1

Тихий Дон (1957)

«ПО ДОНУ ГУЛЯЕТ КАЗАК МОЛОДОЙ…»

Литературное произведение трудно перенести на экран, однако Сергею ГЕРАСИМОВУ это удалось. Может быть, потому что Михаил ШОЛОХОВ контролировал каждый шаг режиссера?

  Титры:

«ТИХИЙ ДОН»

Киностудия им.

М. Горького, 1957 год.

По одноименному роману

Михаила Шолохова.

Режиссер и автор сценария:

Сергей Герасимов.

Оператор:

Владимир Рапопорт.

В ролях:

Петр Глебов,

Элина Быстрицкая,

Зинаида Кириенко,

Людмила Хитяева,

Даниил Ильченко,

Анастасия Филиппова,

Борис Новиков,

Игорь Дмитриев,

Наталья Архангельская,

Александр Благовестов,

Михаил Глузский,

Николай Смирнов,

Геннадий Карякин и другие.

 

ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО...

Киноверсию «Тихого Дона» Герасимов намеревался создать еще в 1939 году, но когда обратился с заявкой, неожи­данно получил отказ. В тот момент отношения между Сталиным и Шолоховым обострились и об экрани­зации романа опального писателя не могло быть и речи. Лишь после смерти вождя Герасимов смог приступить к работе. Ре­жиссер очень тщательно подбирал актерский со­став даже на роли второго плана - пробы продолжа­лись полгода!

Петр ГЛЕБОВ стал Григорием Мелеховым случайно. Сорокалетний актер понимал, что пре­тендовать на роль моло­дого казака не может, поэтому попросил приятеля Александра ШВОРИНА, пробовавшегося на роль Мелехова, пристроить его в массовку. Но режиссер разглядел в красавце актере главного ге­роя. Для Глебова день, когда его утвердили на роль, стал двойным праздником - у него родилась дочка Елена, которую прозвали Аленка-Тиходонка. Спустя годы в Новочер­касске Петра Петровича принимали в каза­ки и вручили бурку папаху и шашку.

Элина БЫСТРИЦКАЯ, со студенческих лет мечтавшая сыграть Аксинью, решилась позвонить Герасимову «Допусти­те к пробам!» - и тот ответил: «Приезжайте, у меня тут уже один Григорий сидит». Но утвердили актрису только через несколько месяцев. Все решил голос Шолохова. Уви­дев ее, писатель вос­кликнул: «Так вот же Аксинья!»

Для роли статной казачки Быстрицкой пришлось поправиться на пятнадцать кило­граммов! А чтобы руки не выдавали в ней холе­ную столичную актрису, Герасимов посоветовал заняться хозяйством: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите дома порядок. У себя все сделаете - помо­гите соседям...» Вжиться в образ Быстриц­кой помогла старая казачка Уля. Носить ведра на коромысле - целая наука. «А ты помогай бедрами, - советовала Уля. — Понимаешь, воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке понравилось...»

Труднее всего давались любовные сце­ны. «Страстные поцелуи» снимали со спи­ны. Во время постельной сцены Быстрицкая лежала под одеялом в одежде да еще про­сила, чтобы между ней и партнером проло­жили скатанное одеяло.

«НЕ ВОЛНУЙСЯ, УТОПИМ КАК СЛЕДУЕТ!»

Роль верной и любящей Натальи была предназначена Зинаиде КИРИЕНКО судь­бой. Одно из самых забавных воспомина­ний о «Тихом Доне» связано со сценой, в которой Наталья проклинает Григория. Накануне съемок тетя актрисы решила покрасить волосы, и Зинаида за компа­нию тоже осветлилась. Режиссер, увидев ее, закричал: «Это что за безобразие?! Никакая ты не Наталья! Не будешь играть!» Кириенко разревелась. Герасимов испугался и принялся гладить ее по голове, как ребенка: «Успокойся, будешь ты играть свою Наталью. Но голову в порядок при­веди».

На роль Дарьи уже была утверждена актриса, когда Герасимов встретил на сту­дии Людмилу ХИТЯЕВУ в костюме и гриме Екатерины Ворониной из одноимен­ного фильма. Людмиле никак не удавалась сцена, в которой она оплакивает убитого мужа. На помощь ре­жиссер призвал мест­ную казачку. Женщина отвела актрису в соседний хутор на похороны, и та вместе со старушками-плакальщицами проголосила весь вечер. На съемках так вошла в роль, что «покойник» от удивления открыл глаза!

Самым сильным потрясением для актри­сы стала сцена самоубийства. Выросшая на Волге Хитяева в детстве трижды тонула, поэтому панически боя­лась воды. Когда рас­сказала Герасимову о своих страхах, он успо­коил: «Не волнуйся, утопим как следует!» Ее «топили» трина­дцать раз, пока не до­бились максимально­го правдоподобия.

ОДНОЙ СЕМЬЕЙ

Фильм снимали почти два года. Несколько меся­цев киногруппа жила на Дону, неподалеку от горо­да Каменска-Шахтинского. На хуторе Диченском декораторы «построи­ли» казачьи курени, церковь и вокзальную площадь Новочеркас­ска. В трех километрах от Диченского возвели усадьбу Листницких.

Сейчас казачьим одеянием никого не удивишь. А тогда брюки с лампасами, ру­башки, кушаки, фуражки, картузы храни­лись в сундуках. Станичники не спешили делиться с киношниками своим добром, пока не увидели, что актеры работают на износ. Для эпизода, когда Григорий при­езжает домой на похороны Натальи, со­брали массовку из местных жителей. Они сначала шептались, потом заговорили не­громко и наконец загомонили. Так был достигнут эффект подлинности. На озву­чание этой сцены Герасимов вызвал хуто­рян в Москву.

Памятник Гришке Мелехову и Аксинье в Ростове-на-Дону.

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Фильм Сергея Герасимова вторая экранизация романа. В 1931 году Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ и Иван ПРАВОВ сняли немую черно-белую картину, главные роли в которой исполнили Андрей АБРИКСОВ и Эмма ЦЕСАРСКАЯ, Телевизионную версию Серг БОНДАРЧУКА зрители увидели лишь в 2006 году уже после смерти режиссера. Григория и Аксинью сыграли англичане Руперт ЭВЕРЕТТ и француженка Дельфин ФОРРЕСТ.

2. Герасимов хотел, чтобы Акси­нью сыграла выпускница его курса Нонна МОРДЮКОВА. Но против ее кандидатуры высту­пили Шолохов и супруга режис­сера Тамара МАКАРОВА.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz