«ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЭЛЕГИЯ»
В 50-е годы на советском экране появилась целая серия фильмов о жизни ученых. Чаще всего это были скучные киноповести. Илья АВЕРБАХ нарушил эту традицию, сняв пронзительную и глубокую историю о потомственном русском интеллигенте.
Титры: «МОНОЛОГ» «Ленфильм», 1973 год. Режиссер: Илья Авербах. Сценарист: Евгений Габрилович. Оператор: Дмитрий Месхиев (II). Композитор: Олег Каравайчук. В ролях: Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Марина Неёлова, Станислав Любшин, Евгения Ханаева, Леонид Галлис, |
|
Леонид Неведомский, Валерий Матвеев, Эрнст Романов, Лена Захарова. |
Сценарий написал знаменитый драматург Евгений ГАБРИЛОВИЧ («Два бойца», «Начало»). Он признавался, что «Монолог» - очень личная, выстраданная история, «это киноповесть о мыслях старого человека, обо всем, что он видел, заметил, о чем подумал и поговорил. О том многоопытном и наивном, с чем пришел к старости». Постановку фильма Габрилович доверил своему ученику на Высших курсах сценаристов и режиссеров Авербаху.
Сначала на роль профессора Сретенского претендовал ленинградский актер Бруно ФРЕЙНДЛИХ, что было вполне логично, но сыграл его Михаил ГЛУЗСКИЙ. На студии все были поражены, когда Авербах неожиданно выбрал на такую роль этого записного шпиона и злодея советского кино.
А сам Глузский, прежде чем согласиться, десять раз перепроверил, не будет ли со стороны Бруно Артуровича обид. В результате «Монолог» стал настоящим бенефисом Глузского: «Сретенский - единственная моя главная роль, и самая сложная. Передо мной стояла непростая задача - сыграть старого русского интеллигента... Он поселил во мне почтение ко всему, что связано с памятью предков».
В фильме есть еще один главный герой - Ленинград (выдающаяся операторская работа Дмитрия МЕСХИЕВА). Старинную квартиру ленинградского ученого, где жили еще его родители, возвели на «Ленфильме». Художник фильма Марина АЗИЗЯН вспоминает: «Хотелось воссоздать родовое гнездо... Случайно узнали, что есть ученый, коллекционирующий солдатиков. Он принес их на студию, и Дима Месхиев снимал коллекцию какой-то специальной оптикой».
А вот балкон квартиры Стретенского настоящий - это балкон знаменитого дома Яковлевых в Волховском переулке Васильевского острова, откуда открывается великолепная панорама.
Мировая премьера фильма состоялась 23 мая 1973 года на Каннском международном кинофестивале. «Монолог» был замечен, оценен, собрал превосходную прессу. Правда, у нас нашлись и те, кто обвинил фильм в «западничестве». Так, парторг посольства СССР во Франции возмущался: «Монолог» - это типичное кино буржуазных стран!»
А СЛЁЗЫ КАПАЛИ…
Роль Нины, внучки Сретенского, раскрыла талант Марины НЕЁЛОВОЙ. Особенно удалась сцена, когда Нина в истерике выгоняет обожаемого деда из дома. «Я зарыдала, как безумная. Режиссер даже испугался: «Пока не надо, сейчас репетиция». Но я рыдала, даже когда объявили перерыв на обед», - вспоминает актриса. - Через три месяца выяснилось, что плёнка забракована.
Кроме того, уже была разрушена квартира Сретенского... «Пришли в студию, а в павильоне уже другая декорация - сказка снимается: мухоморы, избушка на курьих ножках, а посреди всего этого - я в слезах. Поставили диван - и снова снимать. У меня опять лицо опухло. После критики говорили: «Грим у героини потрясающий: нос красный, лицо в пятнах», - вспоминает Неёлова.
ЗЕРКАЛО «МОНОЛОГА»
Маргарита ТЕРЕХОВА предстала в образе очаровательной и беспутной Таси, дочери профессора. По сценарию ее героиня была «существом примитивным и одноклеточным», красивой хищницей, но Тереховой удалось создать многоплановый образ: «Я почти наверняка знаю, что Тарковский, по всему свету разыскивавший актрису для «Зеркала», пригласил меня на роль матери после того, как посмотрел «Монолог».
БЛЕСТЯЩИЙ ДЕБЮТ
Роль экономки Эльзы Ивановны - поздний, но блестящий дебют в кино театральной актрисы Евгении ХАНАЕВОЙ. Авербах снимал кино «по-театральному» - с репетициями, но ей все равно многое казалось трудным и непонятным. Выручил Глузский, который посоветовал: «Женечка, представь, что ты давно и тайно в меня влюблена и мечтаешь уйти на край света, потому что я твоих чувств не замечаю».
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
Вся страна полюбила Михаила Глузского после небольшой роли администратора гостиницы в комедии Леонида ГАЙДАЯ «Кавказская пленница». А всего Михаил Андреевич снялся более чем в ста фильмах. Счастливо сложилась и личная жизнь актера. Его жена Екатерина Перегудова была театроведом. Супруги прожили почти 50 лет в любви и согласии, вырастили двоих детей - сына Андрея и дочь Марию.
В последний раз актер вышел на сцену незадолго до смерти в роли Сорина в «Чайке». Режиссер спектакля Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ вспоминает: «У него температура под сорок, а он уговорил сына Андрея привезти его в театр из больницы. Глузский уже не мог ходить. Мы почти внесли его на сцену, и весь спектакль он играл в инвалидной коляске. И самое удивительное: когда начались поклоны - единственное место в спектакле, где он вставал, - он встал!» На следующий день Глузскому ампутировали ногу, после чего отказали легкие и Михаил Андреевич был подключен к аппарату искусственного дыхания. Долгое время он находился между жизнью и смертью. В конце мая, казалось бы, пошел на поправку, но не выдержало сердце, и 15 июня 2001 года актер скончался.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. За кадром в исполнении Аллы ПУГАЧЕВОЙ звучит песня на португальском языке, записанная специально для фильма в период работы певицы в эстрадном оркестре Олега ЛУНДСТРЕМА. 2. Эпизод знакомства Сретенского и Котикова (Станислав ЛЮБШИН) был взят Евгением Габриловичем из собственной жизни. Однажды к драматургу пришел студент Высших курсов сценаристов и режиссеров Глеб ПАНФИЛОВ и заявил о желании снять по ранней повести Габриловича «Случай на фронте» свою дипломную работу. Впоследствии его фильм «В огне брода нет» с триумфом обошел экраны мира. 3. Илья Авербах снял всего 9 фильмов, но все они вошли в золотой фонд кино: «Чужие письма», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева»... Жизнь режиссера оборвалась очень рано: его не стало в возрасте 52 лет. Алексей ГЕРМАН вспоминал: «Авербах умер больше не от болезни, а от творческого тупика. Рак, естественно, у него был. Но возник он от безысходности. У него ничего не получалось с «Белой гвардией» Булгакова. Он не знал, что делать с финалом. Ведь нужно было показать, как все счастливо закончилось, когда в Киев пришли большевики, - на этом настаивало начальство. Но Авербах врать не мог, а правду говорить не разрешали». 4. Разница в возрасте Маргариты Тереховой и Марины Неёловой, сыгравших в фильме мать и дочь, составляет всего пять лет. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!