1

«Экипаж» (1980)

«НЕБО. САМОЛЕТ. ЭКИПАЖ.»

Почти сорок лет назад создателям первого отечественного фильма- катастрофы были недоступны голливудские технологии, но «Экипаж» по зрелищности не уступал зарубежным аналогам.

 Титры:

«ЭКИПАЖ»

«Мосфильм», 1980 год.

Режиссер:

Александр Митта.

Композитор:

Альфред Шнитке.

В ролях:

Георгий Жженов,

Леонид Филатов,

Анатолий Васильев,

Александра Яковлева,

Александр Потапов,

Ирина Акулова,

Екатерина Васильева,

Юрий Горобец,

Мария Скворцова,

Антон Табаков,

Елена Коренева,

Александр Павлов.

  Лидер проката -

только за этот год его посмотрели более 70

мил­лионов человек.

 

НА ВЗЛЕТ

Идея этой картины родилась у режис­сера Александра МИТТЫ под впечатлением от американских фильмов-катастроф. И в 1975 году он попросил сценаристов Валерия Фрида и Юлия Дунского, с которым ему доводилось работать над картинами «Гори, гори моя звезда» и «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», написать драматическую историю о непростых взаимоотношениях героев в экстремальных обстоятельствах. Драматурги рабо­тали больше года, пока сценарий не понравился режиссеру.

Изначально фильм назывался «Запас прочности». Высокопоставленные чиновники Министерства авиации предложили режиссеру переименовать картину в «Экипаж». Александр Митта согласился, и это было не единственным компромиссом, на который ему пришлось пойти во время съемок. Больше всего руководителей отрасли беспокоил тот факт, что по сценарию советский лайнер терпит аварию, да еще в нашем небе! Разве можно было в то время показать зри­телям, как взрывается отечественный нефтезавод?!

Накануне московской Олимпиады такая дискредитация «Аэрофлота» была совсем некстати. Тогда создатели фильма перенесли место катастрофы в некую латиноамериканскую страну, название ко­торой даже не упоминается о «Экипаже».

Успех фильма во многом зависит от актерского ансамбля. Редко кому из ре­жиссеров удается сразу сформировать нужный состав. Георгий ЖЖЕНОВ в роли командира экипажа Тимченко единственный, кого Митта хотел снимать с самого начала. Так, в роли стюардессы Тамары он видел только Елену Проклову. Актриса наверняка с ней замечательно справилась бы, но в последний момент из-за большой за­груженности в театре была вынуждена отказаться.

Тогда ей нашли замену, пригласив студентку театрального училища Александру ЯКОВ­ЛЕВУ. Преподава­тели не приветство­вали съемки своих студентов в кино, и директору фильма пришлось лично договариваться с ректором учебного заведения о раз­решении для Александры.

Роль бортинже­нера Скворцова, этакого совре­менного донжуана должен был испол­нить Oлer Даль. Он даже начал сни­маться, но вскоре понял, что это не его герой. И как роль Тамары стала звездным стартом для Александры Яковлевой, так роль Скворцова в одно­часье сделала неизвестного актера Леонида ФИЛАТОВА знаменитостью.

Читателям, наверное, интересно будет узнать, что на этом фильме режиссером-постановщиком трюков работал известный сегодня писатель, режиссер и сценарист - Виктор Доценко («По прозвищу Зверь...». «Бешеный»).

 

ТРЮКИ

Как правило, при создании подобных фильмов не обходится без комбиниро­ванных съемок (сейчас, конечно, исполь­зуются компьютерные технологии). Тогда же Митте хотелось, чтобы все выглядело как можно правдоподобнее. Например, он собирался взорвать настоящий са­молет, а не муляж. Но этой идее помешала воплотиться в жизнь российская безалаберность... В поисках самолета Митта отправился на кладбища отлетав­ших свое самолетов, где их потихоньку разбирали на запчасти. Режиссер даже договорился с руководством аэропорта Домодедово, чтобы одну из взлетных полос, на которых велись ремонтные работы, выделили под съемки фильма.

Оставалось только построить декора­ции. Однако работя­ги, их собиравшие, явно не были удар­никами производ­ства и к полудню так набирались, что уже не держались на ногах. К назначен­ному сроку декора­ции установлены на были. От киношни­ков потребовали освободить взлет­ную полосу в тече­ние недели. Группа успевала только снять взрыв само­лета. Но утром у лайнера собрались любопытные сотрудники аэропорта, которых очень интересовало, чем на­шпиговали салон. В результате взрыва только чудом никто не пострадал. Пришлось режиссеру снимать муляж в Ялте. Хотя у такого профессионала, каким является Митта, даже игрушка вы­глядит очень реа­листично.

Создатели фильма творили настоящие чудеса, совмещая в одном эпизоде, ка­залось бы, несо­вместимое. Яркий пример-сцены катастрофы на нефтеперерабатывающем заводе, куда во время земле­трясения прилета­ет самолет. Сам завод и его разру­шение снимали в Омске, горы - в Крыму и уже при монтаже сводили воедино.

 

ХЕППИ-ЭНД ПО-ГОЛЛИВУДСКИ

Стараясь следовать лучшим традици­ям Голливуда, Александр Митта решил включить в фильм любовную сцену с намеком на эротику. Правда, она далась режиссеру не легче эпизода с взрывом са­молета. Леонид Филатов согласился снять в кадре только рубашку. Как ни уговари­вали актера снять джинсы, он оставался непреклонен. Поговаривают, что Филатов даже обращался с просьбой сыграть за него в любовном эпизоде к каскадеру, который дублировал его в трюковых сценах, но получил отказ.

Невероятно: Александр Митта все-таки снял эту сложную сцену. А уже на следующий день его вызвали на ковер к высокому начальству. Оказывается какой-то «доброжелатель» сообщил, что в павильоне студии режиссер устроил «настоящую оргию».

Не все знают, что у фильма предпо­лагался по сценарию и другой финал - герой Георгия Жженова умирал от ин­фаркта. Но Тимченко настолько понравился чиновникам из госкомиссии, что они возмутились: как можно «убивать» такого положительного человека? Эпизоды с выздоравливающим командиром эки­пажа досняли вконце1979 года. А в июле 1980-го состоялась премьера фильма, ставшего лидером проката - только за этот год его посмотрели более 70 мил­лионов человек.

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz