«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

«УПРАВДОМА НА ЦАРСТВО»

Для нынешней молодежи слово «управдом» - анахронизм и связано только с образом тезки царя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

  Титры:

«Иван Васильевич меняет профессию»

«Мосфильм», 1973 год.

Режиссер:

Леонид Гайдай.

Композитор:

Александр Зацепин.

Текст песен:

Леонид Дербенев.

В ролях:

Юрий Яковлев,

Леонид Куравлев,

Александр Демьяненко,

Наталья Селезнева,

Наталья Крачковская,

Владимир Этуш,

Михаил Пуговкин,

Наталья Кустинская,

Сергей Филиппов,

Эдуард Бредун,

Наталья Гурзо,

Савелий Крамаров,

Нина Маслова.

 

 

Лидер проката 1973года -

свыше 60 мил­лионов зрителей.

 

Никто из коллег в успех предприятия не верил: решиться экранизировать пьесу полузапрещенного Михаила Булгакова? Чтобы обойти препоны, Лео­нид Иович и драматург Владлен БАХНОВ перенесли действие из ЗО-х в 70-е годы. Съемки проходили в основном в Москве. Декораторы построили на сту­дии комплекс площадью более тысячи квадратных метров, в котором разме­стились и палаты Ивана Грозного, и квартира Шурика. «Царские» сцены были сняты в стенах Ростовского кремля, а первый советский «видео­клип» к песне «С любовью встретить­ся» - в Ялте.

 

«Одевайся, царем будешь!»

С выбором актера на двойную роль - царя Ивана Грозного и управдома Ивана Ва­сильевича - Леонид ГАЙДАЙ помучился. Режиссер видел в ней только Юрия Никулина. Но Союзгосцирк не от­пустил Юрия Влади­мировича на съемки, и Гайдаю пришлось срочно искать другого исполнителя.

Основная сложность заключа­лась в том, что, по сути, актеру предстояло иг­рать две разные роли практически одновре­менно. Пробы про­ходили многие извест­ные актеры, но по разным причинам их кандидатуры были от­клонены Леонидом Иовичем. Так, напри­мер, Георгий Вицин ассоциировался с об­разом Труса из колоритной троицы с Бал­бесом и Бывалым, поэтому, несмотря на удачные пробы, на роль его не утвердили.

Наш земляк Евгений Лебедев оказался пре­красным царем, но был не слишком убеди­телен в роли управдома. Не вдохновил мэт­ра отечественной кинокомедии и Евгений Евстигнеев. Настоящим открытием стал Юрий ЯКОВЛЕВ. Актер словно раздвоился: он виртуозно перевоплощался то в Бунша, то в царя, появлялись даже внешние различия между Иваном Грозным и управдомом.

Утвердив актера на эту роль, режиссер не ошибся: Юрий Васильевич не только вели­колепно справился с актерской задачей, но и добавил кое-что от себя. Например, при­думал одеть лжесамодержца в старые носки и стоптанные сандалии, которые выгляды­вают из-под роскошного царского одеяния в эпизоде приема иностранных послов.

Роль прохиндея Милославского Леонид Гайдай отводил Андрею Миронову. Но худ­совет забраковал его кандидатуру: по его мнению, вор-домушник Миронова выглядел чересчур артистич­ным и утонченным. Среди отвергнутых также оказались Ге­оргий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.

В результате режиссер остановил выбор на Леониде КУРАВЛЕВЕ, который тоже нашел инте­ресные штрихи к пор­трету своего героя. Например, он поза­имствовал у заядлого курильщика Гайдая пачку «Мальборо» для Милославского. Та­ким же образом попал в комедию загранич­ный презент друга ре­жиссера - ручка с пи­кантной картинкой: шикарно одетая кра­савица, когда ручку переворачивали, ос­тавалась в бикини.

 

Практически каж­дый из актеров, заня­тых в фильме, старал­ся сделать своего персонажа более ко­лоритным. Так, Миха­ил ПУГОВКИН приду­мал для режиссера Якина высокомерную манеру держаться и предложил ему трость, как у голливудских продюсеров из старых кинолент. Кстати, с утверждением Пуговкина на эту роль у Гайдая тоже возникли проблемы.

Некоторые именитые кинематографисты были возму­щены тем, что советского режиссера будет представлять актер, который «специализи­руется» на образах дурачков, проходимцев и простаков. Что это, насмешка над колле­гами?! Трудно представить, как разреши­лась бы ситуация, если бы не вмешательство известного кинорежиссера Григория Чухрая («Баллада о солдате»).

На худсовете он под­держал кандидатуру Михаила Пуговкина: «Как бы хорошо мы ни думали о себе и сво­их коллегах, среди нас тоже бывают еще те деятели. Если советские режиссеры являют­ся образцом морали и порядочности, стоит ли бояться комичного персонажа в испол­нении Пуговкина? Или все-таки кому-то правда глаза колет?!»

После этого заявле­ния все возражения исчезли: во-первых, Григорий Чухрай - личность авторитетная в отечественном кино, и если он считает Пуговкина достойным подобной роли, значит, так тому и быть, а во-вторых, после слов мэтра любой протест выглядел бы призна­нием собственных недостатков. Позже Гайдай при­знавался, что Якин - это карикатура на Ивана ПЫРЬЕВА, которого он, мягко говоря, недолюбливал.

«Оставь меня, старушка, я в печали...»

Ульяна Андреевна, жена зануды управдо­ма, для Натальи КРАЧКОВСКОЙ - одна из самых любимых ролей. А между тем работа над фильмом явилась для актрисы настоя­щим испытанием.

«Во время съемок я заболела воспале­нием легких и похудела почти на двадцать килограммов, - рассказывает Наталья Ле­онидовна. - Когда пришла на съемочную площадку, Леонид Гайдай ужаснулся. «Это невозможно! - воскликнул он. - Надо сроч­но что-то делать. Тебе необходимо набрать вес!» Но легче сказать, чем сделать. Когда не надо, лишние килограммы набираются очень легко, а когда нужно поправиться, каждый дополнительный грамм дается с большим трудом. Но иного выхода не было.

 

Ведь часть эпизодов уже отсняли, и как объяснить зрителю, почему Ульяна Андре­евна появляется в фильме в разных весо­вых категориях? И тогда режиссер, видимо с кем-то посоветовавшись, назначает мне диету: «Будешь есть на завтрак мясо, на обед - три тарелки борща, опять мясо, да по­жирнее, а на ужин - оладьи с медом. А глав­ное, несколько раз в день сдобные булочки и побольше масла». Буквально через неде­лю я достигла необходимой формы».

Но на этом приключения актрисы не за­кончились. По сценарию фильма ее герои­ня, заметив на соседском балконе своего мужа (хотя на самом деле это был его цар­ственный двойник), перелезает со своего балкона к соседям. Съемки проходили в квартирах, расположенных на пятом этаже, а выполнять этот трюк должна была Ната­лья Крачковская самостоятельно. Поначалу казалось, что актрисе не угрожает опас­ность, ведь под балконами была подвешена страховочная люлька.

«Во время одного дуб­ля страховочную люльку сорвало освети­тельным прибором, - вспоминает актриса, - но, ослепленная прожектором, я этого не ви­дела и, уверенная в существовании страхов­ки, без паники перелезла на соседний бал­кон. А весь ужас ситуации осознала лишь просмотрев отснятый материал - на уровне пятого этажа беспомощно висела женщина, размахивая ногами в воздухе. Самое обид­ное, что кадр, ради которого мне пришлось рисковать жизнью, в фильм не вошел». Увы! На съемках эпизода погони за героем Яковлева по лестничным пролетам она все- таки упала и потом долго лечила ссадины и ушибы.

«Меня терзают смутные сомненья...»

