http://kinofan.ucoz.club/favicon-42-.ico КиноАрхив - Крючков Николай Афанасьевич
Воскресенье, 25.02.2018, 20:37
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Крючков Николай Афанасьевич

Крючков Николай Афанасьевич

Николай КРЮЧКОВ всегда умел расположить к себе, да и герои его - от­крытые, искренние - вызывали симпатию. Для всех он был своим - «парнем из нашего города»

  Досье:

Николай Афанасьевич КРЮЧКОВ

6.01.1911. - 13.04.1994.

Народный артист СССР (1965)

Избранная фильмография:

«Возвращение Максима» (1937)

«Трактористы» (1939)

«Свинарка и пастух» (1941)

«Парень из нашего города» (1942)

«Небесный тихоход» (1945)

«Звезда» (1949)

«Гусарская баллада» (1962)

«Дядюшкин сон» (1966)

«Осенний марафон» (1979)

«Несерьезная работа»

Вся жизнь родителей Коли была свя­зана с Трехгорной мануфактурой - зна­менитой московской ткацкой фабрикой. В десять лет и он пошел работать на «Трехгорку», в четырнадцать с отличием окончил ФЗУ... Но все чаще по вечерам Николай стал пропадать в заводском драмкружке. Мама сердилась: актерство она считала несерьезным занятием. Од­нако сын, как сам говорил, неизлечимо заболел театром - и вскоре поступил в московский Театр рабочей молодежи.

Для кино Крючкова открыл Борис БАР­НЕТ. Он увидел талантливого юношу на сцене ТРАМа и попросил прийти в студию. Коля поначалу растерялся: всегда считал, что с таким «колхозным рылом» его никог­да не возьмут в кино. И, все же на пробы пошел. Крючкову повезло: играть предсто­яло точно такого же рабочего паренька, ка­ким был он сам, - Сеньку-сапожника в фильме «Окраина» (1933).

В фильме "Окраина" (1933)

Самое смеш­ное, что на премьеру, которая проходила в кинотеатре «Ударник», его не пустила ми­лиция! Еще бы: с виду типичный работяга, а утверждает, что снимается в кино. Хоро­шо, что неподалеку оказался режиссер...

«Лекарство от звездной болезни»

После выхода «Окраины» в прокат си­туация изменилась коренным образом. Теперь актера узнавали все, милиционе­ры на улице отдавали ему честь. А в сле­дующем году Борис Барнет пригласил Николая в свою комедию «У самого си­него моря» (1935) уже на главную роль. Теперь артиста заметили и другие масте­ра кино, от предложений не было отбоя. Крючков и сам почувствовал себя насто­ящей звездой. К счастью, от зарождаю­щейся звездной болезни он быстро изле­чился. А помог ему Михаил РОММ. В1936 году Крючков получил роль командира погранотряда в фильме «Тринадцать» и вме­сте с киногруппой отправился в Караку­мы. Однажды он явился на площадку пья­ным. Режиссер пообещал отправить его в Москву, если такое безобразие повторит­ся еще раз. Тот в ответ заявил, что боль­шая часть уже снята, заменить его все равно некем... И тут же был наказан за на­хальство! Застрекотала камера, Ромм ве­лел Крючкову упасть на песок, а после команды «Стоп! Снято!» сказал ему: «Ты убит. Больше ты мне не нужен!» Актер вы­нужден был вернуться домой. Этот урок он запомнил на всю жизнь и тех пор никогда не позволял себе являться на работу «не в форме», от его бравады не осталось и следа. А пограничника Крючков все же сыграл - в картине «На границе» (1938) - и получил за работу свою первую награ­ду - орден Трудового Красного Знамени.

«Во имя Родины»

В 1939-м вышел фильм «Тракторис­ты». Главный герой Клим Ярко тут же стал народным любимцем, да и сам актер счи­тал эту роль одной из лучших. Вот когда пригодилось его умение играть на гар­мошке и выкидывать коленца. Однако Клим не только весельчак и балагур, он и работник прекрасный. Прежде чем при­ступить к съемкам, Крючков, ни в чем не терпевший фальши, научился не только водить трактор, но и ремонтировать его.

 

В фильме "Трактористы" (1939)

Когда началась война, актер сразу за­писался в ополчение. Он уже находился на сборном пункте, когда ему приказали вер­нуться на киностудию. «Распорядок дня был таков, - вспоминал позднее артист, - утром работа над кинокартиной «Котов­ский», днем - «Антоша Рыбкин», вечером и ночью снимали «Во имя Родины» и «Па­рень из нашего города».

В фильме "Свинарка и пастух" (1941)

А на следующий день все повторялось». Актеры падали с ног от усталости, но работу не прекраща­ли: их фильмы ждали на фронте. Кстати, за съемки Крючков получил еще один ор­ден Красного Знамени, на сей раз Боево­го. А уже в конце войны Крючков сыграл, пожалуй, самого прославленного своего военного - майора Булочкина в «Небес­ном тихоходе».

В фильме "Парень из нашего города" (1942)

В фильме "Небесный тихоход" (1945)

В фильме "Гусарская баллада" 1962)

«Ну а девушки?...»

Личная жизнь Николая Крючкова: Четыре раза был женат. Первая жена - Мария Пастухова, актриса. Они познакомились на съёмках фильма «Трактористы». В браке родился сын Борис. Развелись в 1945 году.

Николай Крючков с первой женой - Марией Пастуховой

Вторая жена - Алла Парфаньяк, актриса. Они познакомились на съёмках картины «Небесный тихоход». В браке родился сын Николай. Развелись в 1957 году (Парфаньяк ушла к актеру Михаилу Ульянову, за которого потом вышла замуж). С сыном Николаем был в сложных отношениях, а потом вовсе прекратил с ним связь.

Алла Парфаньяк

Третья жена - Зоя Кочановская, лыжница, заслуженный мастер спорта. Познакомились в 1959 году во время съёмок кинофильма «Домой», в котором она тоже принимала участие. Кочановская погибла 20 мая 1960 года на глазах Крючкова через три месяца после свадьбы. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде: "Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в «газике». В центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный «Студебеккер»", - рассказывал друг Крючкова А. Аршанский. Актер сам перевозил гроб в самолёте в Москву.

Николай Крючков с третьей женой Зоей Кочановской

Четвертая жена - Лидия Николаевна Крючкова, ассистентка режиссёра. Женился спустя два года после гибели третьей жены. Познакомились на съемках. Они прожили вместе до самой смерти актёра. У них родилась дочь Эльвира, переводчик с английского языка. Внучка Екатерина — выпускница МГИМО. Правнучка Анфиса (1997).

С правнучкой Анфисой

Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором. Души не чаял в дочке Эльвире.

Николай Крючков с четвертой женой

«Дядя Коля»

В общении Крючков был очень прос­тым человеком. Для коллег он всегда ос­тавался «дядей Колей», к которому в лю­бой момент можно обратиться за советом и поддержкой. Когда Крючкова звали на съемки, даже в эпизод, он почти всегда соглашался: «Эго грех большой - отказы­ваться от работы! Она на тебя обидится». Крючков прекрасно знал, что нет большей беды для актера, чем оказаться ненужным.

Самой яркой работой 80-х стал фильм «Верую в любовь» (1985) - продолжение знаменитой картины «Парень из нашего города». Партнершей Крючкова, как и в первой картине, была замечательная ак­триса Лидия СМИРНОВА. Его герой стал гораздо старше, степеннее, «дослужился» до генерала, но в глубине души остался прежним Сережкой Лукониным, все тем же «парнем из нашего города».

Любовь Ильина

Могила Николая Крючкова