«ДРУГ ДРУГОМ ВОСХИЩАТЬСЯ...»
Сегодня сюжет фильма «Ключ без права передачи» кажется фантастикой: десятиклассники, читающие друг другу стихи, классный руководитель, обожающая свою работу, мудрый директор школы...
Титры: «КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ» «Ленфильм», 1976 год. Режиссер: Динара Асанова. Сценарист: Георгий Полонский. Операторы: Юрий Векслер, Дмитрий Долинин. Композитор: Евгений Крылатов. В ролях: Елена Проклова, Алексей Петренко, Лидия Федосеева- Шукшина, Зиновий Гердт, Екатерина Васильева, Марина Левтова, Александр Богданов, Елена Цыплакова и другие. |
|
Приз в номинации «Лучшая режиссерская работа»: Динара Асанова. |
ИМПРОВИЗАЦИЯ - МАТЬ ПОРЯДКА
Режиссер Динара АСАНОВА всегда вольно обращалась с сюжетом, считая, что жизнь - лучший кинематографист. Далеко не все разделяли ее взгляды. Но с Георгием ПОЛОНСКИМ («Доживем до понедельника») у нее возникло полное взаимопонимание. Драматург, сам в прошлом преподаватель русского языка и литературы, сразу заинтересовался предложением Асановой снять проблемный фильм о школе. «Таких историй я знал миллион, - вспоминал Георгий Исидорович, - но не представлял, как без фальши перенести все это на экран».
Асанова попросила всех актеров (и профессиональных, и взятых с улицы)... ничего не играть. Репетиций в обычном смысле не проводилось. Это был неустанный поиск тем, образов, героев. Так, в сценарии роль директора школы лишь схематично очерчена, но благодаря таланту Алексея ПЕТРЕНКО она разрослась и наполнилась смыслом.
Восхищаясь репликами актера, сыгравшего отставного военного, его жестами - точными, необычными, - режиссер включила в фильм кадры, снятые во время проб. Поэтому в сцене диалога с Мариной Максимовной (учительницей литературы, блестяще сыгранной Еленой ПРОКЛОВОЙ) директор, до этого ходивший в сером пиджачке, вдруг появляется в коричневой вязаной куртке. Понятно, что Проклову для этого эпизода снимали позже.
ОНИ ВСЕ – МОИ ДЕТИ!
Режиссер стала настоящим другом для ребят, снимавшихся в «Ключе без права передачи». «Я как бы прохожу вместе с ними путь становления личности и мучительных поисков истины», — признавалась Асанова.
Почти все время они беседовали, спорили, что-то обсуждали... При этом многое в сценарии было изменено по предложению ребят. Режиссер внимательно присматривалась к юным актерам. В ком из них за маской отчужденности скрывался истинный лидер, выяснялось в ходе съемок.
Впрочем, некоторых своих героев она знала и раньше. С семиклассницей Леной ЦЫПЛАКОВОЙ Динара познакомилась в 1973 году в гостях у друзей своего мужа Николая ЮДИНА (он, как и родители будущей кинозвезды, был художником - графиком). Цыплакова на всю жизнь сохранила теплые воспоминания об Асановой.
«Она очень на меня повлияла, ведь несколько лет мы тесно общались, - признавалась Елена. - Мне было четырнадцать, когда впервые встретились. Ребят, которые у нее снимались, Динара собирала у себя дома. Мы сидели, разговаривали. Нам казалось, что мы сами придумывали сценарий...»
Однажды Цыплакова привела на съемочную площадку свою одноклассницу Марину ЛЕВТОВУ. Увидев новенькую, режиссер тут же скомандовала: «Живо на площадку! - И добавила: - Что же ты раньше ко мне не пришла?» После того как Марина сыграла в картине своенравную Юлю Баюшкину, она решила вместо медицинского института поступать во ВГИК. Асанова одобрила ее выбор. Кстати, снимался в «Ключе без права передачи» и сын Динары, Анвар, он сыграл Антона - сына учительницы.
КОГДА УЙДЕМ СО ШКОЛЬНОГО ДВОРА...
Место действия фильма - 181-я ленинградская средняя школа, что в Соляном переулке. Стены этой знаменитой гимназии помнили Дмитрия Мережковского, Самуила Маршака, Михаила Зощенко. Сама атмосфера помогала ребятам почувствовать себя дружным классом, думающими людьми.
Легко верилось, что у школьников, слушающих на морозе стихи Окуджавы и Ахмадулиной, поющих под гитару «Давайте восклицать, друг другом восхищаться...», прекрасное будущее.
Однако реальность оказалась не такой радужной. Исполнитель роли Саши, Александр БОГДАНОВ, любимец Асановой, снимавшийся почти во всех ее картинах, попал в дурную компанию и погиб в 1986 году. Сыгравший антипода главного героя Андрей ЛАВРИКОВ вскоре после окончания съемок покончил жизнь самоубийством.
А прекрасная актриса Марина Левтова разбилась на снегоходе незадолго до своего 49-го дня рождения...
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Песня Окуджавы «Давайте восклицать…» родилась благодаря Динаре Асановой: она разыскала старое стихотворение Булата Шалвовича и уговорила его написать музыку. 2. В 1977 году на всесоюзном кинофестивале Динара Асанова получила приз в номинации «Лучшая режиссерская работа», Алексей Петренко был признан лучшим исполнителем мужской роли. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!