1

«Любовь и голуби» (1984)

«ЛЕТИТЕ, ГОЛУБИ, ЛЕТИТЕ!»

Шекспиру и не снилось… Любовь и ненависть, ревность и предательство, конфликт отцов и детей... И все эти страсти бушуют не в Англии, а в глухой российской деревеньке в конце XX веке.

  Титры:

«ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ»

«Мосфильм», 1984 год.

Режиссер:

Владимир Меньшов.
Автор сценария:

Владимир Гуркин.

Оператор-постановщик:

Юрий Невский.

В роля»:

Нина Дорошина,

Александр Михайлов,

Людмила Гурченко,

Сергей Юрский,

Наталья Тенякова,

Янина Лисовская,

Игорь Лях,

Лада Сизоненко,

Владимир Меньшов.

 

…И НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ

«Увидев спектакль «Любовь и голуби» в театре «Современник», я сразу понял, что из этого можно сделать потрясающий фильм, - вспоминает режиссер Влади­мир МЕНЬШОВ. - Я плакал и смеялся одновременно. Вышел растроганный и за­метил, что у всех в глазах тоже стояли слезы».

Автор же пьесы Владимир ГУР­КИН, в то время актер Омского драмати­ческого театра, объясняет успех своего творения тем, что с героями истории он был знаком с детства. В частности, харак­теры главных персонажей — Василия и Надежды – списаны с его родителей, дядя Митя – эта дед, баба Шура – родная сест­ра бабушки. Даже фамилия Кузякины по­заимствована им у соседей по родней деревне Черемхово. «Хотел потам поме­нять, но так и забыл». – улыбается дра­матург.

 

НА РАЗВАЛИНАХ СОЦИАЛИЗМА

Фильм вначале собирались снимать на малой родине Владимира Гуркина. Но, выехав туда в 1982 году для выбора на­туры, Меньшов испытал настоящий шок. В селениях вдоль Транссибирской маги­страли царила такая разруха, что невоз­можно было себе представить, как здесь вообще может кто-либо жить.

 

 

В результате «сибирскую деревню» нашли в Карелии, в окрестностях Медвежьегорска. «С точки зрения экономии времени и бюджета, - свидетельствует автор сценария, - это был наиболее оптималь­ный вариант. Дом для съемок арендовали у местных старичков. Съемочная группа застелила досками двор, по­строила веранду и голубятню».

 

«ВОТ ОН КАКОЙ, ВАСЯ!»

Вместе с Александром МИХАЙЛО­ВЫМ на роль Василия пробовались Вик­тор БОРЦОВ (Савва из «Покровских ворот») и Сергей ЮРСКИЙ. Но стоило только Михайлову произнести первые слава, как Меньшов радостно восклик­нул: «Вот он какай. Вася!»

Нина ДОРОШИНА играла жену главного героя Надю в том самом спектакле «Современника». Но, узнав, что ее «му­жем» будет Александр Михайлов, актри­са расстроитесь: «Он же меня на десять лет моложе! В деревне не принято, что­бы старая баба за молодого выходила».

По меньшей мере, неожиданным вы­глядело решение пригласить семейную пару - Сергея Юрского и Наталью ТЕНЯКОВУ - сыграть чету деревенских старичков. И дело даже не в том, что они тоже мало подходили по возрасту (Юр­скому не было и пятидесяти): городские жители, интеллигенты - казалось, эти актеры созданы для другой истории. Тог­да Меньшову с трудом удалось отстоять на худсовете их кандидатуры.

Юрский настолько вошел в образ дяди Мити, что однажды в Карелии его, не успевшего снять грим, даже не впус­тили в местный ресторан. А на просьбу Меньшова все же разрешить известному артисту пообедать швейцар возра­зил: «Да какой это артист? Он здесь пя­тый день уже околачивается!»

 

ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ

Александр Михайлов с удовольстви­ем вспоминает о съемках в картине, «Меньшов покатывался со смеху от на­ших импровизаций на съемочной пло­щадке. От такой реакции режиссера на твою работу появляется особое вдохно­вение! Словно крылья вырастают».

Толь­ко однажды актер едва ли не пожалел о том, что согласился сниматься. Вот как он сам рассказывал о том эпизоде: «По­мните известный кадр, когда я выпадаю спиной из дверей родного дома прямо в мope? По замыслу режиссера падал я в костюме, а под водой меня должны были раздеть до трусов водолазы. На это у них было несколько секунд. Мой галстук под водой, конечно, намок, и мои помощни­ки, пытаясь развязать узел, только затягивали его сильнее.

 

 

Я понял, что за­дыхаюсь. Собрав последние силы, попытался всплыть на поверхность. Но водолазы схватили меня за ноги и вернули в исходную позицию. Уже теряя сознание, я заметил у одного из них при­крепленный к скафандру нож. Стал бить по этому ножу. Когда, наконец, до водола­за дошло, что моя жизнь под угрозой, он разрезал галстук…»

Впрочем, досталось на только Алек­сандру Михайлову. «Снимали поздней осенью, - вспоминает режиссер, - и «изнывающие» в кадре от жары актеры ку­пались в воде, температура которой была восемнадцать градусов!» Мерзлячка Люся Гурченко, несмотря на свое умение рисковать во имя искусства, в ужасе ожи­дала очередного дубля».

 

А СУДЬИ КТО?

Как свидетельствуют архивные доку­менты «Мосфильма», поначалу в Госкино отказывались выпускать картину и про­кат: в ней много пьянства (и это в разгар антиалкогольной кампании!). Кроме того, чиновникам не нравились ужимки героев, их танцы, тропические цветы, распускающиеся на березах и осинах, словом, весь этот неуместный гро­теск. Однако режиссер сто­ял на своем: «Переделывать картину не буду».

Автор сце­нария Владимир Гуркин до сих пор не может спокойно вспоминать о тех днях: «Первоначальный вариант фильма шел три часа сорок минут. Цен­зура приказала нам сократить ленту до одной серии и внесла двадцать поправок. Я пригрозил подать в суд на «Мосфильм». Всю ночь мы сочиняли заявление в суд, согласившись принять максимум восемь поправок. И в итоге победили, оставив все. что хотели сохранить».

Памятник Владимиру Гуркину,

город Черемхово.

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz