«РОЛЬ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»
В биографии Олега ДАЛЯ не было случайных ролей - все они были им выстраданы. И Зилов в картине «Отпуск в сентябре» не стал исключением.
Титры: «ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ» «Ленфильм», 1979 год. Автор сценария и режиссер: Виталий Мельников. В ролях: Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Геннадий Богачев, Николай Бурляев, Евгений Леонов. |
|
В ПОДПОЛЬЕ
Александр Вампилов не входил в список запрещенных авторов, но все пьесы молодого иркутского драматурга пробивались к зрителю с трудом. Причина тому — отсутствие, по мнению советских критиков, «четко выраженного нравственного абсолюта». Его героев действительно трудно было отнести к хорошим или плохим столько в них всего намешано!
В основе «Утиной охоты» - история о том, как приятели, решив подшутить над Виктором Зиловым, присылают ему похоронный венок и телеграммы-соболезнования. Нелепый розыгрыш заставляет героя всерьез задуматься о своей жизни. Сильная, искренняя пьеса! Однако поставить спектакль удалось только через десять лет после публикации. А вскоре Виталий МЕЛЬНИКОВ приступил к работе над телефильмом. (Надо сказать, что у режиссера уже был опыт экранизации произведений драматурга: а 1975 году он снял по пьесе Вампилова фильм «Старший сын».)
Коллеги и Виталия Вячеславовича не понимали, как ему удалось получить разрешение на съемки «упаднической» «охоты». «Приходилось хитрить. Я лавировал в чиновничьих лабиринтах Гостелерадио и Госкино, понимая, что занимаемся мы делом немного подпольным. Поэтому «Отпуск в сентябре» сняли очень быстро. Работали самоотверженно, с азартом», - раскрывал режиссер свой секрет.
ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
Олег Даль услышал чтение «Утиной ОХОТЫ» в компании друзей и буквально заболел ролью Зилова. В ожидании своей роли Даль отказался сниматься у РЯЗАНОВА в «Иронии судьбы...», не причал предложений Динары АСАНОВОЙ, Александра МИТТЫ, Михаила КОЗАКОВА и Леонида ГАЙДАЯ. Узнав, что на «Ленфильме» собираются снимать «Отпуск в сентябре», актер прерывал в твердой уверенности, что его безо всяких проб позовут на главную роль. Однако он ждал, а приглашения все не поступало. Обидевшись, решил уже отказаться от роли, и только приезд режиссера поставил все на свои моста.
В своей книге «Жизнь. Кино» Мельников признался, что намеренно оттягивал утверждение Даля, хотя с самого начала знал, что лучшего исполнителя роли Зилова не найти. Даль в свою очередь знал о переговорах режиссера с другими артистами и болезненно это переживал. «Первая встреча, вспоминал режиссер. — была у нас напряженная. Для начала я решил не вызывать его официально на «Ленфильм», а позвонил по телефону и предложил встретиться в любом удобном месте. После длинной паузы последовал сухой ответ: «Приезжайте ко мне, если желаете». Я приехал. Олег был безукоризненно вежлив, ироничен и слегка ядовит. После положенного светского вступления он спросил: «Ну и когда же вы намерены пригласить меня на пробы?» Я сказал, что проб не будет, что я хотел только выяснить, совпадают ли наши представления о роли и пьесе. Если совпадают, обговорим оргпроблемы и начнем снимать. «Долго же вы думали!» - не сдержался Олег...»
ОДЕРЖИМОСТЬ
Актер вкладывал в роль что-то личное, выстраданное. «Он мог говорить о мелочах, шутить, отвлекаться, но все равно оставался Зиловым - так же тосковал, ждал отъезда на любимую утиную охоту и терзался неразрешимыми зиловскими проблемами, - вспоминал Мельников. - Такое длительное постоянное напряжение — опасная вещь. «Вот развяжу, как Зилов!» - в шутку грозился Олег».
Самоотдача, с какой актер работал на съемочной площадке, у его партнеров вызывала уважение. Так, Ирина КУПЧЕНКО говорила в одном из интервью: «Олег был «штучным продуктом» и в актерском смысле, и в человеческом. Поразительно: даже сегодня фильм не устаревает. Манера игры Даля, абсолютно сегодняшняя».
УСТАЛ, КАК ЗИЛОВ
На закрытой премьере в Останкино фильм приняли хорошо. Мельникова заверили, что телезрители скоро увидят картину. Мол, осталось дождаться подходящего момента.
…Он наступил через восемь лет - во время перестройки. Пьесы Вампилова ставили уже по всему миру в Стокгольме, Вашингтоне. Торонто... Только на родине автор так и не дождался славы. «Это хорошо. что Олег ничего не знал о неприятностях с выпуском картины... — писал Виталий Мельников в книге «Жизнь. Кино».
- Надели через три-четыре, я получил от Олега письмо - на тетрадном листочке, какое-то торопливое. Он сообщал, что устал от безделья, ищет материал для чтения на радио, но, конечно, лучше бы посниматься... На полях листка рукою Олега были нарисованы человеческие следы, ведущие к аккуратной могилке с крестом. «Что за зиловские шуточки?» - подумал я. Ответить ему не успел - через неделю Олег нелепо, трагически погиб в Киеве».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!