«К БАРЬЕРУ, ГОСПОДА!»
«Тонкий интерпретатор чеховской темы» - так писатель Василий АКСЕНОВ назвал Иосифа ХЕЙФИЦА за фильмы «Дама с собачкой» и «В городе С.». Но сам режиссер своей безусловной удачей считал экранизацию повести Чехова «Дуэль».
Титры: «ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» «Ленфильм», 1973 год. Режиссер и автор сценария: Иосиф Хейфиц. Оператор: Генрих Маранджян. Композитор: Надежда Симонян. В ролях: Олег Даль, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Георгий Корольчук, Анатолий Азо, Ашот Меликджанян, |
|
Любовь Малиновская, Юрий Медведев, Андрей Апсолон, Игорь Ефимов и другие. |
ЛЁД И ПЛАМЕНЬ
От названия «Дуэль» Иосифу Ефимовичу пришлось отказаться - одноименный фильм был снят в начале 60-х. Режиссер выбрал как вариант «Поединок», но потом решил воспользоваться метким определением немецкого писателя Томаса Манна, которое тот дал герою повести, - «Плохой хороший человек».
Сюжет фильма строится на противостоянии слабого, страдающего от своих недостатков Лаевского (Олег ДАЛЬ), и деспотичного, способного ради абстрактных идеалов совершать жесткие поступки фон Корена (Владимир ВЫСОЦКИЙ). Хейфицу удалось соединить в своем фильме двух самых «одиозных» актеров.
О Высоцком и говорить не приходится - каждую его роль надо было пробивать у киношных начальников. И хотя пробы прошли блестяще, Высоцкий до конца не верил, что ему разрешат сниматься: «Все равно не утвердят. Разве только космонавты напишут кому следует. Я у них выступал, а они спросили, почему не снимаюсь... Ну и обещали заступиться». Видимо, письмо космонавтов дошло до «высоких инстанций».
Олегу Далю из-за пустякового конфликта с тогдашним руководителем «Ленфильма» было запрещено даже пробоваться на роль. Рассказывают, что Хейфиц поехал к чиновнику на дачу, долго его уговаривал. И услышал: «Или я, или Даль». Иосиф Ефимович ответил: «Знаете, Даль». Парадокс, но актера утвердили! «Олег Даль был счастливой находкой. В нем было все, что я хотел видеть в Лаевском: неврастения, склонность к рефлексии», — рассказывал режиссер.
КУШАТЬ ПОДАНО!
Хейфиц подолгу репетировал с актерами, был внимателен к каждой детали реквизита. Через его руки прошли десятки дуэльных пистолетов и десятки купальных костюмов для героини Людмилы МАКСАКОВОЙ.
Евгений ТАТАРСКИЙ, работавший на картине вторым режиссером, рассказывает, - «Помню, долго обсуждали: «А давайте на костюме у фон Корена одну : пуговичку сделаем полуоторванной. Он холостяк, и за ним некому ухаживать». Наверное, никто из зрителей и не заметил бы эту пуговку, но она была. И всю картину мы следили за тем, чтобы она держалась на одной ниточке».
В Сосновой Поляне на юго-западе Ленинграда выстроили дом фон Корена и обставили предметами быта, одолженными в музеях. Обеды для героев заказывали в ресторане гостиницы «Европейская» - самом лучшем вто время. Поваров просили: «Вы уж постарайтесь все сделать на высшем уровне - это для Высоцкого, Папанова, Даля». На съемочную площадку приезжал официант, накрывал стол, сервировал по всем правилам. Зелень привозили аж из Баку! «Помню, как мы мучились, чтобы она выглядела свежей и после восьмичасовых съемок», — вспоминает Татарский.
А по окончании рабочего дня актеры с большим удовольствием сметали «реквизит». «Не забуду блестяще сыгранный эпизод, когда Самойленко (Анатолий Папанов) просит у фон Корена денег для Лаевского и тот накрывает ассигнации огромным живым крабом. Вся группа хохотала до упаду, но в фильме этот момент отчего-то потускнел», - вспоминает осветитель Сергей Жолудев.
«НУ, УБЕЙ, МЕНЯ, УБЕЙ МЕНЯ!»
Натурные съемки проходили в Крыму. Жителям Евпатории запомнился приезд Высоцкого. В тот день снимали прогулку фон Корена, когда он свистом подзывал к себе собак и со словами «Пошли ужинать!» нагибался приласкать одну из дворняг. Высоцкий несколько раз их покормил, чтобы приручить к себе.
Но непосредственно перед съемкой четвероногую «массовку» держали на голодном пайке. И напрасно. Когда Высоцкий свистнул, к нему с оглушительным лаем бросилась неуправляемая стая.
Стоит вспомнить и эпизод, в котором фон Корен делает зарядку с гантелями на террасе у моря. Именно тогда Высоцкий написал знаменитую песню «Черные бушлаты», посвященную морскому десанту в Евпатории.
Саму дуэль снимали на Кавказе, в Бзыбском ущелье. В этом живописном месте по дороге к озеру Рица Даль и Высоцкий встали напротив друг друга с дуэльными пистолетами в руках. Но возникла пауза — то ли света не хватало, то ли пиротехники не могли нагнать в кадр достаточно «тумана». Устав от ожидания, импульсивный Даль подошел к Высоцкому поговорить. А тот уже вошел в образ и попросил Олега вернуться на место - съемка вот-вот начнется.
Однако перерыв затягивался. Даль вновь бросился к партнеру: «Володя...» И вновь окрик: «Олег, вернись на : место!» Тогда Даль взорвался: «Ну, убей, убей меня!» Выстрелил вверх и упал на мокрую траву. | Пиротехники перезарядили пистолет. Когда сцена наконец была снята, Высоцкий пошутил: «Ну Олег!.. Я бы на месте фон Корена не промахнулся!».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. Последняя встреча Высоцкого и Даля произошла 1 мая 1980 года, менее чем за три месяца до смерти барда. Похороны Высоцкого потрясли Даля, и он часто потом говорил: «А теперь моя очередь». Его стихотворение, написанное в январе 1981-го, имеет подзаголовок «В. Высоцкому, брату». Он умер 3 марта 1981 года, не дожив до своего сорокалетия. 2. Оператор Генрих МАРАНДЖЯН снял всю картину одним дублем. В семидесятые годы у нас только появилась пленка «Кодак», и Хейфицу удалось ее выбить. Но дали точно по метражу картины. Ни сантиметром больше! Оператор уложился тютелька в тютельку-под фирменный знак «Кодака» на хвостике ленты. |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!