«ЕДИНСТВЕННАЯ»
Однажды Женя сказал бабушке, что мечтает стать артистом, и та попросила свою подругу юности актрису Вахтанговского театра Цецилию Мансурову послушать внука. Когда дрожащий от волнения юноша показал ей несколько этюдов, знаменитая артистка вынесла вердикт: «Ты должен поступать, ты сможешь...» Вдохновленный этим напутствием Евгений легко прошел все туры и был зачислен в знаменитое Щукинское училище.
«В группе я оказался самым младшим: всем ребятам было уже восемнадцать, а мне только шестнадцать. Самое обидное, что наши девочки из-за этого относились ко мне несерьезно, считали меня мальчишкой. А я как раз влюбился в одну из них - Марианну Вертинскую. Она училась на нашем курсе вместе с сестрой. Влюблены в нее были многие, даже пришлось обязанности распределить: кто-то водил ее в кафе-мороженое, кто-то провожал до дома... Мне досталось ее провожать и готовить с ней отрывки к экзаменам. Но наши отношения оставались чисто платоническими, я поцеловал ее всего один раз, да и то на сцене... Я вообще был очень влюбчивым, пока не женился. В первый раз познал это чувство лет в двенадцать в деревне. Влюбился в соседскую девочку. Однажды подглядел в ее дневнике, где она писала, что я ей нравлюсь. И когда мы пошли вместе купаться, решил ее поцеловать. Так как был очень стеснительным, меня трясло от страха. Она, заметив мою нерешительность, сама обняла меня и... Но кто-то нас увидел и донес родителям. В тот же день меня отправили домой, в Москву. С того момента я вообразил, что очень нравлюсь девушкам, стал заглядываться на себя в зеркало. И жил с иллюзией, что красив, до тех пор, пока впервые не увидел себя на экране».
В фильме «Я шагаю по Москве» (1963)
В кино Евгений Стеблов начал сниматься уже на первом курсе училища, а когда в семнадцать лет сыграл в картине «Я шагаю по Москве», тут же превратился в знаменитость. Правда, к своей славе относился несерьезно: ему казалось, что это случайность и уже завтра на улицах его перестанут узнавать. Но шел день за днем, а слава никуда не уходила. Он все чаще снимался в кино, сразу после окончания училища стал играть ведущие роли в Театре Ленинского комсомола, куда его лично пригласил Анатолий Эфрос. Молодой актер работал на износ и однажды от нервного перенапряжения попал в больницу.
«Я как взял в шестнадцать лет старт, так и пошел, пошел. А в двадцать три уже загремел на больничную койку. Целый год не работал - лечил невроз. Потом все- таки вернулся в профессию, но старался ограничивать нагрузку. Даже вместо того, чтобы встречаться с девушками, предпочитал полежать на диване с книжкой».
Как-то мама приятеля пригласила его в гости на именины: «Приходи, посидишь с нами, развеешься. К тому же будет чудная девочка - племянница моей подруги. Может, понравится тебе». Жене, откровенно говоря, и самому холостяцкая жизнь уже начинала надоедать.
Когда пришел в гости, сразу заметил девушку необыкновенной красоты. «Вряд ли это та, с которой меня хотели познакомить. Но даже если это и так, куда мне до нее?» - подумал я и тут же поймал ее взгляд. За столом мы сидели вместе, а потом часа три в соседней комнате болтали без умолку. Но я даже имени ее тогда не запомнил,
настолько был возбужден от такой неожиданной удачи. Был рад, что она не актриса, а инженер-экономист, потому что к актрисам я всегда относился с недоверием. Жениться на своей коллеге в мои планы не входило. А вот Татьяна отвечала моему идеалу женщины по всем показателям. Разве мог я упустить ее? Буквально через несколько месяцев сделал предложение».
В отличие от своего героя - меланхоличного призывника из картины «Я шагаю по Москве» - Стеблов накануне женитьбы не звонил невесте, изводя вопросом: «Ты меня любишь? Да - да или да - нет?» В своей избраннице он был абсолютно уверен. И не напрасно: с тех пор прошло уже тридцать пять лет, а Евгений по-прежнему счастливо живет со своей женой Татьяной.
«Мы поженились, когда нам было по двадцать шесть, и до сих пор уверены друг в друге. Чувство ревности нам не знакомо, потому что повода никогда друг другу не давали. Зачем жениться, чтобы потом изменять? Семья - это ответственность и, конечно, доверие. К тому же Татьяна меня поддерживала во всем, даже, когда я предложил ей покреститься, согласилась не раздумывая. Это случилось после автомобильной аварии, в которую я попал в Чехословакии, снимаясь в сказке «Принцесса на горошине». Мы торопились на съемки в Прагу, ехали по скоростной трассе. Вдруг - удар. Помню, как меня вынимали из покореженной машины, повторяя: «Русский, русский...» Перенес три операции, около года была парализована правая рука. Я чудом остался жив. Мы тайно крестились в церкви в Сокольниках - без паспортов. Я надел темные очки, чтобы меня не узнали: иначе сразу сообщили бы «куда следует» - и не видал бы я больше ни одной приличной роли.
Авария не только вынудила меня заново пересмотреть свою жизнь, но и заняться собой. С тех пор я каждое утро совмещаю христианскую молитву с занятиями йогой. Стал терпимее, в том числе и к бытовым проблемам, ведь все это мелочи, на которые жаль растрачиваться. Самое главное в жизни - семья. Это я понял еще много лет назад, когда ехал в роддом, чтобы увидеть своего сына Сережу. Помню, смотрел в окно трамвая и думал: «Ну все, Женька, теперь якорь брошен окончательно». И хотя наша с Татьяной жизнь была очень бурной - мы оба темпераментные, вспыльчивые натуры, - до расставания никогда дело не доходило. Нас всегда останавливала любовь и ответственность друг за друга».