«УПРАВДОМА НА ЦАРСТВО»
Для нынешней молодежи слово «управдом» - анахронизм и связано только с образом тезки царя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Титры: «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» «Мосфильм», 1973 год. Режиссер: Леонид Гайдай. Композитор: Александр Зацепин. Текст песен: Леонид Дербенев. В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская, Сергей Филиппов, Эдуард Бредун, Наталья Гурзо, Савелий Крамаров, Нина Маслова. |
|
Лидер проката 1973года - свыше 60 миллионов зрителей. |
Никто из коллег в успех предприятия не верил: решиться экранизировать пьесу полузапрещенного Михаила Булгакова? Чтобы обойти препоны, Леонид Иович и драматург Владлен БАХНОВ перенесли действие из ЗО-х в 70-е годы. Съемки проходили в основном в Москве. Декораторы построили на студии комплекс площадью более тысячи квадратных метров, в котором разместились и палаты Ивана Грозного, и квартира Шурика. «Царские» сцены были сняты в стенах Ростовского кремля, а первый советский «видеоклип» к песне «С любовью встретиться» - в Ялте.
«ОДЕВАЙСЯ, ЦАРЕМ БУДЕШЬ!»
С выбором актера на двойную роль - царя Ивана Грозного и управдома Ивана Васильевича - Леонид ГАЙДАЙ помучился. Режиссер видел в ней только Юрия Никулина. Но Союзгосцирк не отпустил Юрия Владимировича на съемки, и Гайдаю пришлось срочно искать другого исполнителя.
Основная сложность заключалась в том, что, по сути, актеру предстояло играть две разные роли практически одновременно. Пробы проходили многие известные актеры, но по разным причинам их кандидатуры были отклонены Леонидом Иовичем. Так, например, Георгий Вицин ассоциировался с образом Труса из колоритной троицы с Балбесом и Бывалым, поэтому, несмотря на удачные пробы, на роль его не утвердили.
Наш земляк Евгений Лебедев оказался прекрасным царем, но был не слишком убедителен в роли управдома. Не вдохновил мэтра отечественной кинокомедии и Евгений Евстигнеев. Настоящим открытием стал Юрий ЯКОВЛЕВ. Актер словно раздвоился: он виртуозно перевоплощался то в Бунша, то в царя, появлялись даже внешние различия между Иваном Грозным и управдомом.
Утвердив актера на эту роль, режиссер не ошибся: Юрий Васильевич не только великолепно справился с актерской задачей, но и добавил кое-что от себя. Например, придумал одеть лжесамодержца в старые носки и стоптанные сандалии, которые выглядывают из-под роскошного царского одеяния в эпизоде приема иностранных послов.
Роль прохиндея Милославского Леонид Гайдай отводил Андрею Миронову. Но худсовет забраковал его кандидатуру: по его мнению, вор-домушник Миронова выглядел чересчур артистичным и утонченным. Среди отвергнутых также оказались Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
В результате режиссер остановил выбор на Леониде КУРАВЛЕВЕ, который тоже нашел интересные штрихи к портрету своего героя. Например, он позаимствовал у заядлого курильщика Гайдая пачку «Мальборо» для Милославского. Таким же образом попал в комедию заграничный презент друга режиссера - ручка с пикантной картинкой: шикарно одетая красавица, когда ручку переворачивали, оставалась в бикини.
Практически каждый из актеров, занятых в фильме, старался сделать своего персонажа более колоритным. Так, Михаил ПУГОВКИН придумал для режиссера Якина высокомерную манеру держаться и предложил ему трость, как у голливудских продюсеров из старых кинолент. Кстати, с утверждением Пуговкина на эту роль у Гайдая тоже возникли проблемы.
Некоторые именитые кинематографисты были возмущены тем, что советского режиссера будет представлять актер, который «специализируется» на образах дурачков, проходимцев и простаков. Что это, насмешка над коллегами?! Трудно представить, как разрешилась бы ситуация, если бы не вмешательство известного кинорежиссера Григория Чухрая («Баллада о солдате»).
На худсовете он поддержал кандидатуру Михаила Пуговкина: «Как бы хорошо мы ни думали о себе и своих коллегах, среди нас тоже бывают еще те деятели. Если советские режиссеры являются образцом морали и порядочности, стоит ли бояться комичного персонажа в исполнении Пуговкина? Или все-таки кому-то правда глаза колет?!»
После этого заявления все возражения исчезли: во-первых, Григорий Чухрай - личность авторитетная в отечественном кино, и если он считает Пуговкина достойным подобной роли, значит, так тому и быть, а во-вторых, после слов мэтра любой протест выглядел бы признанием собственных недостатков. Позже Гайдай признавался, что Якин - это карикатура на Ивана ПЫРЬЕВА, которого он, мягко говоря, недолюбливал.
«ОСТАВЬ МЕНЯ, СТАРУШКА, Я В ПЕЧАЛИ...»
Ульяна Андреевна, жена зануды управдома, для Натальи КРАЧКОВСКОЙ - одна из самых любимых ролей. А между тем работа над фильмом явилась для актрисы настоящим испытанием.
«Во время съемок я заболела воспалением легких и похудела почти на двадцать килограммов, - рассказывает Наталья Леонидовна. - Когда пришла на съемочную площадку, Леонид Гайдай ужаснулся. «Это невозможно! - воскликнул он. - Надо срочно что-то делать. Тебе необходимо набрать вес!» Но легче сказать, чем сделать. Когда не надо, лишние килограммы набираются очень легко, а когда нужно поправиться, каждый дополнительный грамм дается с большим трудом. Но иного выхода не было.
