http://kinofan.ucoz.club/favicon-42-.ico КиноАрхив - Тихий Дон (1957)
Воскресенье, 25.02.2018, 20:32
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Тихий Дон (1957)

«ПО ДОНУ ГУЛЯЕТ КАЗАК МОЛОДОЙ…»

Литературное произведение трудно перенести на экран, однако Сергею ГЕРАСИМОВУ это удалось. Может быть, потому что Михаил ШОЛОХОВ контролировал каждый шаг режиссера?

  Титры:

«ТИХИЙ ДОН»

Киностудия им. М. Горького, 1957 год.

По одноименному роману

Михаила Шолохова.

Режиссер и автор сценария:

Сергей Герасимов.

Оператор:

Владимир Рапопорт.

В ролях:

Петр Глебов,

Элина Быстрицкая,

Зинаида Кириенко,

Людмила Хитяева,

Даниил Ильченко,

Анастасия Филиппова,

Борис Новиков,

Игорь Дмитриев,

Наталья Архангельская,

Александр Благовестов,

Михаил Глузский,

Николай Смирнов,

Геннадий Карякин и другие.

Любо, братцы, любо...

Киноверсию «Тихого Дона» Герасимов намеревался создать еще в 1939 году, но когда обратился с заявкой, неожи­данно получил отказ. В тот момент отношения между Сталиным и Шолоховым обострились и об экрани­зации романа опального писателя не могло быть и речи. Лишь после смерти вождя Герасимов смог приступить к работе. Ре­жиссер очень тщательно подбирал актерский со­став даже на роли второго плана - пробы продолжа­лись полгода!

Петр ГЛЕБОВ стал Григорием Мелеховым случайно. Сорокалетний актер понимал, что пре­тендовать на роль моло­дого казака не может, поэтому попросил приятеля Александра ШВОРИНА, пробовавшегося на роль Мелехова, пристроить его в массовку. Но режиссер разглядел в красавце актере главного ге­роя. Для Глебова день, когда его утвердили на роль, стал двойным праздником - у него родилась дочка Елена, которую прозвали Аленка-Тиходонка. Спустя годы в Новочер­касске Петра Петровича принимали в каза­ки и вручили бурку папаху и шашку.

Элина БЫСТРИЦКАЯ, со студенческих лет мечтавшая сыграть Аксинью, решилась позвонить Герасимову «Допусти­те к пробам!» - и тот ответил: «Приезжайте, у меня тут уже один Григорий сидит». Но утвердили актрису только через несколько месяцев. Все решил голос Шолохова. Уви­дев ее, писатель вос­кликнул: «Так вот же Аксинья!»

Для роли статной казачки Быстрицкой пришлось поправиться на пятнадцать кило­граммов! А чтобы руки не выдавали в ней холе­ную столичную актрису, Герасимов посоветовал заняться хозяйством: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите дома порядок. У себя все сделаете - помо­гите соседям...» Вжиться в образ Быстриц­кой помогла старая казачка Уля. Носить ведра на коромысле - целая наука. «А ты помогай бедрами, - советовала Уля. — Понимаешь, воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке понравилось...»

Труднее всего давались любовные сце­ны. «Страстные поцелуи» снимали со спи­ны. Во время постельной сцены Быстрицкая лежала под одеялом в одежде да еще про­сила, чтобы между ней и партнером проло­жили скатанное одеяло.

«Не волнуйся, утопим как следует!»

Роль верной и любящей Натальи была предназначена Зинаиде КИРИЕНКО судь­бой. Одно из самых забавных воспомина­ний о «Тихом Доне» связано со сценой, в которой Наталья проклинает Григория. Накануне съемок тетя актрисы решила покрасить волосы, и Зинаида за компа­нию тоже осветлилась. Режиссер, увидев ее, закричал: «Это что за безобразие?! Никакая ты не Наталья! Не будешь играть!» Кириенко разревелась. Герасимов испугался и принялся гладить ее по голове, как ребенка: «Успокойся, будешь ты играть свою Наталью. Но голову в порядок при­веди».

На роль Дарьи уже была утверждена актриса, когда Герасимов встретил на сту­дии Людмилу ХИТЯЕВУ в костюме и гриме Екатерины Ворониной из одноимен­ного фильма. Людмиле никак не удавалась сцена, в которой она оплакивает убитого мужа. На помощь ре­жиссер призвал мест­ную казачку. Женщина отвела актрису в соседний хутор на похороны, и та вместе со старушками-плакальщицами проголосила весь вечер. На съемках так вошла в роль, что «покойник» от удивления открыл глаза!

Самым сильным потрясением для актри­сы стала сцена самоубийства. Выросшая на Волге Хитяева в детстве трижды тонула, поэтому панически боя­лась воды. Когда рас­сказала Герасимову о своих страхах, он успо­коил: «Не волнуйся, утопим как следует!» Ее «топили» трина­дцать раз, пока не до­бились максимально­го правдоподобия.

Одной семьей

Фильм снимали почти два года. Несколько меся­цев киногруппа жила на Дону, неподалеку от горо­да Каменска-Шахтинского. На хуторе Диченском декораторы «построи­ли» казачьи курени, церковь и вокзальную площадь Новочеркас­ска. В трех километрах от Диченского возвели усадьбу Листницких.

Сейчас казачьим одеянием никого не удивишь. А тогда брюки с лампасами, ру­башки, кушаки, фуражки, картузы храни­лись в сундуках. Станичники не спешили делиться с киношниками своим добром, пока не увидели, что актеры работают на износ. Для эпизода, когда Григорий при­езжает домой на похороны Натальи, со­брали массовку из местных жителей. Они сначала шептались, потом заговорили не­громко и наконец загомонили. Так был достигнут эффект подлинности. На озву­чание этой сцены Герасимов вызвал хуто­рян в Москву.

Елена Чайкина

Памятник Гришке Мелехову и Аксинье в Ростове-на-Дону

  Интересные факты:

1. Фильм Сергея Герасимова вторая экранизация романа. В 1931 году Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ и Иван ПРАВОВ сняли немую черно-белую картину, главные роли в которой исполнили Андрей АБРИКСОВ и Эмма ЦЕСАРСКАЯ, Телевизионную версию Серг БОНДАРЧУКА зрители увидели лишь в 2006 году уже после смерти режиссера. Григория и Аксинью сыграли англичане Руперт ЭВЕРЕТТ и француженка Дельфин ФОРРЕСТ.

2. Герасимов хотел, чтобы Акси­нью сыграла выпускница его курса Нонна МОРДЮКОВА. Но против ее кандидатуры высту­пили Шолохов и супруга режис­сера Тамара МАКАРОВА.