«ГОРЬКАЯ ЯГОДА»
«Калину красную» называют завещанием Василия ШУКШИНА, ведь он снял этот фильм в последний год своей жизни. Эта пронзительная история потрясла не только советских зрителей. Фильмом восхищались АНТОНИОНИ и ФЕЛЛИНИ.
Титры: «КАЛИНА КРАСНАЯ» «Мосфильм», 1973 год. Режиссер-постановщик и автор сценария: Василий Шукшин. Оператор-постановщик: Анатолий Заболоцкий. Художник-постановщик: Ипполит Новодережкин. Композитор: Павел Чекалов. В ролях Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Ванин, Иван Рыжов, Мария Скворцова, Мария Виноградова, Ефимия Быстрова, Жанна Прохоренко, |
|
Лев Дуров, Николай Погодин, Георгий Бурков, Татьяна Гаврилова, Артур Макаров, Анатолий Горбенко, Олег Корчиков. |
Рассказывают, что после посещения Бийской детской колонии режиссер долго не мог прийти в себя. «Не я буду, если не поставлю о них фильм», - заявил Шукшин и за две недели написал сценарий «Калины красной». Шукшин работал даже в больнице. И когда писал конец, страшно, до слез, разволновался. Отдал мне рукопись. Придя домой, я даже не разделась, сразу села читать. И тоже не удержалась - заревела... Это была «Калина красная», - вспоминает Лидия Федосеева-Шукшина. К слову, именно она предложила назвать так повесть - в честь песни, которую пела Шукшину в день их знакомства.
Весной 1973 года киноповесть запустили в производство, и это был беспрецедентный случай: о таких людях в СССР фильмов тогда не снимали, ведь Егор Прокудин - одновременно и отрицательный, и положительный герой. «Егор уголовник не из любви к делу, а по стечению житейских обстоятельств. Но душа-то восстает против этого образа жизни» - так пояснял свой замысел режиссер. Главные роли исполнил он сам (Егор) и его супруга Лидия Федосеева- Шукшина (Люба).
КИНО ПРО ЖИЗНЬ
Директор «Мосфильма» Николай Сизов поставил перед Шукшиным условие: сначала снимешь «Калину» о судьбе вора Егора, а там, глядишь, и исторического «Разина». Режиссер не смог отказаться от предложения. Вначале картина была запущена в экспериментальном объединении, которым руководил Григорий ЧУХРАЙ. Однако полное несовпадение взглядов с начальством заставило Шукшина уйти к Сергею БОНДАРЧУКУ, предоставившему коллеге желанную самостоятельность.
Но, обретя свободу творчества, Василий Макарович оказался ограниченным в средствах. Объединение Бондарчука было значительно беднее чухраевского. По смете на съемки была выделена довольно скромная сумма - 354 тысячи рублей. Аппаратура была старой, киногруппа подбиралась из случайных людей.
За «натурой» решили ехать на Вологодчину - в места, которые Василий Макарович облюбовал для «Степана Разина». Съемки проходили в городе Белозерске Вологодской области и в окрестных деревнях - Садовой, Десятовской и Крохино. Снимали, что называется, на живую нитку: Шукшин все время импровизировал и актерам давал свободу действия. Так, режиссер нашел в спец- хронике МВД документальные кадры, где заключенный поет песню «Ты жива еще, моя старушка», и включил этот эпизод в фильм.
Потом концерт досняли в настоящей колонии под Москвой. А во время съемок городской хроники Шукшин услышал самодеятельный хор бабушек и включил в фильм пояснения его руководителя. «Калина...» находилась на стадии монтажа, когда у Шукшина обострилась язва и его положили в больницу. Но каждый день он возвращался на «Мосфильм» и, превозмогая боль, доделывал картину.
Снимали прямо в домах местных жителей Белозерска и в деревне Садовой. Шукшин работал торопливо, при этом много импровизировал. Так, мать Егора сыграла деревенская старушка Ефимия Быстрова - хозяйка дома, в котором проходили съемки. «Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите», - успокоил он засмущавшуюся дебютантку. Сцена получилась удивительно проникновенной.
Режиссер хотел, чтобы Люсьен играла Людмила ГУРЧЕНКО, но позже уступил просьбам оператора Анатолия Заболоцкого, согласившись пригласить Татьяну Гаврилову. У актрисы были проблемы со спиртным, и все надеялись, что новая работа поможет ей. Но тщетно: в разгар съемок актриса «развязала», и проблемы появились теперь уже у режиссера.
ХРОНИКА ОДНОЙ ССОРЫ
25 июля 1973 года. 44-й день рождения Шукшина. В павильоне снимали эпизод, в котором главный герой прощается со своей возлюбленной (Лидия ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА) перед поездкой в город. Все были напряжены, но эмоционального накала, которого требовала эта сцена, не получалось. И тогда Василий Макарович нарочно испортил праздничное настроение и себе, и жене, и своему оператору.
Вот как об этом вспоминает сам Заболоцкий: «Лида чеканила слова роли по сценарию наизусть. Макарыч просил ее забыть текст, говорить по обстановке. Между ними, пока мы укладывали рельсы и ставили свет, вспыхнула перебранка. Лида поплакала украдкой за декорацией. Макарыч жестами торопил меня. Наконец изготовились.
Он прошипел: «Мотор». Тишина. Сцена катилась всего четыре минуты. Я видел, как в кадр попали рельсы, но не решился остановить съемку: было ощущение хроники живой жизни. Холодок по спине пробегал. После устало произнесенного «стоп» боюсь говорить о рельсах. Макарыч измучен. Умоляюще прошу: «Давай еще дубль». Он прошелся, посмотрел мимо меня... «Не смогу больше так. Пусть будет, что будет».
ПОД ЦЕНЗУРОЙ
В конце ноября «Калина красная» была представлена на суд мосфильмовского руководства. Выступил Бондарчук: «Есть правда жизни и правда искусства. Правда жизни в материале набрана, а вот есть ли искусство, надо еще разобраться!» (К слову, некоторые зрители усомнились как раз-таки в «правде жизни». В частности, представители криминального мира упрекали Шукшина в неточностях: у них не принято было убивать бывших дружков лишь за то, что они решили завязать.)
Во время выступления коллеги Шукшин вдруг заплакал - он не ожидал удара именно с этой стороны. За картину вступились номенклатурные работники - заместитель главного редактора студии Леонид Нехорошев и сам Сизов. Однако даже они не могли избавить Василия Макаровича от нападок чиновников Госкино, требовавших «убрать сцену разврата, изъять из рассказа матери Прокудина жалобы на семнадцатирублевую пенсию и недовольство работой сельсовета, вырезать из ленты толстую женщину в чайной, поломанные доски карусели».
Внесение всех этих поправок лишило бы фильм его неповторимой интонации. В итоге Шукшин попал в больницу с обострением язвенной болезни, но, пролежав несколько дней, сбежал: он хотел лично, с наименьшим для картины ущербом, внести коррективы.
Вот как, по словам очевидцев, происходила чистовая перезапись: «Смены в тонстудии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом на стулья. И так лежал неподвижно, пока боль не отступала». Через полчаса работа возобновлялась.
Кстати, несмотря на успех «Калины красной» (положительные отзывы критики, первое место в прокате, главный приз в 1974 году на Всесоюзном кинофестивале в Баку, призы Варшавского, Берлинского и других фестивалей), Шукшину так и не удалось «пробить» своего «Степана Разина». Ознакомившись со сценарием эпической драмы, чиновники указали автору на «недопустимость дегероизации Разина» и «излишнюю жестокость» большинства сцен. Можно сказать, Шукшину (как и Глебу Панфилову с «Жанной д’Арк») не повезло: после «Андрея Рублева» Тарковского Госкино ужесточило подход к лентам исторической тематики.
На первом же просмотре восхищенные зрители устроили овацию. В глазах у многих стояли слезы. А через полгода после премьеры Василия Макаровича не стало... На его могилу люди приносили гроздья калины.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак». А требовалось в шесть раз больше. Поэтому первый, «разгонный» дубль снимали на отечественной «Свеме» и лишь потом заряжали «Кодак». 2. По словам оператора Анатолия Заболоцкого, Шукшин вынужден был отказаться от идеи спеть «Калину красную»: слишком большие авторские пришлось бы заплатить композитору Оскару ФЕЛЬЦМАНУ. Поэтому его Егор говорит: «Эх, не выпелась песня...» 3. В ролях «блатных» Шукшин снял своих друзей: главаря Губошлепа сыграл Георгий БУРКОВ, мрачного типа в кожаной куртке - Артур МАКАРОВ (приемный сын Сергея ГЕРАСИМОВА и Тамары МАКАРОВОЙ). 4. Сегодня по местам съемок на Вологодчине водят экскурсии. А в Садовой до сих пор стоит «дом Байкаловых» и дом «матери Егора». |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!