«БЕСПРИЮТНЫЙ КОРОЛЬ»
Люди во все времена, какие бы чудовищные поступки они ни совершали, достойны скорее сожаления, чем осуждения. Эта мысль Шекспира в 1970 году, когда вышел фильм Григория КОЗИНЦЕВА «Король Лир», прозвучала как откровение.
Титры: «КОРОЛЬ ЛИР» «Ленфильм», 1970 год. Режиссер: Григорий Козинцев. Оператор: Йонас Грицюс. Композитор: Дмитрий Шостакович. В ролях: Юри Ярвет, Галина Волчек, Эльза Радзиня, Валентина Шендрикова, Олег Даль, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, |
|
Донатас Банионис, Александр Вокач, Леонхард Мерзин. |
РЕБУС КОЗИНЦЕВА
Эта пьеса Шекспира стала для Григория Михайловича своего рода ребусом, начав разгадывать который мастер уже не мог остановиться. Постановка «Короля Лира» на сцене БДТ вызвала еще больший интерес режиссера к философии драматурга. «Мне захотелось продолжить работу. Это обычное воздействие шекспировских произведений, - писал он в своих мемуарах. - Образы, некогда возникшие в сознании, сопровождают меня всю жизнь». Через двадцать семь лет после театральной премьеры Козинцев приступил к съемкам фильма. Король Лир ассоциировался у него с «маленьким человеком» Чарли ЧАПЛИНОМ, герои которого постоянно попадали в абсурдные ситуации.
О, ШУТ МОЙ!
Первые кинопробы в апреле 1968 года разочаровали режиссера. Его большие надежды на Андрея ПОПОВА в роли короля не оправдались. «Полная катастрофа, - писал Козинцев в дневнике. - Попов - артист высокой квалификации, но Лир в его исполнении - слишком приземленный русский старичок, и это никуда не годится».
Николай ПЛОТНИКОВ, сыгравший Лира в «Современнике», нравился Григорию Михайловичу, но после месяца репетиций режиссер отказался и от этого кандидата. Вопрос решился, когда из Эстонии приехал Юри ЯРВЕТ, который должен был первоначально играть в фильме другую роль - Тома. Козинцева не смутило, что актер плохо знает русский язык, что специально для него приходилось писать текст латинскими буквами. Впрочем, в картине Лир говорит без акцента, ведь его озвучил Зиновий ГЕРДТ.
Галина ВОЛЧЕК искренне удивилась, когда ее пригласили на пробы: она не представляла, кем может быть в трагедии Шекспира. Козинцев увидел в ней одну из дочерей короля - порочную хищницу Регану. Режиссеру хотелось, чтобы король и его дочери были внешне похожими, но не смог подобрать таких актеров. После многочисленных экспериментов решили, что у Лира и Реганы будут одинаково подергиваться уголки губ.
Впоследствии Галина Волчек признавалась, что из всех своих киноролей довольна только Реганой в «Короле Лире» Григория Козинцева. Съемки у мастера стали для нее, как и для многих актеров, университетом. Шута по задумке режиссера должна была играть женщина. На роль успели утвердить Алису ФРЕЙНДЛИХ, когда выяснилось, что она ждет ребенка. Тогда на пробы пригласили Ольгу ВОЛКОВУ, в репертуаре которой в то время было много ролей мальчишек.
- Я была такой нахалкой и пробилась к Козинцеву на разговор, - вспоминает актриса. - Мы общались два с половиной часа. Он сказал, что хочет, чтобы в фильме шут играл на флейте, и я научилась, но роль мне так и не досталась. Помню, я даже разрыдалась, да и до сих пор жалею об этой роли. Как известно, она досталась Олегу ДАЛЮ, В то время актер переживал из-за творческой нереализованности и много пил. Весь трагизм своего положения он передал в образе шута.
ЯДОВИТАЯ ЗЕМЛЯ
- Очень тщательно подбирали фактуру для съемок: Козинцев старался избежать излишней красивости в фильме, - вспоминает художник по реквизиту Инна Зайцева. - И на Казантипе работали, и в Ивангородской крепости. Не могу забыть, как снимали сцены на мертвом, растрескавшемся поле у Нарвской теплоэлектростанции. За каретой Лира несли орлов, бежали собаки, которым ядовитая земля до крови разъедала лапы. Как только гениальный кинооператор Йонас Грицюс выключал камеру, хозяева бросались лечить своих питомцев.
Кстати, карету - настоящее произведение искусства - изготовили из сыромятной кожи. К сожалению, ее, как и другой реквизит, после съемок уничтожили. Лишь оружие вернули в Эрмитаж, а кубки - в Музей барона Штиглица (Санкт- Петербургское художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Козинцеву и его команде так доверяли, что предоставили для съемок уникальные экспонаты. Когда снимали в Ивангородской крепости, стоял жуткий холод. Чтобы не замерзнуть и не увязнуть в грязи, вся киногруппа ходила в спецодежде - кирзовых сапогах и телогрейках. Зато на съемках сцены пожара все согрелись, особенно второй режиссер картины Иосиф ШАПИРО: он активно участвовал в работе, даже подгорел.
Напряженный ритм не выдержало сердце директора фильма Михаила Шостака - он умер, не дождавшись премьеры. Козинцев завершил работу над фильмом в ноябре 1970 года. Несмотря на одобрительные отзывы членов худсовета, ему казалось, что картина еще не готова и какие-то моменты нужно переснять.
«Съемки фильма были для меня физическим мучением, - писал режиссер в мемуарах. - Я приходил в отчаяние от своих творческих неудач, выбивался из сил, стараясь их исправить. Как мало удалось осуществить из задуманного! И хоть бы один человек за три года подбодрил меня, сказав: «Не торопись, работай спокойно».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!