1

«Гараж» (1979)

«ИСПОВЕДЬ ОЧЕВИДЦА»

Со времени съемок фильма «Гараж» прошло уже сорок лет, а люди не меняются. За место под солнцем готовы биться до конца!

  Титры:

«ГАРАЖ»

«Мосфильм», 1979 год.

Авторы сценария:

Эмиль Брагинский,

Эльдар Рязанов.

Режиссер:

Эльдар Рязанов.

Операторы:

Вадим Алисов,

Владимир Нахабцев.

Композитор:

Андрей Петров.

В ролях:

Валентин Гафт,

Ия Савина,

Лия Ахеджакова,

Андрей Мягков,

Вяче­слав Невинный,

Георгий Бурков,

Игорь Костолевский,

Ольга Остроумова,

Глеб Стриженов,

 

Наталья Гурзо,

Светлана Не­моляева,

Семен Фарада,

Борислав Брон­дуков,

Анастасия Вознесенская,

Леонид Марков,

Михаил Кокшенов,

Мария Вино­градова,

Эльдар Рязанов.

 

«Я ЗА ГАРАЖ РОДИНУ ПРОДАЛ!»

Однажды Эльдара РЯЗАНОВА прямо со съемок «Служебного романа» вы­звали на заседание гаражно­строительного кооператива. На повестке дня стоял вопрос о сокращении числа пайщиков. Правление выгнало самых беззащитных, а остальные, к стыду свое­му и Эльдар Александрович, промолчали.

«Я ехал домой как оглушенный, - вспоми­нает режиссер. - Среди присутствовав­ших было много моих знакомых, которых я считал порядочны­ми. Но там я увидел сборище людей, ли­шенных совести, за­бывших о справедли­вости, равнодушных и трусливых. Как буд­то вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц». «Гараж» стал для режиссера своего рода искуплением.

Сочиняя с Эмилем БРАГИНСКИМ сце­нарий, Рязанов не пощадил и себя: его «отражением» стал профессор Смир­новский (Леонид МАРКОВ) - интелли­гентный человек, презирающий себя за трусость. В филь­ме восторжествовала справедливость: гаражей лишаются только плохие герои и... начальник отдела насекомых, который проспал все собрание. В этой роли снял­ся Эльдар Александрович: «Я не профес­сиональный актер, изобразить удивление спросонья было сложно. Но я хотел как можно лучше сыграть этот эпизод, чтобы еще раз загладить свою вину».

 

«ПРЕКРАТИТЕ СПЕКТАКЛЬ, ЖЕНА ГУСЬКОВА!»

Рязанов собрал поистине звездный состав: Лия АХЕД­ЖАКОВА, Ия САВВИНА, Георгий БУРКОВ, Семен ФАРАДА, Вячеслав НЕВИН­НЫЙ, Игорь КОСТОЛЕВ­СКИЙ, Борислав БРОНДУ­КОВ... Одну из ярких героинь фильма, жену Гуськова, сы­грала Светлана НЕМОЛЯЕВА.

«Я уже была в гример­ной, когда мне дали новый вариант сцены, где моя героиня теряет рассудок, - вспоминает актриса. - Про­читала и заплакала: стало ужасно жалко эту тетку! Лийка Ахеджакова помча­лась к Рязанову: «Эльдар Александрович, там Светка сидит под феном и рыдает!» Тот спросил: «Тебе сцена не понравилась?» - «Ну что вы просто Гуськову очень жа-а-алко...» - от­ветила я. - «Всё, на площадку, она гото­ва!» - тут же скомандовал режиссер».

Многих зрителей удивило, что своему любимому актеру Андрею МЯГКОВУ, ко­торый до этого сыграл главных персона­жей в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», режиссер отвел роль бессло­весного бунтаря Хвостова. Дело в том, что во время съемок «Служебного рома­на» Андрей Васильевич позволил себе раскритиковать стихи Рязанова, и за это Эльдар Александрович лишил его героя голоса.

 

«МНОГОЛИКИЙ ВЫ НАШ!»

Роль прожженного карьериста Сидоркина досталась Валентину Гафту случай­но. Сначала режиссер предложил сыграть председателя правления Анатолию КУЗ­НЕЦОВУ, но тот снимался в Чехослова­кии, затем - Александру ШИРВИНДТУ, однако он тоже отказался. Гафта Рязано­ву «сосватала» Ахеджакова.

«Он мою фа­милию даже слышать не хотел: до этого приглашал на маленькую роль в «Сирано де Бержераке», а я тогда почти не сни­мался и столько всего придумал, что... за­говорил его до смерти, - признается Ва­лентин Иосифович. — И Рязанов зарекся меня снимать: «Снова меня замучает!» Но все же в ито­ге утвердил. Я открывал рот строго по тексту, в остальное время муже­ственно молчал». С тех пор и началось сотворче­ство актера и режис­сера, Гафт сыграл в его фильмах «О бедном гусаре замолвите сло­во...», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные».

 

На съемках «Гаража» Валентин Иоси­фович познакомился с Ольгой ОСТРО­УМОВОЙ. «Наверное, так решили на не­бесах: я тоже попала в картину случайно. Не хотела сниматься, но Эльдар Алек­сандрович меня уговорил, пообещав при­строить в детский сад мою дочку», - рас­сказывает актриса.

 

«У ВЕРБЛЮДА ДВА ГОРБА, ПОТОМУ ЧТО ЖИЗНЬ - БОРЬБА»

По замыслу режиссера почти все акте­ры должны были одновременно находить­ся в кадре. Чтобы осуществить задуман­ное, Эльдар Александрович лично ездил по театрам и умолял художе­ственных руководителей от­пустить артистов. Снимать картину пришлось в рекорд­но короткие сроки. «Я по­нимал, что если хоть один заболеет, то работа оста­новится. В своей «трон­ной» речи в первый съе­мочный день сообщил: если кто-нибудь не явит­ся, съемку не отменю, а отдам его реплики другому. Артисты этого ох как не любят!» - рас­сказывает Рязанов.

Дружеская поддержка вперемешку с язвительными шуточками помогли акте­рам создать убедительные образы. Их од­новременно снимали три камеры, но ни­кто не знал, крупным планом его сейчас снимают или нет. Это интриговало и за­ставляло выкладываться на все сто про­центов. Но звезды были убедительны еще и потому, что режиссер предложил им «поиграть в театр», снимая сцены «Гаража» последовательно, как они располага­лись в сценарии. Так киногруппа работа­ла двадцать четыре дня, и каждые сутки давали шесть минут полезного экранно­го времени.

- Все мы понимали друг друга с полу­слова, - вспоминал позже режиссер. - Только поэтому актеры выдержали чудо­вищную эмоциональную и физическую нагрузку.

Все работали на износ, поэтому не обо­шлось без срывов. «Во время репетиции сложной сцены кто-то стал громко разго­варивать, - вспоминает Алла БУДНИЦ­КАЯ. Эльдар Александрович впал в бе­шенство. Боже, как он ругался! Так переволновался, что на следующий день слег с высокой температурой».

А однажды актеры позволили себе выпить. Рязанов вышел из себя, схватил первого попавше­гося – им оказался Георгий Бурков – за грудки, приподнял и начал трясти. После этого инцидента на площадке воцарилась абсолютная трезвость. Фильм, как и было запланировано, сняли за 24 дня! История «Гаража» приходится на не­простое застойное время, тем не менее, не возникло никаких сложностей с выпус­ком этого острого сатирического фильма. Из картины не вырезали ни одного слова, ни одного Кадра. Премьеру посмотрели 28,5 миллиона зрителей.

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Госкино выпустило «Гараж» без купюр - накануне сдачи фильма Прошел пленум ЦК КПСС, на котором Леонид Брежнев призвал к беспо­щадной критике всех обще­ственных недостатков. Но в нескольких областях СССР фильм все же был запре­щен к показу.

2. В «Гараже» не обошлось без ляпов. В одной сцене на сыне Милосердова сначала модный коричневый пид­жак, а через мгновение уже светлый плащ. А во время диалога с председателем правления шляпка на голо­ве жены Гуськова то появ­ляется, то исчезает.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz