1

«Монолог» (1972)

«ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЭЛЕГИЯ»

В 50-е годы на советском экране появилась целая серия фильмов о жизни ученых. Чаще всего это были скучные киноповести. Илья АВЕРБАХ нарушил эту традицию, сняв пронзительную и глубокую историю о потомственном русском интеллигенте.

  Титры:

«МОНОЛОГ»

«Ленфильм», 1973 год.

Режиссер:

Илья Авербах.

Сценарист:

Евгений Габрилович.

Оператор:

Дмитрий Месхиев (II).

Композитор:

Олег Каравайчук.

В ролях:

Михаил Глузский, 

Маргарита Терехова,

Марина Неёлова,

Станислав Любшин,

Евгения Ханаева,

Леонид Галлис,

 

Леонид Неведомский,

Валерий Матвеев,

Эрнст Романов,

Лена Захарова.

 

Сценарий написал знаменитый дра­матург Евгений ГАБРИЛОВИЧ («Два бойца», «Начало»). Он призна­вался, что «Монолог» - очень личная, выстраданная история, «это кинопо­весть о мыслях старого человека, обо всем, что он видел, заметил, о чем по­думал и поговорил. О том многоопытном и наивном, с чем пришел к старости». Постановку фильма Габрилович дове­рил своему ученику на Высших курсах сценаристов и режиссеров Авербаху.

Сначала на роль профессора Сре­тенского претендовал ленинградский актер Бруно ФРЕЙНДЛИХ, что было вполне логично, но сыграл его Михаил ГЛУЗСКИЙ. На студии все были пора­жены, когда Авербах неожиданно выбрал на такую роль этого записного шпиона и злодея советского кино.

А сам Глузский, прежде чем согласиться, де­сять раз перепроверил, не будет ли со стороны Бруно Артуровича обид. В ре­зультате «Монолог» стал настоящим бенефисом Глузского: «Сретенский - единственная моя главная роль, и са­мая сложная. Передо мной стояла не­простая задача - сыграть старого русского интеллигента... Он поселил во мне почтение ко всему, что связано с памятью предков».

В фильме есть еще один главный ге­рой - Ленинград (выдающаяся опера­торская работа Дмитрия МЕСХИЕВА). Старинную квартиру ленинградского ученого, где жили еще его родители, воз­вели на «Ленфильме». Художник филь­ма Марина АЗИЗЯН вспоминает: «Хо­телось воссоздать родовое гнездо... Случайно узнали, что есть ученый, кол­лекционирующий солдатиков. Он принес их на студию, и Дима Месхиев снимал коллекцию какой-то специальной опти­кой».

А вот балкон квартиры Стретенского настоящий - это балкон знаменитого дома Яковлевых в Волховском переулке Васильевского острова, откуда открыва­ется великолепная панорама.

Мировая премьера фильма состоя­лась 23 мая 1973 года на Каннском международном кинофестивале. «Мо­нолог» был замечен, оценен, собрал превосходную прессу. Правда, у нас на­шлись и те, кто обвинил фильм в «за­падничестве». Так, парторг посольства СССР во Франции возмущался: «Моно­лог» - это типичное кино буржуазных стран!»

А СЛЁЗЫ КАПАЛИ…

Роль Нины, внучки Сретенского, раскрыла талант Марины НЕЁЛОВОЙ. Особенно удалась сцена, когда Нина в истерике выгоняет обожаемого деда из дома. «Я зарыдала, как безумная. Режиссер даже испугал­ся: «Пока не надо, сейчас репетиция». Но я рыдала, даже когда объявили перерыв на обед», - вспомина­ет актриса. - Через три месяца выяснилось, что плён­ка забракована.

Кроме того, уже была разрушена квартира Сретенского... «Пришли в студию, а в пави­льоне уже другая декорация - сказка снимается: мухоморы, избушка на курьих ножках, а посреди всего этого - я в слезах. Поставили диван - и снова снимать. У меня опять лицо опухло. После критики говорили: «Грим у героини потрясающий: нос крас­ный, лицо в пятнах», - вспоминает Неёлова.

