«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986 )

«ЛЕГЕНДЫ БЕЙКЕР-СТРИТ»

В лондонском Музее Шерлока Холм­са, на самом видном место, висит портрет Василия ЛИВАНОВА в гриме великого сыщика: жители туманного Альбиона признали в нем своего.

  Титры:

«ШЕРЛОК ХОМС И

ДОКТОР ВАТСОН»

«Ленфильм»,

«Знакомство.

Кровавая надпись»

1979 год.

«Король шантажа»,

«Смертельная схватка»,

«Охота на тигра»

1980 год.

«Собака Баскервилей»

1981 год.

«Сокровища Агры»

1983 год.

«Двадцатый век начинается»

1986 год.

Режиссер:

Игорь Масленников.

Авторы сценария:

Юлий Дунский,

Валерий Фрид,

Владимир Валуцкий,

Игорь Масленников.

Композитор:

Владимир Дашкевич.

В ролях:

Василий Ливанов,

Виталий Соломин,

Рина Зеленая,

Бронислав Брондуков

и другие.

 

СТОПРОЦЕНТНЫЕ АНГЛИЧАНЕ

Игорь МАСЛЕННИКОВ не ошибся в выборе: спустя семнадцать лет за блестящее воплощение образа легендарного детектива актер получил орден Британской империи из рук её величества королевы Елизаветы II

 

В далеком 1979-м режиссера подкупило в Ливанове поразительное сходство актера с Холмсом, изображенном в первом издании рассказов Артура Конан Дойла. A вот Ватсона искали несколько месяцев: подобно описать внешность верного спутника Холмса писатель не удосужился.

В актерской картотеке «Ленфильма» на глаза Масленникову попалась фотография Виталия СОЛО­МИНА, на которой он был с усами. Ре­жиссер был поражен: «Вылитый Конан Дойл в молодости! Настоящий эдинбур­жец - рыжеватый и курносый». Приняв предложение Масленникова, Соломин фактически согласился жить на два го­рода. Ежедневно он совершал «путешествие из Петербурга в Москву» и обратно: отыграв спектакль в столичном Малом театре, мчался на вокзал, чтобы успеть на ночной поезд

Казалось бы, Ливанов и Соломин идеально попадали в типажи, но чиновники Центрального телевидения, по за­казу которого снималась первая серия фильма, не желали утверждать ни того ни другого. «Ну какой это Холмс?! – возражали они. - Мы знаем Ливанова: он шумный, непредсказуемый... А Ватсон? У него же физиономия! Курно­сый...» Убедить их в обратном, помогли удачные пробные съемки.

 

НЕ ДРАЗНИТЕ РЕЖИССЕРА...

«Моя работа над «Холмсом», - вспо­минал Масленников, - очень напоминала работу самого Конан Дойла над своими рассказами. Как известно, он не собирался так много писать о сыщи­ке. Но народ требовал продолжения. Вот и я: бросался снимать что-нибудь другое («Пиковую даму», «Зимнюю вишню»), - мне напоминали: «На­до бы вернуться к Шерлоку Холмсу!».

Одной из лучших картин о Шерлоке стала экранизация «Собаки Баскервилей», во многом благодаря великолеп­ному дуэту Никиты МИХАЛКОВА и Александра АДАБАШЬЯНА. На роль сэра Генри, Масленников пригласил Николая ГУБЕНКО, но тот отказался. Начали срочно искать замену. Канди­датуру Михалкова предложила супруга Юрия ВЕКСЛЕРА Светлана КРЮЧКО­ВА, которая в тот момент снималась у Никиты Сергеевича в «Родне». Кстати, в «Собаке Баскервилей», актриса игра­ла будучи, на последних месяцах бере­менности...

Интересно, что роль дворецкого Бэрримора досталась Адабашьяну слу­чайно - таким нехитрым способом Масленников нейтрализовал его за из­лишнюю творческую активность. «По­началу, - вспоминал режиссер, - я никак не мог понять, зачем Никита привез его. Потом они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссеру!.. Я не деспот, но на площад­ке должен быть один режиссер, иначе ничего хорошего не выйдет. Пришлось цыкнуть на них и найти Адабашьяну за­нятие».

 

 

СОБАЧЬЯ РАБОТА

Самым трудным, оказалось, снять саму «собаку Баскервилей». Во-первых, «актриса» те готова была посвятить себя профессии, а во-вторых, ее нельзя выкрасить фосфором, как это описано в первоисточнике. «Вы что, с ума со­шли?! Это же испортит нюх! - возму­щались кинологи. - Ни один хозяин не разрешит красить своего питомца всякой химией!».

 

 

Попытались выйти из положения, ис­пользовав в кадре синий фон. - так делают при комбинированных съемках. В синий костюм одели и хозяина, однако он тут же был покусан собакой, не узнав­шей его в странном балахоне. Тогда ре­шили обклеить псину скотч-лайтом - пленкой, которую используют в качестве светоотражателя при изготовлении до­рожных знаков.

 

 

Получилось довольно странное, но совсем не страшнее суще­ство. Что делать? Сшили для животного безрукавку и намордник. Чтобы на пленке получить отсвет от собаки, за спиной оператора надо было поставить осветительный прибор, но собака никогда не побежит на свет. Ставили и переставля­ли, крутили и перекручивали - с грехом пополам сняли этот «ужас в ночи»...

 

 

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?

Написать саундтрек к картине пору­чили композитору Владимиру ДАШКЕ­ВИЧУ, который и раньше писал музыку к фильмам Масленникова. Но время шло, а результата все не было. В очеред­ной раз режиссер набрал номер телефо­на композитора...

 

 

Дашкевич вспоминал: «Я взял телефон, перенес его к роялю и от отчаяния сыграл первое, что пришло в голову. Игорь Федорович, мудрый человек, сказал: «Владимир Сергеевич, толь­ко немедленно запишите, вы же потом забудете». Так родилась знаменитая заставка к «Шерлоку Холмсу» - мелодия, о которой маститые музыковеды впоследствии спорили: что это - поздний Перселл или ранний Бриттен?..

 

Памятник Шерлоку Холмсу и Доктору Ватсону.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2020 uCoz