«А В ДЕРЕВНЕ - ЛУЧШЕ!»
Как Степану Разину удалось поднять донских казаков на восстание, так и Василий ШУКШИН смог мобилизовать семью и земляков на съемки фильма «Печки-лавочки».
Титры: «ПЕЧКИ-ЛАВОЧКИ» Киностудия им. М. Горького, 1972 год. Режиссер и сценарист: Василий Шукшин. Оператор: Анатолий Заболоцкий. Композитор: Павел Чекалов. В ролях: Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Шукшин, Георгий Бурков, Всеволод Санаев, Станислав Любшин, |
|
Зиновий Гердт, Людмила Зайцева, Елена Санаева. |
МЕЖДУ РАЗИНЫМ И РОБИНЗОНОМ
В середине 60-х Шукшин загорелся идеей создания киноэпопеи о Стеньке Разине, после которой собирался оставить работу в кино. «Вот сниму про волжского гуляку - и всё, уеду в свою деревню Сростки, - говорил он друзьям. - И буду только писать».
Договор с Киностудией имени М. Горького был у режиссера уже в кармане, когда худсовет признал картину безыдейной и слишком дорогой. Убийственный приговор - «закрыть работы на неопределенный срок» - подсластили разрешением снять фильм на современную тему по собственному сценарию...
«Прошел месяц, - вспоминал оператор картины Анатолий Заболоцкий, - и на дверях комнаты, где была табличка «Степан Разин», вдруг появилась другая - «Печки-лавочки». Оказалось, это картина о поездке супругов-колхозников из далекой алтайской деревушки на черноморский курорт».
Условия, в которых запускался фильм, можно смело назвать авральными. С чего начинать? Как? С кем? Все эти вопросы ставили Шукшина в тупик. Единственное, что он знал наверняка: главную роль будет играть его друг Леня КУРАВЛЕВ. Дали свое согласие на участие в съемках Всеволод САНАЕВ и Станислав ЛЮБШИН. Георгия БУРКОВА Василий Макарович впервые увидел в «Современнике» и был так очарован игрой актера в спектакле «Майор Тоод и другие», что решил пригласить его на роль железнодорожного вора.
И тут как гром среди ясного неба: Куравлев занят в фильме «Робинзон Крузо» и утвержден на роль Айсмана в «Семнадцати мгновениях весны». «На моих глазах, - вспоминал Заболоцкий, - разворачивалась настоящая драма. «Леня! Я же с тобой загодя сговорился! - кричал Шукшин. - А ты меня предал...»
Время поджимало, и режиссеру ничего не оставалось, как играть самому. Роль жены своего героя Ивана Расторгуева он после долгих раздумий решил отдать супруге Лидии ФЕДОСЕЕВОЙ-ШУКШИНОЙ: «Раз уж все идет наперекосяк, пусть хоть рядом будут те, в ком я уверен».
ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ
Именно по этой причине Шукшин хотел снимать в родном селе - Сростках. Оператор же предлагал поискать более глухое место. «Какая же это деревня? - спрашивал он режиссера. - Здесь даже люди одеты как в городе - в плащи-болонья». В результате сошлись на деревне Шульгин Лог, лежащей от Сростков в нескольких десятках километров. «Но в массовке все равно будут мои односельчане!» — настаивал Шукшин.
Их приходилось ежедневно возить на съемки в автобусе, однако Василий Макарович ни разу не пожалел об этом. С собой они приносили на площадку подлинный «реквизит»: старые ткацкие станки, деревянные ступы, керосиновые лампы. А сколько типажей, сколько ярких шуток и сценок! Никакой актер такое не сыграет! Огорчало другое: после каждого худсовета в картине оставалось все меньше и меньше настоящей жизни.
Особенно тяжело Шукшину далось расставание с кадрами, на которых был запечатлен бродяга Федя. Самородок как-то незаметно прижился в съемочной группе, развлекая всех частушками. Когда Феде стали выписывать деньги за работу, он отказался: «Дайте мне яловые сапоги, телогрейку и теплые штаны». Ему купили еще две пары брюк и несколько рубах. Радостный, он облачился во всё сразу. «Не жарко, Федя?» — спросили его.
«А что делать? У меня складов ведь нету!» Режиссер решил пустить его «выступление» во время титров. «Все равно их никто не читает, — рассуждал он, - время впустую идет. Пусть лучше Федю послушают. Где еще такое встретишь?» И хотя титры с поющим Федей задавали тон всей истории, вердикт начальства был неумолим: «Старика выбросить из фильма полностью».
ОДИН ЗА ВСЕХ
«В картине мы с Олей играли дочек своих родителей, — вспоминала Мария ШУКШИНА. - Помню большой съемочный павильон и светлое пятно в центре - декорация комнаты. Мы прыгали на кровати, плясали, пели, водили хороводы, сушками баловались. Ни я, ни сестра не знали, что снимается кино: папа и мама общались с нами, как в повседневной жизни». Лидия Николаевна рассказывала, что на съемочной площадке они с мужем обходились практически без репетиций - всё обговаривали дома.
Однако можно представить, как тяжело далась эта картина самому Шукшину. «Сколько раз, - рассказывал Заболоцкий, - заканчивая съемку очередного дубля, видел я отчаянные сомнения Макарыча. Бывало и такое - отыграет сцену, крикнет в кадре: «Стоп!», подлетит ко мне: «Ну как там было?» И на молчание — взбешенно: «Ты же один меня видишь!» Смотрю на него, дрожь поднимается, говорю: «Вася, будь добрее». Он вдруг сникнет, улыбнется, в глазах слеза: «Давай еще дубль!»
Памятник Василию Шукшину в селе Сростки Алтайского края.
Памятник Василию Шукшину, город Барнаул.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!