«Кавказская пленница» (1968)

«ЭТО БЫЛО НА КАВКАЗЕ…»

Конечно, и этот фильм ГАЙДАЯ уже стал классикой. Его зрители навсегда останутся пленниками искрометных шуток, блестящих трюков, прекрасной музыки - всего того, что составляет обаяние комедий замечательного режиссера.

 Титры:

«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА»

«Мосфильм», 1967год.

Режиссер:

Леонид Гайдай.

Сценарий:

Яков Костюковский,

Морис Слободский.

Композитор:

Александр Зацепин.

В ролях:

Александр Демьяненко,

Наталья Варлей,

Юрий Никулин,

Георгий Вицын,

Евгений Моргунов,

Владимир Этуш,

Фрунзик Мкртчян,

Руслан Ахметов,

Нина Гребешкова,

Михаил Глузский.

Эммануил Геллер,

Георгий Милляр,

Петр Репнин,

Рэм Лебедев.

Лидер проката 1967 года

– 76 миллионов зрителей.

 

Когда идея стоит шампанского

НИКУЛИН прочи­тал сценарий «Кав­казской пленницы» и наотрез отказался сниматься – такой глупой и нереальной по­казалась ему исто­рия. Но режиссер не отступал и продолжал уговаривать артиста. Ведь сценарий - это всего тишь нить, на которую каж­дый вправе нанизать столько шуток и трюков, сколько в состоянии придумать.

«... В моём доме попрошу не виражаться»

Так он убеждал актера. А чтобы стимулировать фантазию, Лео­нид Иович за каж­дую удачную идею пообещал, ее автору бутылку шампанского. Больше всех заработал шампанского НИКУЛИН, а ВИЦЫН, отказавшись от приза – он вообще не употреблял даже слабоалкогольных напитков, - не отказался от совместного творчества.

Так, бла­годаря Георгию Михайловичу в фильме появи­лись трюк с огурцом и рогат­кой вовремя пого­ни и знаменитый эпизод, когда тро­ица. Взявшись за руки, преграждает путь несущейся машине. Огромный (на са­мом деле промывочный) шприц, который «вкололи» «Бывалому», придумал Никулин, в вот заставил его качаться Вицин.

 

Кстати, Никулин, Моргунов и Вицин уговорили ре­жиссера вставить в картину «Песню о медведях», музыку к которой написал Александр Зацепин. Поначалу Гайдай ре­шил, что она не подходит. «А нам понравилась эта мелодия, - рискнул обратиться Юрий Никулин к Леониду Иовичу, - и мотив сразу запо­минается». Гайдай раздраженно от­ветил ему: «Вы еще не народ. Вот если люди будут петь...». Но артист оказался не так прост. Троица по­всюду ее напевала, и вскоре мелодию под­хватила уже вся съемочная груп­па. Даже Гайдай к ней привык. Но начались проблемы со стихами Леонида Дербенева: Гайдай ожидал услышать текст о молодости и любви, а ему предложили «каких-то медведей».

 

 

И снова автором песни пришли на помощь эти артисты, убедившие режиссера, что аллегория очень романтична и как раз в духе времени. Правда, на уговоры ушло еще несколько часов. «Хорошо, берем песню», - сдался Гайдай. Говорят, что после премьеры фильма режиссер премировал троицу еще одной бу­тылкой шампанского - за то, что уговорили его взять «Песню о медведях».

 

Просто красавица

На роль главной героини претендова­ли более сотни актрис, среди которых были такие красави­цы как Наталья Фа­теева, Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Валентина Малявина. Когда Наталья ВАРЛЕЙ пришла на пробы, ее попросили прочесть несколько реплик и сыграть небольшой эпизод. И вдруг режиссер предложил раздеться до купаль­ника. Артистку цирка, для которой купаль­ник был рабочей формой, эта просьба ничуть не смутила. И режиссер сделал свой выбор.

 

В отличие от других актеров, занятых в фильме, у Натальи Варлей не было опы­та съемок в кино, и многие сцены давались ей с трудом. На пример, у нее не получалось рассмеяться по команде. Гайдай уже согласился на ее улыбку, как на по­мощь пришел Юрий Никулин: состроил смешную гримасу, задрав майку, и принялся нарочито вальяжно почесывать живот.

 

Наталья рассмеялась и эпизод, над которым бились несколько часов, был снят. Специально для роли Нины, ак­трисе пришлось научиться водить машину. Но ее первый опыт оказался неудачным: Варлей чуть не раздавила знаменитую троицу – они едва успели отскочить в сторону. Все трюки в фильме Наталья выполняла самостоятельно, хотя режиссер пригасил для нее каскадера.

 

Генсек дает добро

«Этот фильм «нашпигованный антисовет­чиной, выйдет на экраны только через мой труп!» - провозгласил председатель комис­сии Госкино, от которой зависела судьба ки­нокартины. Гайдай этот день окрестил черной пятницей. И неизвестно, как сложилась бы судьба режиссера, если бы не случайность. Вече­ром того же дня позвонили от Брежнева и попросили что-нибудь прислать посмотреть в выходные дни.

 

И кто-то из чиновников, возможно по недосмотру, отправил генсеку забракованную худсоветом «Кавказскую пленницу». Леонид Ильич, остался очень доволен. За выходные он ее посмотрел несколько раз и рекомендовал членам Политбюро. Он даже не поленился позвонить председа­телю Госкино, чтобы поздравить его с замечательной картиной и поблагодарить за доставленное удо­вольствие.

 

После этого запрет с фильма был снят. Гайдаю объявили бла­годарность, актерам выдали премию - двести рублей – и назначили день премьеры 1 апреля 1967 года. Как говорится, хоти­те - верьте, хотите - нет. Цензоры, кстати, долго не верили, что из спиртных напитков на съемках настоящим было только пиво и что вместо вина актеры пили морс.

 

И наверняка вырезали бы все сцены с тостами, если бы их не цитировал глава Советского Союза - так они ему понравились. И все же из песни «Если б я был султан» исчез целый куплет:

«Разрешит мне жена

Каждая по сто,

Итого триста грамм

Это ж кое-что.

Но потом на бровях,

Приходя домой,

Предстоит мне скандал

С каждою женой.»

Иркутск. Возле здания цирка в 2012 году установлен памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов Трусу, Балбесу и Бывалому. Скульптурная композиция отлита из бронзы. Авторами монумента стали скульптор Александр Миронов и архитектор Сергей Демков. А так же памятник Трусу, Бывалому и Балбесу, героям фильма «Кавказская пленница», город Ереван. 

Город Иркутск.

Город Ереван.

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

 

 

это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

 

<
kinofan.ucoz.club © 2018