1

«Король Лир» (1970)

«БЕСПРИЮТНЫЙ КОРОЛЬ»

Люди во все времена, какие бы чу­довищные поступки они ни соверша­ли, достойны скорее сожаления, чем осуждения. Эта мысль Шекспира в 1970 году, когда вышел фильм Григория КОЗИНЦЕВА «Король Лир», прозвучала как откровение.

  Титры:

«КОРОЛЬ ЛИР»

«Ленфильм», 1970 год.

Режиссер:

Григорий Козинцев.

Оператор:

Йонас Грицюс.

Композитор:

Дмитрий Шостакович.

В ролях:

Юри Ярвет,

Галина Волчек,

Эльза Радзиня,

Валентина Шендрикова,

Олег Даль,

Юозас Будрайтис,

Регимантас Адомайтис,

 

Донатас Банионис,

Александр Вокач,

Леонхард Мерзин.

 

РЕБУС КОЗИНЦЕВА

Эта пьеса Шекспира стала для Григория Михайловича своего рода ребусом, начав разгадывать который мастер уже не мог остановиться. Постановка «Короля Лира» на сцене БДТ вызвала еще боль­ший интерес режиссера к философии драматурга. «Мне захотелось продолжить работу. Это обычное воздействие шекспировских произведений, - писал он в своих ме­муарах. - Образы, некогда возникшие в сознании, сопровождают меня всю жизнь». Через двадцать семь лет после теат­ральной премьеры Козинцев приступил к съемкам фильма. Король Лир ассоцииро­вался у него с «маленьким человеком» Чарли ЧАПЛИНОМ, герои которого по­стоянно попадали в абсурдные ситуации.

 

О, ШУТ МОЙ!

Первые кинопробы в апреле 1968 года разочаровали режиссера. Его большие надежды на Андрея ПОПОВА в роли ко­роля не оправдались. «Полная катастро­фа, - писал Козинцев в дневнике. - По­пов - артист высокой квалификации, но Лир в его исполнении - слишком призем­ленный русский старичок, и это никуда не годится».

Николай ПЛОТНИКОВ, сыгравший Лира в «Современнике», нравился Гри­горию Михайловичу, но после месяца ре­петиций режиссер отказался и от этого кандидата. Вопрос решился, когда из Эс­тонии приехал Юри ЯРВЕТ, который дол­жен был первоначально играть в фильме другую роль - Тома. Козинцева не смути­ло, что актер плохо знает русский язык, что специально для него приходилось писать текст латинскими буквами. Впрочем, в картине Лир говорит без акцента, ведь его озвучил Зиновий ГЕРДТ.

Галина ВОЛЧЕК искренне удивилась, когда ее пригласили на пробы: она не представляла, кем может быть в трагедии Шекспира. Козинцев увидел в ней одну из дочерей короля - порочную хищницу Ре­гану. Режиссеру хотелось, чтобы король и его дочери были внешне похожими, но не смог подобрать таких актеров. После мно­гочисленных экспериментов решили, что у Лира и Реганы будут одинаково подер­гиваться уголки губ.

Впоследствии Галина Волчек призна­валась, что из всех своих киноролей до­вольна только Реганой в «Короле Лире» Григория Козинцева. Съемки у мастера стали для нее, как и для многих актеров, университетом. Шута по задумке режиссера должна была играть женщина. На роль успели утвердить Алису ФРЕЙНДЛИХ, когда вы­яснилось, что она ждет ребенка. Тогда на пробы пригласили Ольгу ВОЛКОВУ, в ре­пертуаре которой в то время было много ролей мальчишек.

- Я была такой нахалкой и пробилась к Козинцеву на разговор, - вспоминает акт­риса. - Мы общались два с половиной часа. Он сказал, что хочет, чтобы в филь­ме шут играл на флейте, и я научилась, но роль мне так и не досталась. Помню, я даже разрыдалась, да и до сих пор жалею об этой роли. Как известно, она досталась Олегу ДАЛЮ, В то время актер переживал из-за творческой нереализованности и много пил. Весь трагизм своего положе­ния он передал в образе шута.

 

ЯДОВИТАЯ ЗЕМЛЯ

- Очень тщательно подбирали фактуру для съемок: Козинцев старался избежать излишней красивости в фильме, - вспо­минает художник по реквизиту Инна Зайцева. - И на Казантипе работали, и в Ивангородской крепости. Не могу забыть, как снимали сцены на мертвом, рас­трескавшемся поле у Нарвской тепло­электростанции. За каретой Лира несли орлов, бежали собаки, которым ядовитая земля до крови разъедала лапы. Как только гениальный кинооператор Йонас Грицюс выключал камеру, хозяева бросались лечить своих питомцев.

Кстати, карету - настоящее произве­дение искусства - изготовили из сы­ромятной кожи. К сожалению, ее, как и другой реквизит, после съемок уничтожили. Лишь оружие вернули в Эрмитаж, а кубки - в Музей барона Штиглица (Санкт- Петербургское художественно-промыш­ленное училище им. В. И. Мухиной). Козинцеву и его команде так доверяли, что предоставили для съемок уникальные экспонаты. Когда снимали в Ивангородской кре­пости, стоял жуткий холод. Чтобы не за­мерзнуть и не увязнуть в грязи, вся кино­группа ходила в спецодежде - кирзовых сапогах и телогрейках. Зато на съемках сцены пожара все согрелись, особенно второй режиссер картины Иосиф ШАПИ­РО: он активно участвовал в работе, даже подгорел.

Напряженный ритм не выдержало сердце директора фильма Михаила Шостака - он умер, не дождавшись премь­еры. Козинцев завершил работу над филь­мом в ноябре 1970 года. Несмотря на одобрительные отзывы членов худсовета, ему казалось, что картина еще не готова и какие-то моменты нужно переснять.

«Съемки фильма были для меня физи­ческим мучением, - писал режиссер в  мемуарах. - Я приходил в отчаяние от своих творческих неудач, выбивался из сил, стараясь их исправить. Как мало уда­лось осуществить из задуманного! И хоть бы один человек за три года подбодрил меня, сказав: «Не торопись, работай спо­койно».

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz