов сниматься в цистерне с цементом? Спешим успокоить - над любимцами публи­ки никто не издевался. Славная четверка во главе с заведующим детским садом Трош­киным, старательно маскирующимся под рецидивиста Доцента, снималась в специ­альной емкости. Ее сконструировали на «Мосфильме».

Раднеру МУРАТОВУ больше всего запомнился эпизод в машине с цементом: «В цистерне была обыкновенная хлебная закваска, подкрашенная зеленой луковой эссенцией. Еле отмылись. И вдруг смотрим - а ВИЦИНА-то и нет! Оказалось, узнав, что наш «цемент» настоян на лекарственных травах, он решил не торопиться вылезать из цистерны!»

Однажды «кинорецедивисты» чуть не сорвали съемку, отказавшись делать зарядку в семнадцатиградусный мороз. Они сговорились остаться в фуфайках. Но случилось непредвиденное: Муратов так вжился в роль добросовестного Василия Алибабаевича, что при команде «Мотор!» послушно сбросил с себя одежду, потом разделись и остальные. Правда, Крамаров тут же отомстил: подкрался к Муратову и натер ему спину снегом. Тут и Вицин решил сымпровизировать.

Этот фильм так полюбился зрителями, что его героям тоже есть памятники.

Памятник Евгению Леонову в роли Доцента

стоит напротив «Мосфильма», Москва.

Памятник героям из кинофильма «Джентльмены удачи»,

стоит в городе Джамбул (нынешний Тараз), Казахстан.

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz