Путевка в жизнь (1931)

«ФАБРИКА ЛЮДЕЙ»

Николая ЭККА сегодня знают разве что киноведы, а ведь и первый цветной, и первый звуковой фильмы снял именно он!

   Титры:

«Путевка в жизнь»

«Межрабпомфильм»,

1931 год.

Режиссёр:

Николай Экк.

Сценарий:

Николай Экк,

Регина Янушкевич,

Александр Столпер.

Оператор:

Василий Пронин.

Композитор:

Яков Столляр.

В ролях:

Николай Баталов,

Йыван Кырля,

Василий Качалов,

Михаил Джагофаров,

Михаил Жаров,

Регина Янушкевич,

Владимир Уральский,

Мария Гонта,

Рина Зеленая и другие.

 

 

Венецианский кинофестиваль (1932)

Лучшая режиссерская работа

 

Пальма первенства 

В 1926 году чекист Матвей Самойлович Погребинский создал Большевицкую коммуну, в которой действова­ли три главных правила - ни­какой охраны, ежедневный труд и ответственность не пе­ред начальством, а перед коллективом. О своем нова­торском эксперименте Погребинский рассказал в книгах «Трудовая коммуна ОГПУ» и «Фабрика людей». Они-то и легли в основу фильма «Пу­тевка в жизнь».

 

 

В 1937 году, прочитав в га­зете об аресте бывшего нарко­ма внутренних дел Генриха Ягоды, Матвей Самойлович застрелился. Его имя долгие годы было под запретом. По­этому, когда в 1957-м на Ки­ностудии им. М. Горького (быв­шем «Межрабпомфильме») отреставрировали фильм «Пу­тевка в жизнь», критики стали утверждать, что литературная основа сценария - «Педагоги­ческая поэма» Антона Мака­ренко. То, что написал он ее в 1935-м, через четыре года по­сле выхода картины на экраны, киноведов не смущало.

 

 

Школа киноактера

В 1930 году Николай Экк, главный режиссер киностудии «Межрабпомфильм», вместе с Осипом БРИКОМ, издате­лем и близким другом Мая­ковского, Александром СТОЛ­ПЕРОМ, режиссером студии «Союзкино», и актрисой Реги­ной ЯНУШКЕВИЧ приступил к работе над сценарием. Реги­на захотела сыграть мать Кольки Свиста и придумала все реплики своей героини. «На роль начальника коло­нии Сергеева нужен был актер, который с первого же кадра покорил бы зрите­ля», — вспоминал Экк. После долгих поисков утвердили зна­менитого артиста МХАТа Нико­лая БАТАЛОВА. Во-первых, он уже снялся в известных филь­мах («Аэлита» Якова ПРОТА­ЗАНОВА, «Мать» Всеволо­да ПУДОВКИНА). Во-вторых, обладал хорошо постав­ленным голосом. В-третьих, у него было именно такое «на­родное лицо», какое искал режиссер. Баталов полагал, что для создания достоверного об­раза в звуковом кино требуют­ся иные методы, нежели в немом: «Я отказался от ме­ханического перенесения теа­тральных приемов, добивался бытового звучания реплик, житейского поведения на круп­ных планах».

 

 

Никакого мошенничества

В массовку набрали насто­ящих беспризорников. Однаж­ды после съемок из стоявшей в павильоне бочки вылез па­рень - в драном тулупе и жен­ской шапочке: «Вы так долго снимали, что я тут заснул». Ре­жиссер ахнул - именно та­ким он видел Мустафу! Так воспитанник трудколонии Йыван КЫРЛЯ получил глав­ную роль. Его реплики «Лов­кость рук — и никакого мошен­ничества», «Яблочка хотца!» пошли в народ. Кырля часто выступал перед кино - сеансом в костюме и гриме Мустафы. «Чтобы увидеть жи­вого Мустафу, зри­тели сносили двери кинотеатров!» — вспоминал Миха­ил ЖАРОВ.

 

 

С Николаем Экком актер был знаком еще по Театру Мейерхольда. Прочитав сцена­рий, Михаил Иванович решил, что старый приятель предло­жит сыграть Сергеева, а когда услышал, что ему уготована роль главы шайки Жигана, воз­мутился: «Почему я должен играть жулика и убийцу?» - «По­тому что ты не похож на жулика, а тем паче на убийцу!» - пари­ровал режис­сер. Жаров согласился, только узнав, что Сергеева сыграет Ба­талов, талан­том которого он восхищался. «Путевка в жизнь» стала первой работой в кино Геор­гия ЖЖЕНОВА и Рины ЗЕ­ЛЕНОЙ (она, кстати, пре­красно пела, и зрителям представилась возмож­ность услышать ее чудесный голос).

Продолжение следует?

Фильм заканчивается трагически: Жиган убивает Мустафу. После премьеры мальчишки кричали Жарову вслед: «Эй, ты, зачем Мустафу порешил?». В первом варианте сценария Жиган падал с отко­са и насмерть разбивался. Эпизод отсняли, но авторы решили сделать вторую серию, а она без Жигана была бы не интересна. Сцену пересняли: скатившись с насыпи, бандит исчезал во мгле, чтобы потом вернуться. Сценаристы быстро придумали новую историю, в которой Жиган был главным действующим лицом: попав на строительство Беломорско - Балтийского канала, он стал активным строителем комму­низма. Однако Экк, увлекшись другой темой, так и не осуще­ствил задуманное.

Картина имела огромный успех не только у нас, но и за рубежом — ее показали в 27 странах. На кинофоруме в Ве­неции в 1932 году Николая Экка признали лучшим режис­сером.

 

    Интересные факты:

1. Николая Петро­вича Баталова не стало в 1937 году. Орденоносец, за­служенный артист РСФСР умер от туберкулеза. Ему было 37 лет.

2. Однажды в гастрономе Жаров почувствовал, что кто- то лезет в его карман. Поко­сившись, он увидел худенько­го воришку. Актер пожалел мальчонку и сделал вид, что ничего не заметил. У выхода из магазина Михаила Ивано­вича окликнул долговязый парень, державший мальчиш­ку за ухо: «Товарищ Жаров, вот ваша трешка. Этот моло­косос своих не узнает!»

3. 23 апреля 1937 года Йыван Кырля был арестован и осужден на десять лет. В июле 1943-го он умер в ла­гере на Урале. Однако Михаил Жаров, не желая портить ре­путацию народного любимца, рассказывал зрителям, что Мустафа погиб на фронте.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

 

kinofan.ucoz.club © 2018