Михаил Шуйдин и Юрий Никулин

Михаил Шуйдин и Юрий Никулин

Например жизнь легендарного советского клоуна Михаила Ивановича Шуйдина,  коллеги и соратника Юрия Никулина. Люди, которые ухохатывались над репризами этого блестящего дуэта, очень часто и не подозревали, что оба артиста воевали в рядах Красной Армии. Юрий Никулин участвовал даже в Финской войне 1939-1940 годов, причем если Никулин был зенитчиком (о нем мы уже рассказывали в отдельной статье Актёрского батальона), а Михаил Шуйдин в год Великой Отечественной был танкистом и побывал на фронте в настоящем аду. И это даже не поэтическое преувеличение - раскалённый корпус горящего танка вряд ли чем то лучше адского пекла. А Шуйдину довелось гореть в своём танке, и на его лице на всю жизнь остались шрамы от ожогов - но под клоунским гримом их почти не было видно. После этого боя война для Шуйдина закончилась - обгорелый, ничего не видя, он чудом выбрался из танка и почти в слепую дополз до своих.

Но это случилось только в августе 44-го. А до того совсем молодой танкист, которому было в момент ранения всего-то двадцать два, успел поучаствовать в нескольких крупнейших, знаковых операциях войны: Сталинград, Курская дуга, форсирование Днепра - и наконец «Багратион».Может Шуйдин и не был гениальным танковым асом, вроде Лавриненко, но воевал так умело и даже талантливо, что был представлен к «Золотой Звезде» 

(почему ему так  и не дали звание Героя, а ограничились орденом «Красного Знамени» - мотивы такого решения генерала К.В. Скорнякова неизвестны по сей день).  А потом был тот самый бой. В госпиталь Шуйдин попал с очень серьёзными травмами -тяжелей всего дело обстояло со зрением, плохо работали руки (они сильно пострадали от ожогов, а ведь Михаил полз, опираясь на них несколько километров!), болела сожженная кожа. Титаническим усилием воли ему удалось заставить руки слушаться, позже вернулось и зрение, хотя проблемы с ним преследовали потом Шуйдина долгие годы. К счастью, о полной инвалидности (такой вариант не исключали врачи) речи уже не шло - равно как и было исключено возвращение в армию. Нужно было искать себя в мирной жизни.

А Михаил прекрасно знал, где и что ему следует искать - ещё до войны он собирался стать цирковым артистом. Конечно, многие мальчишки в те годы мечтали об этом, но Шуйдин не просто мечтал, а именно что строил серьёзные планы - и поступил в цирковое училище. Война отсрочила, но не перечеркнула его стремления; после Победы и демобилизации Михаил вернулся доучиваться в ГУЦИ. Но какую специальность выбрать, если покрытые ожогами руки до сих пор слушались через раз? Акробата? Невозможно. Жонглёра? Тем паче. Дрессировщика? Клоуна? Вот оно! Тем более, что Шуйдин, как говорится, «с темой юмора был знаком» и развлекал уморительными шутками еще однополчан-танкистов. Так он и поступил в студию главного советского клоуна тех лет, Карандаша; там же Михаил познакомился с великим Никулинм, с которым и проработал в дуэте больше тридцати лет - буквально до последних дней жизни. В этой паре Юрий Никулин был больше известен и обласкан публикой. Большой дружбы между ними не сложилось - очень уж разные они были люди. Но сам Никулин много раз говорил, что не добился бы такого успеха, если бы не работал бок о бок с маленьким, как большинство танкистов, веселым человеком, у которого под густым слоем грима все еще виднелись ожоги, героем войны и героем большой эстрады - Михаилом Шуйдиным. По воспоминаниям коллег, оба артиста отличались простотой в общении за кулисами, не зазнавались, были добропорядочными.

Памятник одному из номеров дуэта:

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.

 

Изяслав Немчинский

(1904 - 1951)

Немчинские воздушные гимнасты, Изяслав Борисович Немчинский воздушный гимнаст , режиссер. Выступления в цирках начал в чемпионатах французской классической борьбы под псевдонимом «Жорж Карпи, чемпион Греции».

В 1924-29 исполнял с партнером номер «Гимнаст в рамке Матлос» (снялся в фильме «Два Бульди Два»).

В 1931 под псевдонимом Немар подготовил представление с тремя партнерами: О. Кохарь, Е. Зайцевой-Дрыгиной и раисой Немчинской (до замужества Ахаткина).

В 1934 совместно с Раисой впустил номер «Гимнасты под абажуром», построенный на сложных «обрывах» партнерши.

 

Изяслав Немчинский в номере

 

Дмитрий Косарев

Солдат мало чем отличался от своих попутчиков по вагону, разве что был вдвое старше многих из них: ведь еще в гражданскую он пошел добровольцем в Красную Армию.

Теперь, возвращаясь к мирной жизни с волнением думал о своей любимой и необычной профессии - солдат этот был артистом цирка. Был им с десяти лет и жизни вне арены не мыслил.

Возвращался с войны солдат. За четыре долгих года он познал горечь поражений, терял друзей, замертво проваливался в сон, не успев порадоваться освобождению еще одного населенного пункта. Победителем входил в чужие земли, освобождал Варшаву, брал Берлин.

С 1926 года Дмитрий Пахомович получил возможность работать на настоящей арене. Снова родная артистическая среда, волнения перед пред очередным номером. Мастерство артиста растет; каскад его смелых, дерзостных прыжков на лошади вызывает восторг публики всюду, где Косарев выступает.

Грянул грозный сорок первый год. Патриот-воин вновь на передовой. Косарев побывал на многих фронтах, испытав все тяготы ратного пути. Четыре боевые медали и орден «Красной звезды» украшают грудь солдата. После отечественной войны

начинается, быть может, самая примечательная полоса в работе Дмитрия Пахомовича. Заново входить в цирковую жизнь было нелегко. Далеко не юный возраст артиста вызвал известную настороженность: многим казалось. что сальто-мортале на лошади Косареву уже не по силам.

Преодолевая одну трудность за другой, артист стремился доказать, что возраст - не препятствие, если исполняется даже такой сложный, требующий большой силы и ловкости номер, как сальто-мортале на лошади.

 

Дмитрий Косарев в номере.

 

Иван Шепетков

Сколько униформистов стали цирковыми артистами - не счесть! Среди них Иван Шепетков.

С 15 лет он каждый вечер на манеже: расстилает ковер,

взрыхляет опилки, подает реквизит. Это то, что зритель видит. А то, что не видит, - то за форгангом,  - тоже не мало работы с утра до позднего вечера. Но вот однажды  на репетиции гимнастов Шепетков сделал кульбит, потом сальто и сложный пируэт.

- Неплохо,Ваня! А ну, повтори! - приказал режиссер. Шепетков только этого и ждал.

 

...И вот он сменил униформу на гимнастическое трико. Репетиции вместе с братом Семеном, потом с партнерами З. Каюмовым и Л. Усатовым.

Через месяц началась Великая Отечественная... В суровую зиму сорок первого мы узнали, что Иван Алексеевич Шепетков совершил свой бессмертный подвиг у разъезда Дубосеково под Москвой, в числе двадцати восьми гвардейцев-панфиловцев.

 

kinofan.ucoz.club © 2018