«Место встречи изменить нельзя» (1979)

«ЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, КОНИ!..»

Владимир ВЫСОЦКИИ... Он рвал струны гитары, рвал нер­вы, стараясь достучаться до каждого сердца. Он играл в кино и театре, как жил. На разрыв. Наверное, поэтому и ушел так рано...

  Титры:

«МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»

Одесская киностудия,

1979 год.

Режиссер:

Станислав Говорухин.

Авторы сценария:

Аркадий и Георгий Вайнеры.

В ролях:

Владимир Высоцкий,

Владимир Конкин,

Александр Белявский,

Зиновий Гердт,

Армен Джигарханян,

Сергей Юрский,

Виктор Павлов

и другие.

 

 

МОЛЧАТЬ МЕСЯЦ!

Сейчас в это трудно пове­рить, но когда-то многие не знали, как он выглядит, зато сразу узнавали его голос — надрывный, с хрипотцой. За­писи Высоцкого ходили по ру­кам, их переписывали друг у друга на бобинных магнито­фонах. А личность певца об­растала невероятными леген­дами. Рассказывали, как он воевал с фашистами, валил на Колыме лес. Находились люди, которые уверяли, что «с Володькой-то, прямо как мы с тобой сейчас, виделись!».

 

Станислав ГОВОРУХИН, снимавший его в «Вертикали», вспоминал: «Альпинисты ве­рили, что он опытный восходи­тель. А Володя увидел горы за два месяца до того, как напи­сал про них... Люди воевавшие были уверены, что он их бое­вой товарищ. Такая ободран­ная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, ког­да началась война, исполни­лось три года...»

 

Вениамин СМЕХОВ рас­сказывал: «В поликлинике, где моя мама работала, пом­нят, как однажды я уговаривал его показаться ларингологу. Мы ехали с концерта, я был встревожен состоянием Во­лоди. Ольга Сергеевна, опыт­ный врач, велела ему открыть рот и... закричала: «С ума со­шел! Какие спектакли! Срочно в больницу! У тебя не связки, а кровавое месиво! Режим молчания - месяц минимум!» В тот вечер артист в полную силу играл в «Галилее».

 

«МЕСТО ВСТРЕЧИ...»

В кино Высоцкого долго не пускали. Кстати, если бы не он, не было бы никакого капи­тана Жеглова, да и самого фильма не было бы. Как-то братья Вайнеры подарили ак­теру свою новую книгу — «Эра милосердия», а на другой день Владимиру Семеновичу позвонил Говорухин и сказал, что тоже прочел это замеча­тельное произведение и меч­тает снять по нему фильм. Го­ворухин попросил Высоцкого убедить авторов взяться за сценарий.

 

«Устоять перед таким бе­шеным напором, — вспоминал Аркадий ВАЙНЕР, - было не­легко. Так что мы с братом сразу же принялись за работу». И согласились с кандида­турой Высоцкого, хотя в книге Жеглов высокий плечистый красавец. Да и Станислав Го­ворухин видел в этой роли только Володю. Правда, Вы­соцкий чуть все не испортил.

 

В первый съемочный день, 10 мая 1978 года, группа со­бралась в Одессе. Актер при­ехал вместе с Мариной ВЛА­ДИ и сообщил, что сниматься не будет. Скорее всего, именно Марина убедила его принять такое решение. Она видела, насколько муж измотан спек­таклями и концертами. «Ну что ж? Поезжай в свой Париж, но фильма не будет», — ска­зал расстроенный Говорухин. И Высоцкий остался.

 

Режиссер по возможности давал Высоцкому передышки и отпускал иногда со съемок. Некоторые сцены снимали без него, например, погоню за Фоксом, где звучит только голос Владимира Семенови­ча. Позже сняли эпизод, где Жеглов разбивает стекло машины.

 

Высоцкий мечтал попробо­вать себя в режиссуре, и фильм «Место встречи изме­нить нельзя» подарил ему та­кую возможность. Станислав Говорухин рассказывал: «Мне надо было срочно уехать, и я с легкостью уступил ему режис­серский жезл. Когда вернулся, группа встретила словами: «Станислав Сергеевич, он нас измучил!» У Высоцкого камера начинала крутиться сразу, как только он входил в павильон. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему по­зволили!..»

 

Именно Высоцкий в карти­не надел Васе Векшину белое кашне и посоветовал сделать наколку «Леля» — самое мод­ное имя тех лет. Доработал образ Кирпича, придумав фразочку: «Кофелек, кофелек... Какой кофелек?!» (кста­ти, Станислав САДАЛЬСКИЙ возненавидел эти слова, ведь ему до сих пор кричат их вслед!). Подсказал сюжетный ход с фотографией Вари на двери подвала в магазине...

Единственное предложе­ние Владимира Семеновича, которое Говорухин катего­рически не принял, — песни. А ведь артист написал «За тех, кто в МУРе», «Песню о конце войны», «Балладу о дет­стве» специально для этой картины. Говорухин решил, что целостность образа Же­глова будет нарушена, если зрители увидят в нем не капи­тана МУРа, а Высоцкого. Вла­димир Семенович обиделся не на шутку.

И когда его по­просили спеть Вертинского, отказался, поставив ультима­тум: «Или пою все, или ничего». Еле уговорили. Фильм показали по те­левидению 10 ноября 1979 года - в День милиции. Успех картины был бешеный. И ни­какой реакции со стороны властей. Только в 1987 году Владимир Высоцкий был удо­стоен Государственной пре­мии. Посмертно...

 

Памятник Жеглову и Шарапову, город Киев.

 

Памятник Жеглову, город Мариуполь.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2019