1

«Отпуск в Сентябре» (1979)

«РОЛЬ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»

В биографии Олега ДАЛЯ не было случайных ролей - все они были им вы­страданы. И Зилов в картине «Отпуск в сентябре» не стал исключением.

  Титры:

«ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ»

«Ленфильм», 1979 год.

Автор сценария и режиссер:

Виталий Мельников.

В ролях:

Олег Даль,

Ирина Купченко,

Ирина Резникова,

Наталья Гундарева,

Юрий Богатырев,

Геннадий Богачев,

Николай Бурляев,

Евгений Леонов.

 

 

В ПОДПОЛЬЕ

Александр Вампилов не входил в список запрещенных авторов, но все пьесы молодого иркутского драматурга пробивались к зрителю с трудом. Причина тому — отсутствие, по мнению со­ветских критиков, «четко выраженного нравственного абсолюта». Его героев действительно трудно было отнести к хорошим или плохим столько в них всего намешано!

В основе «Утиной охоты» - история о том, как приятели, решив подшутить над Виктором Зиловым, присылают ему похоронный венок и телеграммы-соболезнования. Нелепый розыгрыш заставляет героя всерьез задуматься о своей жизни. Сильная, искренняя пье­са! Однако поставить спектакль уда­лось только через десять лет после публикации. А вскоре Виталий МЕЛЬНИКОВ приступил к работе над те­лефильмом. (Надо сказать, что у ре­жиссера уже был опыт экранизации произведений драматурга: а 1975 году он снял по пьесе Вампилова фильм «Старший сын».)

Коллеги и Виталия Вячеславовича не понимали, как ему удалось получить разрешение на съемки «упаднической» «охоты». «Приходилось хитрить. Я лави­ровал в чиновничьих лабиринтах Гостелерадио и Госкино, понимая, что зани­маемся мы делом немного подпольным. Поэтому «Отпуск в сентябре» сняли очень быстро. Работали самоотвержен­но, с азартом», - раскрывал режиссер свой секрет.

ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА

Олег Даль услышал чтение «Утиной ОХОТЫ» в компании друзей и букваль­но заболел ролью Зилова. В ожидании своей роли Даль отказался сниматься у РЯЗАНОВА в «Иронии судьбы...», не причал предложений Динары АСАНОВОЙ, Александра МИТТЫ, Михаила КОЗАКОВА и Леонида ГАЙДАЯ. Узнав, что на «Ленфильме» собираются сни­мать «Отпуск в сентябре», актер преры­вал в твердой уверенности, что его безо всяких проб позовут на главную роль. Однако он ждал, а приглашения все не поступало. Обидевшись, решил уже отказаться от роли, и только приезд режиссера поставил все на свои моста.

В своей книге «Жизнь. Кино» Мель­ников признался, что намеренно оття­гивал утверждение Даля, хотя с самого начала знал, что лучшего исполнителя роли Зилова не найти. Даль в свою очередь знал о переговорах режиссера с другими артистами и болезненно это переживал. «Первая встреча, вспо­минал режиссер. — была у нас напря­женная. Для начала я решил не вызы­вать его официально на «Ленфильм», а позвонил по телефону и предложил встретиться в любом удобном месте. После длинной паузы последовал су­хой ответ: «Приезжайте ко мне, если желаете». Я приехал. Олег был безукоризненно вежлив, ироничен и слегка ядовит. После положенного светского вступления он спросил: «Ну и когда же вы намерены пригласить меня на пробы?» Я сказал, что проб не будет, что я хотел только выяснить, совпадают ли наши представления о роли и пьесе. Если совпадают, обговорим оргпроблемы и начнем снимать. «Долго же вы думали!» - не сдержался Олег...»

ОДЕРЖИМОСТЬ

Актер вкладывал в роль что-то лич­ное, выстраданное. «Он мог говорить о мелочах, шутить, отвлекаться, но все равно оставался Зиловым - так же тосковал, ждал отъезда на любимую утиную охоту и терзался неразре­шимыми зиловскими проблемами, - вспоминал Мельников. - Такое дли­тельное постоянное напряжение — опасная вещь. «Вот развяжу, как Зилов!» - в шутку грозился Олег».

Самоотдача, с какой актер работал на съемочной площадке, у его партне­ров вызывала уважение. Так, Ирина КУПЧЕНКО говорила в одном из интер­вью: «Олег был «штучным продуктом» и в актерском смысле, и в человеческом. Поразительно: даже сегодня фильм не устаревает. Манера игры Даля, абсо­лютно сегодняшняя».

УСТАЛ, КАК ЗИЛОВ

На закрытой премьере в Останкино фильм приняли хорошо. Мельникова за­верили, что телезрители скоро увидят картину. Мол, осталось дождаться подхо­дящего момента.

…Он наступил через восемь лет - во время перестройки. Пьесы Вампилова ставили уже по всему миру в Стокгольме, Вашинг­тоне. Торонто... Только на ро­дине автор так и не дождал­ся славы. «Это хорошо. что Олег ничего не знал о неприятностях с выпуском карти­ны... — писал Виталий Мель­ников в книге «Жизнь. Кино».

- Надели через три-четыре, я получил от Олега письмо - на тетрадном ли­сточке, какое-то торопливое. Он сообщал, что устал от безделья, ищет материал для чтения на радио, но, конечно, лучше бы посниматься... На полях листка рукою Олега были нарисованы человеческие следы, ведущие к аккуратной могилке с крестом. «Что за зиловские шуточ­ки?» - подумал я. Ответить ему не успел - через неделю Олег нелепо, трагически погиб в Киеве».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz