«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
Масштабные батальные сцены, грандиозные декорации и великолепные костюмы фильма «Руслан и Людмила» поражают воображение современных зрителей, избалованных компьютерными спецэффектами.
Титры: «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» «Мосфильм», 1972 год. Режиссер и Сценарист: Александр Птушко. Художник-постановщик: Евгений Серганов. Композитор: Тихон Хренников. В ролях: Наталья Петрова, Валерий Козинец, Руслан Ахметов, Вячеслав Невинный, Андрей Абрикосов, Владимир Федоров, Мария Капнист, |
|
Эва Киви, Игорь Ясулович, Сергей Мартинсон. |
«ТАМ РУССКИЙ ДУХ... ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!»
Летающий карлик Черномор, невиданные звери, говорящая Голова, зачарованный лес... В искусстве комбинированных съемок Александру ПТУШКО не было равных. Он сам делал декорации и модели чудовищ. Коллеги говорили, что у режиссера золотые руки.
«Пушкин, наверное, специально для меня написал «Руслана и Людмилу», - шутил Александр Лукич. А когда все восхищались очередным его трюком, скромно замечал: «Ничего удивительного, ведь я обыкновенный гений».
Птушко буквально фонтанировал идеями. Для сцены, когда Людмила оказывается во дворце Черномора, требовались ЗОО попугаев. Такого количества экзотических птиц достать не смогли, поэтому заменили их голубями, которым приделали хохолки и большие клювы. Когда «попугаи» принимались ворковать, на съемочной площадке начиналось веселье. Зрители, конечно, подмены не заметили.
Павильонные съемки проходили на «Мосфильме», натурные - сцены венчания Руслана и Людмилы, бой Руслана с Головой и батальные сражения — в городе Александрове Владимирской области и его окрестностях. «Здесь исконно русские пейзажи!» - восторгался режиссер.
Для съемок осады «матери городов русских» на холме выстроили декорации древнего Киева, рядом разместили деревянные языческие идолы и катапульты с котлами кипящей смолы. В батальных сценах были заняты солдаты кавалерийского полка «Мосфильма»: они перевоплощались и в русских дружинников, и в печенегов.
«УЛЫБКА, ОЧИ ГОЛУБЫЕ И ГОЛОС МИЛЫЙ...»
В поисках актрисы на роль Людмилы ассистенты пересмотрели всех кинокрасавиц, но ни одна не подошла. В итоге княжну сыграла непрофессиональная актриса. «Проезжала на машине мимо Института иностранных языков и в толпе студентов увидела дивной красоты девушку», - рассказывает Наталья ПТУШКО, работавшая на фильме отца вторым режиссером. На пробах Наташу ПЕТРОВУ попросили не волноваться и просто быть самой собой, и ее естественность очень понравилась Птушко.
После выхода фильма Петровой приходили тысячи писем от восторженных поклонников, но она не захотела продолжать актерскую карьеру, лишь однажды снова появилась на экране: по просьбе Владимира ВЫСОЦКОГО сыграла официантку Марианну в фильме «Место встречи изменить нельзя». Наталья вышла замуж за иранского бизнесмена, после смерти супруга унаследовала большое состояние и теперь живет на своей вилле в Швейцарии, занимается бизнесом.
На роль Руслана режиссер пригласил Олега ВИДОВА, сыгравшего Гвидона в его экранизации «Сказка о царе Салтане». Но пока строили декорации, актер уехал на несколько дней в Ялту и не успел вернуться к началу съемок. Так Русланом стал утвержденный на роль Рогдая Валерий КОЗИНЕЦ, муж Натальи Птушко. Костюмеры принялись срочно перешивать все костюмы. А Рогдая сыграл Олег МОКШАНЦЕВ. На площадке Валерию пришлось «играть с пустотой», при монтаже эти кадры соединяли с другими сценами.
«НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ!»
В пушкинской поэме есть еще одна любовная линия - волшебника Финна и колдуньи Наины. Роль старика сыграл Игорь ЯСУЛОВИЧ, которому тогда было чуть-чуть за тридцать! Пришлось помучиться с гримом, зато эффект был потрясающий: когда актер вошел в павильон, Птушко вскочил со своего кресла и уступил «старичку» место!
Играть Наину согласилась звезда Вахтанговского театра Цецилия МАНСУРОВА. Выстроили декорации, привезли пиротехнику, собрали массовку. После нескольких репетиций зажгли факелы... «Эту сложную сцену нужно было снять с одного дубля. Звучит команда «Мотор!» - и тут Мансурова вдруг говорит: «Александр Лукич, я подумала, может, мне лучше встать в другом месте?» Съемочная группа потеряла дар речи, а Птушко разразился в адрес актрисы такой тирадой, что и у лошадей завяли бы уши!» - вспоминает Ясулович.
Режиссер отказался работать с Мансуровой и пригласил Марию КАПНИСТ. «У Марии Ростиславовны фантастический талант, ей грим не нужен — все сказочные превращения идут у нее из души», - говорил Птушко. Он был покорен ее профессионализмом и бесстрашием — в клетку с тигром актриса вошла не дрогнув!
Роль Черномора стала дебютной для Владимира ФЕДОРОВА - физика- ядерщика, работавшего в НИИ им. Курчатова. Александр Лукич пригласил его из-за внешности: Федоров был ростом 1 метр 30 сантиметров.
«Птушко - мастер своего дела. Ассистенты не могли заполнить декорацию водой, она все время просачивалась, - вспоминает Владимир Анатольевич. - Режиссер возмутился: «Это же так просто! Постелите брезент, насыпьте конский навоз, а потом заливайте воду». На счету Федорова более 30 картин.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. «Руслан и Людмила» — последний фильм в творческой биографии Александра Птушко. За год его посмотрели около 35 миллионов зрителей. Самыми популярными именами для новорожденных стали Руслан и Людмила.2. Наталью Петрову в фильме озвучила актриса Нина ГУЛЯЕВА. 3. Жанр кинофэнтези многим обязан Птушко. Задолго до появления компьютерной графики, в 1935 году, он поставил полнометражный фильм с объемной анимацией - «Новый Гулливер», а в 1956-м снял первый широкоэкранный фильм со стереозвуком — «Илья Муромец». |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!