«ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ…»
При всем уважении к профессии героев фильма «Офицеры» мы полюбили их не за ратные подвиги, а за порядочность и человечность.
Титры: «ОФИЦЕРЫ», Киностудия им. М. Горького, 1971 год. Режиссер постановщик: Владимир Роговой. Авторы сценария: Борис Васильев, Кирилл Раппопорт. Оператор – постановщик: Михаил Кириллов. В ролях: Георгий Юматов, Апина Покровская, Василий Лановой, Андрей Анисимов, Наталья Рычагова, |
|
Владимир Дружников, Александр Воеводин, Евгений Весник. |
СЛУЖИЛИ ДВА РОМАНТИКА
Режиссер - бывший фронтовик Владимир РОГОВОЙ имел репутацию талантливого художника и был не понаслышке знаком с армейскими буднями. Его кинокомедия «Годен к нестроевой» (1968) получила приз на фестивале в Минске и пользовалась успехам у публики.
На роль Алексея Трофимова пробовались 42 актера. Ивана Варравы - около полусотни. Обойдя в конкурсе Станислава ЛЮБШИНА, Евгения ЖАРИКОВА, Николая РЫБНИКОВА, Михаила НОЖКИНА, Юрия СОЛОМИНА, Георгия БУРКОВА, Анатолия РОМАШИНА и многих, многих других, право стать главным героем завоевал Георгий ЮМАТОВ. По свидетельству коллег актера, на съемочной площадке он был «органичен, как кошка», что с лихвой компенсировало и сложный характер Георгия Александровича, и его вредные привычки, отсутствие актерского образования.
Режиссера не испугал даже возраст Юматова. Чтобы превратить сорокачетырехлетнего мужчину в молодого человека, гримеры замазывали ему лицо яичным белком, заплетали волосы в косички и стягивали их в узел но затылке, осуществляя таким образом «лифтинг лица».
С Вараввой дело сказалось еще сложнее. Не роль претендовали такие знаменитые актеры, как Олег ЕФРЕМОВ, Александр ЛАЗАРЕВ, Евгений КИНДИНОВ, Александр БЕЛЯВСКИЙ и даже Валентин ГАФТ. Но никто из них, по мнению авторов картины не попадал о образ бесшабашного романтика. Актриса Елена ДОБРОНРАВОВА, которую еще в начале подготовительною периода утвердили не роль Любы, предложила посмотреть своего коллегу по Театру имени Вахтангова - Василия ЛАНОВОГО.
Актер не горел желанием сниматься в этой картине, но после месяца уговоров сдался. «Я не мог понять своего героя, - объяснял свою нерешительность Лановой. - Он отважный, красивый и всю жизнь безнадежно влюбленный в одну женщину - жену своего друга. Но мне со всех сторон твердили: «Варавва романтик, играй романтика!» И я согласился...» На съемки Лановой ездил но собственной машине, предварительно наложив грим и облачившись в китель. Милиционеры не решались и «дырявить талон» авторитетному автомобилисту - седовласому генерал-полковнику.
МЕЧТА ОФИЦЕРА
После съемок первых же эпизодов выяснилось, что образ Любы режиссер и актриса видят по-разному. Добронравова считала, что жена офицера Трофимова должна ответить взаимностью другу семьи Варвве. Роговой же был категорически против. Строптивую актрису заменила Алина ПОКРОВСКАЯ. Она буквально разрывалась между съемочной площадкой и Театром Советской армии. А в феврале киногруппа отправилась в экспедицию...
«Я приезжала в Туркмению на два-три дня, - вспоминала Покровская. - Садилась после спектакля в самолет и мгновенно засыпала. Когда же открывала глаза, то вместо суровой зимы видала уже райское лето».
Покровская, Юматов и Лановой не расставались - вместе работали и отдыхали. Юматов вздыхал по «своей» Любе, заставив свою настоящую жену Музу КРЕПКОГОРСКУЮ - немало помучиться. «То, что Жора был ко мне неравнодушен, - призналась впоследствии Алина, - было видно невооруженным глазом. Но я делала вид, что ничего не происходит».
А однажды во время съемки погони басмачей «офицеры» на самом деле спасли своей даме сердца жизнь. Конь Покровской (снималась актриса без дублеров, специально для этой роли освоив премудрости верховой езды) вдруг понес и едва не сорвался вместе с наездницей в глубокий ров. Поняв опасность первым, Юматов, не раздумывая бросился на помощь. Следом - Лановой. Актеры с большим трудом остановили обезумевшего коня.
И это не единственная экстремальная ситуация. Едва не погиб оператор фильма Михаил Кириллов: ремни, на которых он был подвешен под вагоном, во время движения поезда неожиданно ослабли. К счастью, состав успели остановить.
Могла печально закончиться и съемка эпизода смерти басмача-предателя, которого играл один ашхабадский художник. «Он панически боялся высоты, - рассказывал второй режиссер фильма Владимир Златоустовский, - а ему по роли нужно было упасть со скалы. Мы с ним были примерно одного роста, вот я и решил сняться в этом эпизоде вместо него. Туркмены внизу натянули брезент, я повернулся спиной к обрыву, сделал шаг и… промахнутся! Рухнул башкой прямо на руки рабочих, а они испугались и бросили меня вместе с брезентом. Очнулся – врачи, «скорая», сотрясение мозга».
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА
Для сцен в вагоне передвижного госпиталя нужно было найти годовалого малыша - внука Трофимовых, но никто не соглашался отдать свою кроху в руки киношников. Тогда решили обратиться в дом малютки. Для одиннадцати месячного Володи СЕЛИВАНОВА роль в «Офицерах» стала судьбоносной: молодая мама, узнав о «кинокарьере» своего мальчика, одумалась и вскоре его забрала.
Памятник героям фильма «Офицеры», город Москва. Установлен
на Фрунзенской набережной рядом со зданием Минобороны России.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:Фильм получился таким искренним еще и потому, что его авторами были четверо фронтовиков: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапоппорт (служили в танковых войсках), режиссер Владимир Роговой - бывший пехотинец, а Георгий Юматов был юнгой. След от ранения, который жена видит на спине Алеши, - настоящий: во время Великой Отечественной войны Юматов был ранен. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!