«ЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, КОНИ!..»
Владимир ВЫСОЦКИИ... Он рвал струны гитары, рвал нервы, стараясь достучаться до каждого сердца. Он играл в кино и театре, как жил. На разрыв. Наверное, поэтому и ушел так рано...
Титры: «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» Одесская киностудия, 1979 год. Режиссер: Станислав Говорухин. Авторы сценария: Аркадий и Георгий Вайнеры. В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Александр Белявский, Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, |
|
Сергей Юрский, Виктор Павлов и другие. |
МОЛЧАТЬ МЕСЯЦ!
Сейчас в это трудно поверить, но когда-то многие не знали, как он выглядит, зато сразу узнавали его голос — надрывный, с хрипотцой. Записи Высоцкого ходили по рукам, их переписывали друг у друга на бобинных магнитофонах. А личность певца обрастала невероятными легендами. Рассказывали, как он воевал с фашистами, валил на Колыме лес. Находились люди, которые уверяли, что «с Володькой-то, прямо как мы с тобой сейчас, виделись!».
Станислав ГОВОРУХИН, снимавший его в «Вертикали», вспоминал: «Альпинисты верили, что он опытный восходитель. А Володя увидел горы за два месяца до того, как написал про них... Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась война, исполнилось три года...»
Вениамин СМЕХОВ рассказывал: «В поликлинике, где моя мама работала, помнят, как однажды я уговаривал его показаться ларингологу. Мы ехали с концерта, я был встревожен состоянием Володи. Ольга Сергеевна, опытный врач, велела ему открыть рот и... закричала: «С ума сошел! Какие спектакли! Срочно в больницу! У тебя не связки, а кровавое месиво! Режим молчания - месяц минимум!» В тот вечер артист в полную силу играл в «Галилее».
«МЕСТО ВСТРЕЧИ...»
В кино Высоцкого долго не пускали. Кстати, если бы не он, не было бы никакого капитана Жеглова, да и самого фильма не было бы. Как-то братья Вайнеры подарили актеру свою новую книгу — «Эра милосердия», а на другой день Владимиру Семеновичу позвонил Говорухин и сказал, что тоже прочел это замечательное произведение и мечтает снять по нему фильм. Говорухин попросил Высоцкого убедить авторов взяться за сценарий.
«Устоять перед таким бешеным напором, — вспоминал Аркадий ВАЙНЕР, - было нелегко. Так что мы с братом сразу же принялись за работу». И согласились с кандидатурой Высоцкого, хотя в книге Жеглов высокий плечистый красавец. Да и Станислав Говорухин видел в этой роли только Володю. Правда, Высоцкий чуть все не испортил.
В первый съемочный день, 10 мая 1978 года, группа собралась в Одессе. Актер приехал вместе с Мариной ВЛАДИ и сообщил, что сниматься не будет. Скорее всего, именно Марина убедила его принять такое решение. Она видела, насколько муж измотан спектаклями и концертами. «Ну что ж? Поезжай в свой Париж, но фильма не будет», — сказал расстроенный Говорухин. И Высоцкий остался.
Режиссер по возможности давал Высоцкому передышки и отпускал иногда со съемок. Некоторые сцены снимали без него, например, погоню за Фоксом, где звучит только голос Владимира Семеновича. Позже сняли эпизод, где Жеглов разбивает стекло машины.
Высоцкий мечтал попробовать себя в режиссуре, и фильм «Место встречи изменить нельзя» подарил ему такую возможность. Станислав Говорухин рассказывал: «Мне надо было срочно уехать, и я с легкостью уступил ему режиссерский жезл. Когда вернулся, группа встретила словами: «Станислав Сергеевич, он нас измучил!» У Высоцкого камера начинала крутиться сразу, как только он входил в павильон. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили!..»
Именно Высоцкий в картине надел Васе Векшину белое кашне и посоветовал сделать наколку «Леля» — самое модное имя тех лет. Доработал образ Кирпича, придумав фразочку: «Кофелек, кофелек... Какой кофелек?!» (кстати, Станислав САДАЛЬСКИЙ возненавидел эти слова, ведь ему до сих пор кричат их вслед!). Подсказал сюжетный ход с фотографией Вари на двери подвала в магазине...
Единственное предложение Владимира Семеновича, которое Говорухин категорически не принял, — песни. А ведь артист написал «За тех, кто в МУРе», «Песню о конце войны», «Балладу о детстве» специально для этой картины. Говорухин решил, что целостность образа Жеглова будет нарушена, если зрители увидят в нем не капитана МУРа, а Высоцкого. Владимир Семенович обиделся не на шутку.
И когда его попросили спеть Вертинского, отказался, поставив ультиматум: «Или пою все, или ничего». Еле уговорили. Фильм показали по телевидению 10 ноября 1979 года - в День милиции. Успех картины был бешеный. И никакой реакции со стороны властей. Только в 1987 году Владимир Высоцкий был удостоен Государственной премии. Посмертно...
Памятник Жеглову и Шарапову, город Киев.
Памятник Жеглову, город Мариуполь.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!
1 серия
2 серия
3 серия
4 серия
5 серия