«Офицеры» (1971)

«ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ…»

При всем уважении к профессии героев фильма «Офицеры» мы полюбили их не за ратные подвиги, а за порядочность и человечность.

  Титры:

«ОФИЦЕРЫ»,

Киностудия им. М. Горького,
1971 год.

Режиссер постановщик:

Владимир Роговой.

Авторы сценария:

Борис Васильев,

Кирилл Раппопорт.

Оператор – постановщик:

Михаил Кириллов.

В ролях:

Георгий Юматов,

Апина Покровская,

Василий Лановой,

Андрей Анисимов,

Наталья Рычагова,

Владимир Дружников,

Александр Воеводин,

Евгений Весник.

 

 

Служили два романтика

Режиссер - бывший фронтовик Влади­мир РОГОВОЙ имел репутацию талантливого художника и был не понаслышке знаком с армейскими буднями. Его кинокомедия «Годен к нестроевой» (1968) по­лучила приз на фестивале в Минске и пользовалась успехам у публики.

На роль Алексея Трофимова пробовались 42 актера. Ивана Варравы - около полусотни. Обойдя в конкурсе Станислава ЛЮБШИНА, Евгения ЖАРИКОВА, Николая РЫБНИКОВА, Михаила НОЖ­КИНА, Юрия СОЛОМИНА, Георгия БУРКОВА, Анатолия РОМАШИНА и многих, многих других, право стать главным ге­роем завоевал Георгий ЮМАТОВ. По свидетельству коллег актера, на съемочной площадке он был «органичен, как кошка», что с лихвой компенсировало и сложный характер Георгия Александровича, и его вредные привычки, отсутствие актерского образования.

 

Режиссера не испугал даже возраст Юматова. Чтобы превратить сорокачетырехлетнего мужчину в молодого человека, гримеры замазывали ему лицо яичным белком, заплетали во­лосы в косички и стягивали их в узел но затылке, осуществляя таким образом «лифтинг лица».

С Вараввой дело сказалось еще слож­нее. Не роль претендовали такие знаме­нитые актеры, как Олег ЕФРЕМОВ, Александр ЛАЗАРЕВ, Евгений КИНДИНОВ, Александр БЕЛЯВСКИЙ и даже Валентин ГАФТ. Но никто из них, по мнению авто­ров картины не попадал о образ бесшабашного романтика. Актриса Елена ДОБ­РОНРАВОВА, которую еще в начале подготовительною периода утвердили не роль Любы, предложила посмотреть своего коллегу по Театру имени Вахтан­гова - Василия ЛАНОВОГО.

Актер не горел желанием сниматься в этой кар­тине, но после месяца уговоров сдался. «Я не мог понять своего героя, - объяснял свою нерешительность Лановой. - Он отважный, красивый и всю жизнь безнадежно влюбленный в одну женщи­ну - жену своего друга. Но мне со всех сторон твердили: «Варавва романтик, играй романтика!» И я согласился...» На съемки Лановой ездил но собственной машине, предварительно наложив грим и облачившись в китель. Милиционеры не решались и «дырявить талон» авторитетному автомобилисту - седо­власому генерал-полковнику.

Мечта офицера

После съемок первых же эпизодов выяснилось, что образ Любы режиссер и актриса видят по-разному. Добронра­вова считала, что жена офицера Тро­фимова должна ответить взаимностью другу семьи Варвве. Роговой же был категорически против. Строптивую акт­рису заменила Алина ПОКРОВСКАЯ. Она буквально разрывалась между съемочной площадкой и Театром Советской армии. А в феврале киногруппа отправилась в экспедицию...

 

 

«Я приез­жала в Туркмению на два-три дня, - вспоминала Покровская. - Садилась после спектакля в самолет и мгновенно засыпала. Когда же открывала глаза, то вместо суровой зимы видала уже рай­ское лето».

Покровская, Юматов и Лановой не расставались - вместе работали и от­дыхали. Юматов вздыхал по «своей» Любе, заставив свою настоящую же­ну Музу КРЕПКОГОРСКУЮ - немало помучиться. «То, что Жора был ко мне не­равнодушен, - призналась впоследствии Алина, - было видно невооружен­ным глазом. Но я делала вид, что ничего не происходит».

А однажды во время съемки погони басмачей «офицеры» на самом деле спасли своей даме сердца жизнь. Конь Покровской (снималась актриса без дублеров, специально для этой роли освоив премудрости верховой езды) вдруг понес и едва не сорвался вместе с наездницей в глубокий ров. По­няв опасность первым, Юматов, не раздумывая бросился на помощь. Следом - Лановой. Актеры с большим трудом остановили обезумевшего коня.

И это не единственная экстремальная ситуация. Едва не погиб оператор филь­ма Михаил Кириллов: ремни, на которых он был подвешен под вагоном, во время движения поезда неожиданно ослабли. К счастью, состав успели остановить.

Могла печально закончиться и съемка эпизода смерти басмача-предателя, ко­торого играл один ашхабадский художник. «Он панически боялся высоты, - рассказывал второй режиссер фильма Влади­мир Златоустовский, - а ему по роли нужно было упасть со скалы. Мы с ним были примерно одного роста, вот я и решил сняться в этом эпизоде вместо него. Туркмены внизу натянули брезент, я повернулся спиной к обрыву, сделал шаг и… промахнутся! Рухнул башкой прямо на руки рабочих, а они испугались и бросили меня вместе с брезентом. Очнулся – врачи, «скорая», сотрясение мозга».

 

Великая сила искусства

Для сцен в вагоне передвижного госпиталя нужно было найти годовалого ма­лыша - внука Трофимовых, но никто не соглашался отдать свою кроху в руки киношников. Тогда решили обратиться в дом малютки. Для одиннадцати месячного Володи СЕЛИВАНОВА роль в «Офице­рах» стала судьбоносной: молодая мама, узнав о «кинокарьере» своего мальчика, одумалась и вскоре его забрала.

 

 

Памятник героям фильма «Офицеры», город Москва. Установлен

на Фрунзенской набережной рядом со зданием Минобороны России.

 

  Интересный факт:

Фильм получился таким искренним еще и потому, что его авторами были четверо фронтовиков: сцена­ристы Борис Васильев и Кирилл Рапоппорт (служили в танковых войсках), режиссер Владимир Ро­говой - бывший пехотинец, а Геор­гий Юматов был юнгой. След от ра­нения, который жена видит на спине Алеши, - настоящий: во время Ве­ликой Отечественной войны Юма­тов был ранен.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!


kinofan.ucoz.club © 2018