Съемки фильма «Иван Васильевич меня­ет профессию» дважды приостанавливали по идеологическим соображениям. Первым наложил вето на картину главный редактор Госкино Сытин. Он заявил, что в России было три великих царя, которых он в обиду не даст и над которыми смеяться никому не позво­лит. Иван Грозный был одним из них.

Гайдай долго убеждал чиновника: «Это ведь даже не царь чудит и глупо выглядит, а управдом под видом царя». Но Сытин оставался неумо­лим: «Смеетесь над управдомом, а на царя падает тень. Обижаете великого человека». В сценарий были внесены изменения.

Во второй раз высокое начальство воз­мутилось тем, что «человек, представля­ющий наше прогрессивное коммунистиче­ское общество», а именно управдом, показан этаким дурачком. На его фоне царь выглядит слишком умным. Когда же фильм был снят, его принимали различные комис­сии, и каждая убирала какую-нибудь шутку.

Например, на вопрос милиционера «Где жи­вете?» Иван Г розный должен был ответить: «Москва. Кремль». Юрий Яковлев был вы­нужден переозвучить этот эпизод. Забрако­вали и «застольный» текст во время цар­ской трапезы.

Иван Васильевич спрашивал: «А за чей счет этот банкет?» Герой Крама­рова должен был ответить ему: «Как всегда, гуляем на свои, на народные». В общей сложности по требованию худсо­вета из фильма изъяли 170 метров пленки.

Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?

На роль царицы Марфы Васильевны претендовала Наталья ГУНДАРЕВА! Но утвердили Нину МАСЛОВУ. Парал­лельно она играла Коровянскую в «Боль­шой перемене». Причем не выходя, что называется, из павильона: лестничную площадку в доме Шурика режиссер Алексей КОРЕНЕВ использовал для «Большой перемены».

Хорошенькая Нина пользовалась у колпег-мужчин успехом, и однажды случился казус: ревнивый муж «постарался» и актриса пришла на съемку «Ивана Васильеви­ча» с фингалом. А зрители думают, что царица в сцене на пиру все время смотрит в пол от скромности...

 

Живьем брать демонов!

Сцену погони снимали на территории Ростовского кремля, когда туда как раз приехали иностранные ту­ристы. Увидев всадников в кафтанах и с бердышами в руках, они пришли в восторг. Работники музея не растерялись и попросили подарить им пару кафтанов и «топориков»: а то, мол, гостей заморских встречать не в чем. И Гайдай, с царского плеча, подарил!

Я не трус, но я боюсь!

Владимир Этуш мечтал сыграть Ивана Грозного, но так и не решился попросить об этом режиссера. Роль Шпа­ка удалась во многом благодаря его импровизации. Это он придумал фразу «Закусывать надо...» в ответ на реплику «А где царь?».

А помните эпизод, где Шпак жа­луется овчарке: «Украли магнитофона - три... куртки замшевые - три...»? В первоначальном варианте все заканчивалось на «двух магнитофонах», но Этуш так ис­пугался рычания собаки, что стал заговариваться.

 

  Интересные факты:

1. По требованию цензоров некото­рые реплики героев были пере- озвучены. Так, в первоначальном варианте на вопрос милиционеров «Где живете?» царь отвечает: «Мо­сква. Кремль». А приветствие Бунши: «Гитлер капут!», обращенное к шведскому послу, заменило ре­плику: «Мир! Труд! Май!»

2. Скипетр и держава как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих собы­тий. Икра за­морская, бакла­жанная, была за­везена в Рос­сию из Ирана только в XVII веке.

3. Добавочный номер «3-62», кото­рый называет Жорж Милослав­ский, когда звонит Шпаку, - это цена в то время бутылки водки.

4. Наталья Кустинская, сыгравшая любовницу Якина, озвучила и гово­рящего под женщину Жоржа Ми­лославского в сцене телефонного звонка Шпаку.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

 

 

это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

 

kinofan.ucoz.club © 2018