ЗЕРКАЛО «МОНОЛОГА»

Маргарита ТЕРЕХОВА предстала в образе очаро­вательной и беспутной Таси, дочери профессора. По сценарию ее героиня была «существом при­митивным и одноклеточным», красивой хищницей, но Тереховой удалось создать многоплановый об­раз: «Я почти наверняка знаю, что Тарковский, по всему свету разыскивавший актрису для «Зерка­ла», пригласил меня на роль матери после того, как посмотрел «Монолог».

БЛЕСТЯЩИЙ ДЕБЮТ

Роль экономки Эльзы Ивановны - поздний, но бле­стящий дебют в кино театральной актрисы Евгении ХАНАЕВОЙ. Авербах снимал кино «по-театральному» - с репетициями, но ей все равно многое казалось трудным и непонятным. Выручил Глузский, который посоветовал: «Женечка, представь, что ты давно и тайно в меня влюблена и мечтаешь уйти на край света, потому что я твоих чувств не замечаю».

ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ

Вся страна полюбила Михаила Глузского по­сле небольшой роли администратора гостиницы в комедии Леонида ГАЙДАЯ «Кавказская плен­ница». А всего Михаил Андреевич снялся более чем в ста фильмах. Счастливо сложилась и лич­ная жизнь актера. Его жена Екатерина Перегудова была театроведом. Супруги прожили почти 50 лет в любви и согласии, вырастили двоих детей - сына Андрея и дочь Марию.

В последний раз актер вышел на сцену неза­долго до смерти в роли Сорина в «Чайке». Режис­сер спектакля Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ вспомина­ет: «У него температура под сорок, а он уговорил сына Андрея привезти его в театр из больницы. Глузский уже не мог ходить. Мы почти внесли его на сцену, и весь спектакль он играл в инвалидной коляске. И самое удивительное: когда начались поклоны - единственное место в спектакле, где он вставал, - он встал!» На следующий день Глузскому ампутировали ногу, после чего отказа­ли легкие и Михаил Андреевич был подключен к аппарату искусственного дыхания. Долгое время он находился между жизнью и смертью. В конце мая, казалось бы, пошел на поправку, но не вы­держало сердце, и 15 июня 2001 года актер скончался.

 

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. За кадром в исполнении Аллы ПУГАЧЕВОЙ звучит песня на пор­тугальском языке, записанная специально для фильма в период работы певицы в эстрадном ор­кестре Олега ЛУНДСТРЕМА.

2. Эпизод знакомства Сретенского и Котикова (Станислав ЛЮБ­ШИН) был взят Евгением Габриловичем из собственной жизни. Однажды к драматургу пришел студент Высших курсов сцена­ристов и режиссеров Глеб ПАН­ФИЛОВ и заявил о желании снять по ранней повести Габриловича «Случай на фронте» свою дипломную работу. Впо­следствии его фильм «В огне брода нет» с триумфом обошел экраны мира.

3. Илья Авербах снял всего 9 фильмов, но все они вошли в золотой фонд кино: «Чужие пись­ма», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева»... Жизнь ре­жиссера оборвалась очень рано: его не стало в возрасте 52 лет. Алексей ГЕРМАН вспоминал: «Авербах умер больше не от бо­лезни, а от творческого тупика. Рак, естественно, у него был. Но возник он от безысходности. У него ничего не получалось с «Белой гвардией» Булгакова. Он не знал, что делать с финалом. Ведь нужно было показать, как все счастливо закончилось, ког­да в Киев пришли большевики, - на этом настаивало начальство. Но Авербах врать не мог, а прав­ду говорить не разрешали».

4. Разница в возрасте Маргариты Тереховой и Марины Неёловой, сыгравших в фильме мать и дочь, составляет всего пять лет.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz