«СИЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ НЕ ПЛАЧУТ»
В своей дочери мать души не чаяла. Когда девочка подросла, скопила из скудной зарплаты уборщицы сто рублей и купила баян: ее ненаглядная Раечка должна получить самую престижную на деревне специальность - гармониста, который всегда и сыт, и пьян, и нос в табаке. «Моя мама — женщина простая, деревенская. Окончила полтора класса школы, потому что в хозяйстве требовались лишние руки. Кроме нее, старшей, в семье еще пятеро детей росли, за всеми глаз да глаз нужен. Натерпевшись сама, она хотела мне лучшей доли. Я мать свою побаивалась, возражать ей не смела, потому старалась - от многочасовой игры на баяне мозоли на руках натирала... А когда окончила Рязанское музыкальное училище, мама отправила меня в Горьковскую консерваторию».
В консерваторию Рая не поступила. Услышав, как поют вокалисты, как играют пианисты и скрипачи, испугалась: подхватила баян - и назад, домой. Маме сказала, что в этом году девочек не принимают. Устроилась учительницей музыки в Рязани: днем работала, а по вечерам ходила в драматический театр. Все спектакли выучила наизусть, но особенно ей нравился «Ромео и Джульетта». «Как же был хорош артист, игравший Ромео! Я в него без памяти влюбилась. Однажды он взглядом нашел меня в зале и поклонился как самой преданной своей почитательнице. Я даже подпрыгнула на стуле от радости, а после спектакля решила тайно проводить его до дома. Дождалась, когда он выйдет из театра, и пошла за ним. Вдруг он снял кепочку - и я увидела, что мой Ромео абсолютно лысый. Какое разочарование! Как я могла о нем мечтать?! Для меня это был настоящий удар».
То, что артисты - самые обычные люди, для Раи стало открытием. «Раз так, то и я смогу быть артисткой, - подумала она. — Поеду в Москву поступать в театральное училище!» Вскоре она уже была студенткой ГИТИСа.
Раиса Рязанова
«Когда я училась на втором курсе, к нам из армии пришел очень красивый морячок. На него все девчонки заглядывались. Мне он тоже приглянулся, но у меня как-то не получалось обратить на себя его внимание. Однажды зимним вечером вышла из института — сугробы по пояс, а между ними узенькая тропинка вьется. Я взяла и села в сугроб, а тут он идет. «Сидишь?» — спрашивает. «Сижу». - «Давай-ка я провожу тебя», - неожиданно предложил он. Так и началась наша дружба. Через год мы поженились, а на четвертом курсе я родила сына Даню».
Брак продлился всего два года: на съемках Рая влюбилась в режиссера. Да так сильно, что, вернувшись из экспедиции, честно рассказала об этом мужу и вместе с маленьким сыном ушла. «Муж меня уговаривал остаться, ведь измены-то никакой не было. Но я настояла на разводе. Правда, счастья мне этот роман не принес. Он вяло тянулся десять лет: мой возлюбленный был не свободен, а я не настаивала на его уходе из семьи. Со временем чувства угасли, и мы расстались... И хотя с тех пор живу одна, я не считаю, что личная жизнь у меня не удалась. Я сделала главное — вырастила достойного сына. Сейчас очень им горжусь — он актер Театра на Таганке. По первому зову мчится - и кран починит, и холодильник. Я привыкла к одиночеству и не страдаю. Хотя, если бы не взбрыкнула тогда, наверняка с первым мужем жила бы до сих пор. Я ведь из верных женщин, обманывать не умею».
...Судьба Раисы Рязановой не похожа на судьбу ее знаменитой киногероини — малярши Тоси из фильма «Москва слезам не верит». «В отличие от меня Тосе не надо было выживать. Но трудности меня закалили, я стала сильной, а мужчин, оказывается, это пугает. Многие мои знакомые говорят, что, если бы я была мягче, от мужиков отбоя бы не было. Но я привыкла полагаться только на себя. Жизнь научила меня мудрости: главное, не вешать нос - даже из самой трудной ситуации есть выход».