Крючков Николай Афанасьевич
Николай КРЮЧКОВ всегда умел расположить к себе, да и герои его - открытые, искренние - вызывали симпатию. Для всех он был своим - «парнем из нашего города»
Досье: Николай Афанасьевич КРЮЧКОВ 6.01.1911. - 13.04.1994. Народный артист СССР (1965) Избранная фильмография: «Возвращение Максима» (1937) «Трактористы» (1939) «Свинарка и пастух» (1941) «Парень из нашего города» (1942) «Небесный тихоход» (1945) «Звезда» (1949) |
«Гусарская баллада» (1962) «Дядюшкин сон» (1966) «Осенний марафон» (1979)
|
«Несерьезная работа»
Вся жизнь родителей Коли была связана с Трехгорной мануфактурой - знаменитой московской ткацкой фабрикой. В десять лет и он пошел работать на «Трехгорку», в четырнадцать с отличием окончил ФЗУ... Но все чаще по вечерам Николай стал пропадать в заводском драмкружке. Мама сердилась: актерство она считала несерьезным занятием. Однако сын, как сам говорил, неизлечимо заболел театром - и вскоре поступил в московский Театр рабочей молодежи.
Для кино Крючкова открыл Борис БАРНЕТ. Он увидел талантливого юношу на сцене ТРАМа и попросил прийти в студию. Коля поначалу растерялся: всегда считал, что с таким «колхозным рылом» его никогда не возьмут в кино. И, все же на пробы пошел. Крючкову повезло: играть предстояло точно такого же рабочего паренька, каким был он сам, - Сеньку-сапожника в фильме «Окраина» (1933).
В фильме «Окраина» (1933)
Самое смешное, что на премьеру, которая проходила в кинотеатре «Ударник», его не пустила милиция! Еще бы: с виду типичный работяга, а утверждает, что снимается в кино. Хорошо, что неподалеку оказался режиссер...
«Лекарство от звездной болезни»
После выхода «Окраины» в прокат ситуация изменилась коренным образом. Теперь актера узнавали все, милиционеры на улице отдавали ему честь. А в следующем году Борис Барнет пригласил Николая в свою комедию «У самого синего моря» (1935) уже на главную роль. Теперь артиста заметили и другие мастера кино, от предложений не было отбоя. Крючков и сам почувствовал себя настоящей звездой. К счастью, от зарождающейся звездной болезни он быстро излечился. А помог ему Михаил РОММ. В1936 году Крючков получил роль командира погранотряда в фильме «Тринадцать» и вместе с киногруппой отправился в Каракумы.
Однажды он явился на площадку пьяным. Режиссер пообещал отправить его в Москву, если такое безобразие повторится еще раз. Тот в ответ заявил, что большая часть уже снята, заменить его все равно некем... И тут же был наказан за нахальство! Застрекотала камера, Ромм велел Крючкову упасть на песок, а после команды «Стоп! Снято!» сказал ему: «Ты убит. Больше ты мне не нужен!» Актер вынужден был вернуться домой. Этот урок он запомнил на всю жизнь и тех пор никогда не позволял себе являться на работу «не в форме», от его бравады не осталось и следа. А пограничника Крючков все же сыграл - в картине «На границе» (1938) - и получил за работу свою первую награду - орден Трудового Красного Знамени.
«Во имя Родины»
В 1939-м вышел фильм «Трактористы». Главный герой Клим Ярко тут же стал народным любимцем, да и сам актер считал эту роль одной из лучших. Вот когда пригодилось его умение играть на гармошке и выкидывать коленца. Однако Клим не только весельчак и балагур, он и работник прекрасный. Прежде чем приступить к съемкам, Крючков, ни в чем не терпевший фальши, научился не только водить трактор, но и ремонтировать его.
В фильме «Трактористы» (1939)
Когда началась война, актер сразу записался в ополчение. Он уже находился на сборном пункте, когда ему приказали вернуться на киностудию. «Распорядок дня был таков, - вспоминал позднее артист, - утром работа над кинокартиной «Котовский», днем - «Антоша Рыбкин», вечером и ночью снимали «Во имя Родины» и «Парень из нашего города».
В фильме «Свинарка и пастух» (1941)
А на следующий день все повторялось». Актеры падали с ног от усталости, но работу не прекращали: их фильмы ждали на фронте. Кстати, за съемки Крючков получил еще один орден Красного Знамени, на сей раз Боевого. А уже в конце войны Крючков сыграл, пожалуй, самого прославленного своего военного - майора Булочкина в «Небесном тихоходе».
В фильме «Парень из нашего города» (1942)
В фильме «Небесный тихоход» (1945)
В фильме «Гусарская баллада» 1962)
«Ну а девушки?...»
Личная жизнь Николая Крючкова: Четыре раза был женат. Первая жена - Мария Пастухова, актриса. Они познакомились на съёмках фильма «Трактористы». В браке родился сын Борис. Развелись в 1945 году.
Николай Крючков с первой женой - Марией Пастуховой
Вторая жена - Алла Парфаньяк, актриса. Они познакомились на съёмках картины «Небесный тихоход». В браке родился сын Николай. Развелись в 1957 году (Парфаньяк ушла к актеру Михаилу Ульянову, за которого потом вышла замуж). С сыном Николаем был в сложных отношениях, а потом вовсе прекратил с ним связь.
Алла Парфаньяк
Третья жена - Зоя Кочановская, лыжница, заслуженный мастер спорта. Познакомились в 1959 году во время съёмок кинофильма «Домой», в котором она тоже принимала участие. Кочановская погибла 20 мая 1960 года на глазах Крючкова через три месяца после свадьбы. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде: «Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в «газике». В центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный «Студебеккер», - рассказывал друг Крючкова А. Аршанский. Актер сам перевозил гроб в самолёте в Москву.
Николай Крючков с третьей женой Зоей Кочановской
Четвертая жена - Лидия Николаевна Крючкова, ассистентка режиссёра. Женился спустя два года после гибели третьей жены. Познакомились на съемках. Они прожили вместе до самой смерти актёра. У них родилась дочь Эльвира, переводчик с английского языка. Внучка Екатерина — выпускница МГИМО. Правнучка Анфиса (1997).
С правнучкой Анфисой
Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором. Души не чаял в дочке Эльвире.
Николай Крючков с четвертой женой
«Дядя Коля»
В общении Крючков был очень простым человеком. Для коллег он всегда оставался «дядей Колей», к которому в любой момент можно обратиться за советом и поддержкой. Когда Крючкова звали на съемки, даже в эпизод, он почти всегда соглашался: «Эго грех большой - отказываться от работы! Она на тебя обидится». Крючков прекрасно знал, что нет большей беды для актера, чем оказаться ненужным.
Самой яркой работой 80-х стал фильм «Верую в любовь» (1985) - продолжение знаменитой картины «Парень из нашего города». Партнершей Крючкова, как и в первой картине, была замечательная актриса Лидия СМИРНОВА. Его герой стал гораздо старше, степеннее, «дослужился» до генерала, но в глубине души остался прежним Сережкой Лукониным, все тем же «парнем из нашего города».
Могила Николая Крючкова