«ИСПОВЕДЬ ОЧЕВИДЦА»
Со времени съемок фильма «Гараж» прошло уже сорок лет, а люди не меняются. За место под солнцем готовы биться до конца!
Титры: «ГАРАЖ» «Мосфильм», 1979 год. Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Режиссер: Эльдар Рязанов. Операторы: Вадим Алисов, Владимир Нахабцев. Композитор: Андрей Петров. В ролях: Валентин Гафт, Ия Савина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, Игорь Костолевский, Ольга Остроумова, Глеб Стриженов, |
|
Наталья Гурзо, Светлана Немоляева, Семен Фарада, Борислав Брондуков, Анастасия Вознесенская, Леонид Марков, Михаил Кокшенов, Мария Виноградова, Эльдар Рязанов. |
«Я ЗА ГАРАЖ РОДИНУ ПРОДАЛ!»
Однажды Эльдара РЯЗАНОВА прямо со съемок «Служебного романа» вызвали на заседание гаражностроительного кооператива. На повестке дня стоял вопрос о сокращении числа пайщиков. Правление выгнало самых беззащитных, а остальные, к стыду своему и Эльдар Александрович, промолчали.
«Я ехал домой как оглушенный, - вспоминает режиссер. - Среди присутствовавших было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц». «Гараж» стал для режиссера своего рода искуплением.
Сочиняя с Эмилем БРАГИНСКИМ сценарий, Рязанов не пощадил и себя: его «отражением» стал профессор Смирновский (Леонид МАРКОВ) - интеллигентный человек, презирающий себя за трусость. В фильме восторжествовала справедливость: гаражей лишаются только плохие герои и... начальник отдела насекомых, который проспал все собрание. В этой роли снялся Эльдар Александрович: «Я не профессиональный актер, изобразить удивление спросонья было сложно. Но я хотел как можно лучше сыграть этот эпизод, чтобы еще раз загладить свою вину».
«ПРЕКРАТИТЕ СПЕКТАКЛЬ, ЖЕНА ГУСЬКОВА!»
Рязанов собрал поистине звездный состав: Лия АХЕДЖАКОВА, Ия САВВИНА, Георгий БУРКОВ, Семен ФАРАДА, Вячеслав НЕВИННЫЙ, Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ, Борислав БРОНДУКОВ... Одну из ярких героинь фильма, жену Гуськова, сыграла Светлана НЕМОЛЯЕВА.
«Я уже была в гримерной, когда мне дали новый вариант сцены, где моя героиня теряет рассудок, - вспоминает актриса. - Прочитала и заплакала: стало ужасно жалко эту тетку! Лийка Ахеджакова помчалась к Рязанову: «Эльдар Александрович, там Светка сидит под феном и рыдает!» Тот спросил: «Тебе сцена не понравилась?» - «Ну что вы просто Гуськову очень жа-а-алко...» - ответила я. - «Всё, на площадку, она готова!» - тут же скомандовал режиссер».
Многих зрителей удивило, что своему любимому актеру Андрею МЯГКОВУ, который до этого сыграл главных персонажей в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», режиссер отвел роль бессловесного бунтаря Хвостова. Дело в том, что во время съемок «Служебного романа» Андрей Васильевич позволил себе раскритиковать стихи Рязанова, и за это Эльдар Александрович лишил его героя голоса.
«МНОГОЛИКИЙ ВЫ НАШ!»
Роль прожженного карьериста Сидоркина досталась Валентину Гафту случайно. Сначала режиссер предложил сыграть председателя правления Анатолию КУЗНЕЦОВУ, но тот снимался в Чехословакии, затем - Александру ШИРВИНДТУ, однако он тоже отказался. Гафта Рязанову «сосватала» Ахеджакова.
«Он мою фамилию даже слышать не хотел: до этого приглашал на маленькую роль в «Сирано де Бержераке», а я тогда почти не снимался и столько всего придумал, что... заговорил его до смерти, - признается Валентин Иосифович. — И Рязанов зарекся меня снимать: «Снова меня замучает!» Но все же в итоге утвердил. Я открывал рот строго по тексту, в остальное время мужественно молчал». С тех пор и началось сотворчество актера и режиссера, Гафт сыграл в его фильмах «О бедном гусаре замолвите слово...», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные».
На съемках «Гаража» Валентин Иосифович познакомился с Ольгой ОСТРОУМОВОЙ. «Наверное, так решили на небесах: я тоже попала в картину случайно. Не хотела сниматься, но Эльдар Александрович меня уговорил, пообещав пристроить в детский сад мою дочку», - рассказывает актриса.
«У ВЕРБЛЮДА ДВА ГОРБА, ПОТОМУ ЧТО ЖИЗНЬ - БОРЬБА»
По замыслу режиссера почти все актеры должны были одновременно находиться в кадре. Чтобы осуществить задуманное, Эльдар Александрович лично ездил по театрам и умолял художественных руководителей отпустить артистов. Снимать картину пришлось в рекордно короткие сроки. «Я понимал, что если хоть один заболеет, то работа остановится. В своей «тронной» речи в первый съемочный день сообщил: если кто-нибудь не явится, съемку не отменю, а отдам его реплики другому. Артисты этого ох как не любят!» - рассказывает Рязанов.
Дружеская поддержка вперемешку с язвительными шуточками помогли актерам создать убедительные образы. Их одновременно снимали три камеры, но никто не знал, крупным планом его сейчас снимают или нет. Это интриговало и заставляло выкладываться на все сто процентов. Но звезды были убедительны еще и потому, что режиссер предложил им «поиграть в театр», снимая сцены «Гаража» последовательно, как они располагались в сценарии. Так киногруппа работала двадцать четыре дня, и каждые сутки давали шесть минут полезного экранного времени.
- Все мы понимали друг друга с полуслова, - вспоминал позже режиссер. - Только поэтому актеры выдержали чудовищную эмоциональную и физическую нагрузку.
Все работали на износ, поэтому не обошлось без срывов. «Во время репетиции сложной сцены кто-то стал громко разговаривать, - вспоминает Алла БУДНИЦКАЯ. – Эльдар Александрович впал в бешенство. Боже, как он ругался! Так переволновался, что на следующий день слег с высокой температурой».
А однажды актеры позволили себе выпить. Рязанов вышел из себя, схватил первого попавшегося – им оказался Георгий Бурков – за грудки, приподнял и начал трясти. После этого инцидента на площадке воцарилась абсолютная трезвость. Фильм, как и было запланировано, сняли за 24 дня! История «Гаража» приходится на непростое застойное время, тем не менее, не возникло никаких сложностей с выпуском этого острого сатирического фильма. Из картины не вырезали ни одного слова, ни одного Кадра. Премьеру посмотрели 28,5 миллиона зрителей.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Госкино выпустило «Гараж» без купюр - накануне сдачи фильма Прошел пленум ЦК КПСС, на котором Леонид Брежнев призвал к беспощадной критике всех общественных недостатков. Но в нескольких областях СССР фильм все же был запрещен к показу. 2. В «Гараже» не обошлось без ляпов. В одной сцене на сыне Милосердова сначала модный коричневый пиджак, а через мгновение уже светлый плащ. А во время диалога с председателем правления шляпка на голове жены Гуськова то появляется, то исчезает. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!