«ЛЕТИТЕ, ГОЛУБИ, ЛЕТИТЕ!»
Шекспиру и не снилось… Любовь и ненависть, ревность и предательство, конфликт отцов и детей... И все эти страсти бушуют не в Англии, а в глухой российской деревеньке в конце XX веке.
Титры: «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ» «Мосфильм», 1984 год. Режиссер: Владимир Меньшов. Владимир Гуркин. Оператор-постановщик: Юрий Невский. В роля»: Нина Дорошина, Александр Михайлов, Людмила Гурченко, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Янина Лисовская, |
|
Игорь Лях, Лада Сизоненко, Владимир Меньшов. |
…И НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ
«Увидев спектакль «Любовь и голуби» в театре «Современник», я сразу понял, что из этого можно сделать потрясающий фильм, - вспоминает режиссер Владимир МЕНЬШОВ. - Я плакал и смеялся одновременно. Вышел растроганный и заметил, что у всех в глазах тоже стояли слезы».
Автор же пьесы Владимир ГУРКИН, в то время актер Омского драматического театра, объясняет успех своего творения тем, что с героями истории он был знаком с детства. В частности, характеры главных персонажей — Василия и Надежды – списаны с его родителей, дядя Митя – эта дед, баба Шура – родная сестра бабушки. Даже фамилия Кузякины позаимствована им у соседей по родней деревне Черемхово. «Хотел потам поменять, но так и забыл». – улыбается драматург.
НА РАЗВАЛИНАХ СОЦИАЛИЗМА
Фильм вначале собирались снимать на малой родине Владимира Гуркина. Но, выехав туда в 1982 году для выбора натуры, Меньшов испытал настоящий шок. В селениях вдоль Транссибирской магистрали царила такая разруха, что невозможно было себе представить, как здесь вообще может кто-либо жить.
В результате «сибирскую деревню» нашли в Карелии, в окрестностях Медвежьегорска. «С точки зрения экономии времени и бюджета, - свидетельствует автор сценария, - это был наиболее оптимальный вариант. Дом для съемок арендовали у местных старичков. Съемочная группа застелила досками двор, построила веранду и голубятню».
«ВОТ ОН КАКОЙ, ВАСЯ!»
Вместе с Александром МИХАЙЛОВЫМ на роль Василия пробовались Виктор БОРЦОВ (Савва из «Покровских ворот») и Сергей ЮРСКИЙ. Но стоило только Михайлову произнести первые слава, как Меньшов радостно воскликнул: «Вот он какай. Вася!»
Нина ДОРОШИНА играла жену главного героя Надю в том самом спектакле «Современника». Но, узнав, что ее «мужем» будет Александр Михайлов, актриса расстроитесь: «Он же меня на десять лет моложе! В деревне не принято, чтобы старая баба за молодого выходила».
По меньшей мере, неожиданным выглядело решение пригласить семейную пару - Сергея Юрского и Наталью ТЕНЯКОВУ - сыграть чету деревенских старичков. И дело даже не в том, что они тоже мало подходили по возрасту (Юрскому не было и пятидесяти): городские жители, интеллигенты - казалось, эти актеры созданы для другой истории. Тогда Меньшову с трудом удалось отстоять на худсовете их кандидатуры.
Юрский настолько вошел в образ дяди Мити, что однажды в Карелии его, не успевшего снять грим, даже не впустили в местный ресторан. А на просьбу Меньшова все же разрешить известному артисту пообедать швейцар возразил: «Да какой это артист? Он здесь пятый день уже околачивается!»
ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Александр Михайлов с удовольствием вспоминает о съемках в картине, «Меньшов покатывался со смеху от наших импровизаций на съемочной площадке. От такой реакции режиссера на твою работу появляется особое вдохновение! Словно крылья вырастают».
Только однажды актер едва ли не пожалел о том, что согласился сниматься. Вот как он сам рассказывал о том эпизоде: «Помните известный кадр, когда я выпадаю спиной из дверей родного дома прямо в мope? По замыслу режиссера падал я в костюме, а под водой меня должны были раздеть до трусов водолазы. На это у них было несколько секунд. Мой галстук под водой, конечно, намок, и мои помощники, пытаясь развязать узел, только затягивали его сильнее.
Я понял, что задыхаюсь. Собрав последние силы, попытался всплыть на поверхность. Но водолазы схватили меня за ноги и вернули в исходную позицию. Уже теряя сознание, я заметил у одного из них прикрепленный к скафандру нож. Стал бить по этому ножу. Когда, наконец, до водолаза дошло, что моя жизнь под угрозой, он разрезал галстук…»
Впрочем, досталось на только Александру Михайлову. «Снимали поздней осенью, - вспоминает режиссер, - и «изнывающие» в кадре от жары актеры купались в воде, температура которой была восемнадцать градусов!» Мерзлячка Люся Гурченко, несмотря на свое умение рисковать во имя искусства, в ужасе ожидала очередного дубля».
А СУДЬИ КТО?
Как свидетельствуют архивные документы «Мосфильма», поначалу в Госкино отказывались выпускать картину и прокат: в ней много пьянства (и это в разгар антиалкогольной кампании!). Кроме того, чиновникам не нравились ужимки героев, их танцы, тропические цветы, распускающиеся на березах и осинах, словом, весь этот неуместный гротеск. Однако режиссер стоял на своем: «Переделывать картину не буду».
Автор сценария Владимир Гуркин до сих пор не может спокойно вспоминать о тех днях: «Первоначальный вариант фильма шел три часа сорок минут. Цензура приказала нам сократить ленту до одной серии и внесла двадцать поправок. Я пригрозил подать в суд на «Мосфильм». Всю ночь мы сочиняли заявление в суд, согласившись принять максимум восемь поправок. И в итоге победили, оставив все. что хотели сохранить».
Памятник Владимиру Гуркину,
город Черемхово.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!