«Руслан и Людмила» (1972)

«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»

Масштабные батальные сцены, грандиозные декорации и великолепные костюмы фильма «Руслан и Людмила» поражают воображение современных зрителей, избалованных компьютерными спецэффектами.

  Титры:

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

«Мосфильм», 1972 год.

Режиссер и Сценарист:

Александр Птушко.

Художник-постановщик:

Евгений Серганов.

Композитор:

Тихон Хренников.

В ролях:

Наталья Петрова,

Валерий Козинец,

Руслан Ахметов,

Вячеслав Невинный,

Андрей Абрикосов,

Владимир Федоров,

Мария Капнист,

 

Эва Киви,

Игорь Ясулович,

Сергей Мартинсон.

 

«Там русский дух... там Русью пахнет!»

Летающий карлик Черномор, неви­данные звери, говорящая Голова, зачарованный лес... В искусстве комбинированных съемок Александру ПТУШКО не было равных. Он сам делал декорации и модели чудовищ. Коллеги говорили, что у режиссера золотые руки.

«Пушкин, наверное, специально для меня написал «Руслана и Людмилу», - шутил Александр Лукич. А когда все вос­хищались очередным его трюком, скром­но замечал: «Ничего удивительного, ведь я обыкновенный гений».

Птушко буквально фонтанировал идеями. Для сцены, когда Людмила ока­зывается во дворце Черномора, требо­вались ЗОО попугаев. Такого количества экзотических птиц достать не смогли, поэтому заменили их голубями, которым приделали хохолки и большие клювы. Когда «попугаи» принимались ворковать, на съемочной площадке начиналось ве­селье. Зрители, конечно, подмены не за­метили.

Павильонные съемки проходили на «Мосфильме», натурные - сцены венча­ния Руслана и Людмилы, бой Руслана с Головой и батальные сражения — в горо­де Александрове Владимирской области и его окрестностях. «Здесь исконно рус­ские пейзажи!» - восторгался режиссер.

Для съемок осады «матери городов рус­ских» на холме выстроили декорации древнего Киева, рядом разместили де­ревянные языческие идолы и катапульты с котлами кипящей смолы. В батальных сценах были заняты солдаты кавалерий­ского полка «Мосфильма»: они перево­площались и в русских дружинников, и в печенегов.

«Улыбка, очи голубые и голос милый...»

В поисках актрисы на роль Людмилы ассистенты пересмотрели всех кинокра­савиц, но ни одна не подошла. В итоге княжну сыграла непрофессиональная актриса. «Проезжала на машине мимо Института иностранных языков и в толпе студентов увидела дивной красоты де­вушку», - рассказывает Наталья ПТУШ­КО, работавшая на фильме отца вторым режиссером. На пробах Наташу ПЕТРОВУ попросили не волноваться и просто быть самой собой, и ее естествен­ность очень понравилась Птушко.

После выхода фильма Петровой приходили ты­сячи писем от востор­женных поклонников, но она не захотела продол­жать актерскую карье­ру, лишь однажды снова появилась на экране: по просьбе Владимира ВЫ­СОЦКОГО сыграла офи­циантку Марианну в фильме «Место встречи изменить нельзя». На­талья вышла замуж за иранского биз­несмена, после смерти супруга унасле­довала большое состояние и теперь живет на своей вилле в Швейцарии, за­нимается бизнесом.

На роль Руслана режиссер пригласил Олега ВИДОВА, сыгравшего Гвидона в его экранизации «Сказка о царе Салтане». Но пока строили декорации, актер уехал на несколько дней в Ялту и не успел вернуться к началу съемок. Так Русланом стал утвержденный на роль Рогдая Вале­рий КОЗИНЕЦ, муж Натальи Птушко. Костюмеры принялись срочно переши­вать все костюмы. А Рогдая сыграл Олег МОКШАНЦЕВ. На площадке Валерию пришлось «играть с пустотой», при монтаже эти кадры соединяли с другими сценами.

«Не узнаю вас в гриме!»

В пушкинской поэме есть еще одна любовная линия - волшебника Финна и колдуньи Наины. Роль старика сыграл Игорь ЯСУЛОВИЧ, кото­рому тогда было чуть-чуть за тридцать! Пришлось помучить­ся с гримом, зато эффект был потрясающий: когда актер во­шел в павильон, Птушко вскочил со своего кресла и уступил «старичку» место!

Играть Наину согласи­лась звезда Вахтанговского театра Цецилия МАН­СУРОВА. Выстроили декорации, привезли пиротехнику, собрали массовку. После не­скольких репетиций за­жгли факелы... «Эту слож­ную сцену нужно было снять с одного дубля. Звучит команда «Мотор!» - и тут Мансурова вдруг говорит: «Александр Лукич, я подумала, может, мне лучше встать в другом месте?» Съемочная группа потеряла дар речи, а Птушко разразился в адрес актрисы такой ти­радой, что и у лошадей завяли бы уши!» - вспоминает Ясулович.

Режиссер отказался работать с Ман­суровой и пригласил Марию КАПНИСТ. «У Марии Ростиславовны фантастиче­ский талант, ей грим не нужен — все сказочные превращения идут у нее из души», - говорил Птушко. Он был поко­рен ее профессионализмом и бесстра­шием — в клетку с тигром актриса вошла не дрогнув!

Роль Черномора стала дебютной для Владимира ФЕДОРОВА - физика- ядерщика, работавшего в НИИ им. Кур­чатова. Александр Лукич пригласил его из-за внешности: Федоров был ростом 1 метр 30 сантиметров.

«Птушко - мастер своего дела. Ассистенты не могли заполнить декорацию водой, она все время просачивалась, - вспоминает Владимир Анатольевич. - Режиссер возмутился: «Это же так просто! Посте­лите брезент, насыпьте конский навоз, а потом заливайте воду». На счету Федо­рова более 30 картин.

 

  Интересные факты:

1. «Руслан и Людмила» — последний фильм в творческой биографии Александра Птушко. За год его посмотрели около 35 миллионов зрителей. Самыми популярными именами для новорожденных стали Руслан и Людмила.

2. Наталью Петрову в фильме озвучила актриса Нина ГУЛЯЕВА.

3. Жанр кинофэнтези многим обязан Птушко. Задолго до появления компьютерной графики, в 1935 году, он поставил полнометражный фильм с объемной анимацией - «Новый Гулливер», а в 1956-м снял первый широкоэкранный фильм со стереозвуком — «Илья Муромец».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2018