Ведь часть эпизодов уже отсняли, и как объяснить зрителю, почему Ульяна Андреевна появляется в фильме в разных весовых категориях? И тогда режиссер, видимо с кем-то посоветовавшись, назначает мне диету: «Будешь есть на завтрак мясо, на обед - три тарелки борща, опять мясо, да пожирнее, а на ужин - оладьи с медом. А главное, несколько раз в день сдобные булочки и побольше масла». Буквально через неделю я достигла необходимой формы».
Но на этом приключения актрисы не закончились. По сценарию фильма ее героиня, заметив на соседском балконе своего мужа (хотя на самом деле это был его царственный двойник), перелезает со своего балкона к соседям. Съемки проходили в квартирах, расположенных на пятом этаже, а выполнять этот трюк должна была Наталья Крачковская самостоятельно. Поначалу казалось, что актрисе не угрожает опасность, ведь под балконами была подвешена страховочная люлька.
«Во время одного дубля страховочную люльку сорвало осветительным прибором, - вспоминает актриса, - но, ослепленная прожектором, я этого не видела и, уверенная в существовании страховки, без паники перелезла на соседний балкон. А весь ужас ситуации осознала лишь просмотрев отснятый материал - на уровне пятого этажа беспомощно висела женщина, размахивая ногами в воздухе. Самое обидное, что кадр, ради которого мне пришлось рисковать жизнью, в фильм не вошел». Увы! На съемках эпизода погони за героем Яковлева по лестничным пролетам она все- таки упала и потом долго лечила ссадины и ушибы.
«МЕНЯ ТЕРЗАЮТ СМУТНЫЕ СОМНЕНИЯ...»
Съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию» дважды приостанавливали по идеологическим соображениям. Первым наложил вето на картину главный редактор Госкино Сытин. Он заявил, что в России было три великих царя, которых он в обиду не даст и над которыми смеяться никому не позволит. Иван Грозный был одним из них.
Гайдай долго убеждал чиновника: «Это ведь даже не царь чудит и глупо выглядит, а управдом под видом царя». Но Сытин оставался неумолим: «Смеетесь над управдомом, а на царя падает тень. Обижаете великого человека». В сценарий были внесены изменения.
Во второй раз высокое начальство возмутилось тем, что «человек, представляющий наше прогрессивное коммунистическое общество», а именно управдом, показан этаким дурачком. На его фоне царь выглядит слишком умным. Когда же фильм был снят, его принимали различные комиссии, и каждая убирала какую-нибудь шутку.
Например, на вопрос милиционера «Где живете?» Иван Г розный должен был ответить: «Москва. Кремль». Юрий Яковлев был вынужден переозвучить этот эпизод. Забраковали и «застольный» текст во время царской трапезы.
Иван Васильевич спрашивал: «А за чей счет этот банкет?» Герой Крамарова должен был ответить ему: «Как всегда, гуляем на свои, на народные». В общей сложности по требованию худсовета из фильма изъяли 170 метров пленки.
ЭХ, МАРФУША, НАМ ЛИ БЫТЬ В ПЕЧАЛИ?
На роль царицы Марфы Васильевны претендовала Наталья ГУНДАРЕВА! Но утвердили Нину МАСЛОВУ. Параллельно она играла Коровянскую в «Большой перемене». Причем не выходя, что называется, из павильона: лестничную площадку в доме Шурика режиссер Алексей КОРЕНЕВ использовал для «Большой перемены».
Хорошенькая Нина пользовалась у колпег-мужчин успехом, и однажды случился казус: ревнивый муж «постарался» и актриса пришла на съемку «Ивана Васильевича» с фингалом. А зрители думают, что царица в сцене на пиру все время смотрит в пол от скромности...
ЖИВЬЕМ БРАТЬ ДЕМОНОВ!
Сцену погони снимали на территории Ростовского кремля, когда туда как раз приехали иностранные туристы. Увидев всадников в кафтанах и с бердышами в руках, они пришли в восторг. Работники музея не растерялись и попросили подарить им пару кафтанов и «топориков»: а то, мол, гостей заморских встречать не в чем. И Гайдай, с царского плеча, подарил!
Я НЕ ТРУС, НО Я БОЮСЬ!
Владимир Этуш мечтал сыграть Ивана Грозного, но так и не решился попросить об этом режиссера. Роль Шпака удалась во многом благодаря его импровизации. Это он придумал фразу «Закусывать надо...» в ответ на реплику «А где царь?».
А помните эпизод, где Шпак жалуется овчарке: «Украли магнитофона - три... куртки замшевые - три...»? В первоначальном варианте все заканчивалось на «двух магнитофонах», но Этуш так испугался рычания собаки, что стал заговариваться.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. По требованию цензоров некоторые реплики героев были пере- озвучены. Так, в первоначальном варианте на вопрос милиционеров «Где живете?» царь отвечает: «Москва. Кремль». А приветствие Бунши: «Гитлер капут!», обращенное к шведскому послу, заменило реплику: «Мир! Труд! Май!» |
|
2. Скипетр и держава как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий. Икра заморская, баклажанная, была завезена в Россию из Ирана только в XVII веке. |
|
3. Добавочный номер «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит Шпаку, - это цена в то время бутылки водки. 4. Наталья Кустинская, сыгравшая любовницу Якина, озвучила и говорящего под женщину Жоржа Милославского в сцене телефонного звонка Шпаку. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!
(но если Вы увидите серенький экран –
это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели
этот фильм только на странице YouTube,
смело кликайте ссылочку на сером экране
и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)